Русская линия
Русский дом Александр Сегень05.04.2008 

Благая весть
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

События Благовещения описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Архангел Гавриил был послан Всевышним в город Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира

Одно из любимых детских воспоминаний: бабушка на кухне творит жаворонков. Лепит из теста птичек, глазками вставляет изюминки. До этого всю зиму говорила: «Езюм не трогайтя, он для жаворонков».

Покуда сырые, они ещё не живые, бледные. Но вот она ставит их в духовку, выпекает, вытаскивает противень, а на нём — румяные, бойкие, глазки-изюминки сверкают, того и гляди зачирикают, вспорхнут, улетят!

Есть их страшновато, будто и впрямь живую птичку, но зато — до чего вкусны! Кажется, ничего нет вкуснее тех благовещенских жаворонков, а всего-то — тесто, да по две изюминки на каждую пташку…

В русском календаре это был всегда один из любимых праздников. На Благовещение весна зиму изгоняла, и был обычай выпускать на волю птиц, которых загодя перед зимою налавливали или покупали и всю зиму содержали в клетках.

Новозаветное повествование свидетельствует нам: ангел явился к Деве Марии в Назарете и возвестил Ей, что Она родит Спасителя мира от Духа Святого. В иконографии Дух Святой всегда изображается в виде голубя, отсюда и пошёл обычай выпускать на волю птиц, о котором с умилением писал Пушкин:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Как-то в разговоре с выдающимся русским орнитологом Александром Александровичем Кузнецовым услышал от него заверения, что птицы, выпущенные из клетки в начале апреля, обречены на гибель от холода и голода. Но другой мой знакомый учёный, с биостанции на Куршской косе, не согласился:

— Я проводил наблюдения и обнаружил, что в любой другой день начала апреля птичка погибнет, а выпущенная в праздник Благовещения каким-то удивительным образом остаётся жива.

Раньше по всей России разводили голубей, и в Благовещение впервые выпускали их из голубятни и запускали в небеса со свистом — выгуливали.

Благовещение очень редко выпадает на Светлую седмицу, обычно оно приходится на Великий пост, и потому жаворонки — печенье постное. Зато впервые постом разрешается в этот день рыба. И потому пекли на Руси благовещенскую кулебяку о четырёх углах — один угол с грибами, другой — с сёмгой, третий — с налимьей печёнкой, четвёртый — с судачьей икрой под рисом.

На Благовещение существовал ещё обычай купать домашнего соловья, считалось, что иначе он весь год петь не будет.

Назарет, бывший во времена Иисуса Христа захудалым городишком, теперь довольно крупный по палестинским понятиям городок. В основном его населяют арабы, причём многие из них — православные.

На месте, где располагался дом Иосифа и где произошло чудо явления Архангела Гавриила Пресвятой Богородице, ныне возвышается католический храм Благовещения. Огромный и просторный, построенный в соответствии с современными понятиями об архитектуре, он гораздо больше напоминает европейский железнодорожный вокзал, нежели дом Божий. И когда входишь внутрь, мало что перекликается в сознании с евангельским событием. Дыхание холодного и расчётливого западного христианства ощущается и когда подходишь к восстановленной комнате Девы Марии, гроту Благовещения — он огорожен чугунной решёткой, вход разрешён только католикам. Помню, когда мы, группа русских паломников, только подошли туда и, встав перед решёткой, запели «Богородице, Дево, радуйся…», к нам тут же устремились монахи-католики, с гневом отогнали прочь и запретили пение. В православных храмах такого не бывает.

Православный храм в Назарете посвящён Архангелу Гавриилу. Он расположен на месте источника, из которого Богородица брала воду. Он и теперь течёт там, в глубине храма, можно попить и оросить лицо, будь ты православный, католик, мусульманин или даже иудей. И никто не побежит на тебя с видом хозяина, на чью территорию ты незаконно покусился.

Сия обитель построена в 1780 году. Многие полагают, что само событие Благовещения произошло не в гроте, где обитало Святое Семейство, а именно здесь, у источника. В конце XIX века Императорское Православное Палестинское общество выделило пять тысяч рублей на благоукрашение церкви, подарило храму иконы и священнические облачения.

Это на Святой земле. А в России всегда было огромное множество Благовещенских храмов. Сейчас только в Москве их девять — в Бабушкине и в Петровском парке, в Старых Панех и в Федосьине, на Воронцовом поле и в Шубине, в бывших казармах Сапёрного батальона и в резиденции Отдела внешних связей Патриархии. И, конечно же, в Кремле. Многие годы этот храм служил домовой церковью московских князей и царей.

Ни в одной стране мира нет городов, названных в честь праздника Благовещения. В Англии и Америке не найдёшь Аннонсиэйшн-сити, во Франции не попадаются Аннонсиасьонвилли, в Германии отсутствует Феркюндигунгштадт. А в России Благовещенски есть, и целых два — один на Амуре, другой в Башкирии. Причём, что удивительно, их не коснулось озверелое большевистское переименование! Деревень с топонимом Благовещенка у нас насчитывается 15, существует семь сёл Благовещенских, а в Ивановской и Вологодской областях есть сёла, которые так и называются Благовещение. Вот как любят у нас этот праздник!

http://www.rusdom.org/node/139


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика