Русская линия
Русский дом Надежда Ильина05.04.2008 

Игумен первой на Руси лавры
920 лет со дня праведной кончины преподобного Никона Киево-Печерского 5 апреля, 1088 год

Монастыри мужские и женские существовали со времён Крещения Руси. Но эти обители, основанные князьями, известны только по имени. Они не стали воспитателями русского иночества. Потому только после возникновения Киево-Печерской лавры, по исторической справедливости, начинается русское монашество, давшее миру сонм святых

«Много монастырей, — пишет преподобный Нестор Летописец, тоже воспитанник Киево-Печерской Лавры, — поставлено от князей, от бояр и от богатства. Но не таковы они, каковы поставленные слезами, постом и молитвой. Антоний (Киево-Печерский) не имел ни золота, ни серебра, но всё стяжал слезами и постом». И, как мы видим, на века стяжал.

Преподобный Никон был одним из первых его учеников. Он пришёл в пещерку святого Антония уже в зрелых годах, иереем. Антоний дал ему послушание совершать монашеский постриг приходивших к нему благочестивых людей, желавших иноческого жития. Первым Никон постриг в монахи с благословения прп. Антония юного Феодосия, который вскоре стал игуменом Лавры и которого все мы чтим как преподобного.

Через некоторое время в пещерку св. Антония пришли двое знатных бояр, которых очень ценил тогдашний киевский князь Изяслав. Они желали иноческого жития, и преподобный Антоний, помолясь Богу, велел св. Никону постричь бояр, желавших отречься от мира, в монашество. Ныне мы чтим их как преподобных Варлаама и Ефрема Киево-Печерских.

Узнав о том, что столь нужные ему в делах управления княжеством вельможи ушли в монастырь, князь разгневался. Он призвал к себе прп. Никона, с гневом допрашивал его и велел убедить бояр вернуться. Угрожал, что в случае неисполнения его воли сошлёт в заточение всех старцев и велит раскопать пещеру.

— Делай, что хочешь, — отвечал ему преподобный Никон, — а я не могу отнимать воинов у Царя Небесного.

Никона заперли в темнице. Преподобный Антоний с монахами удалились из своей пещеры, намереваясь уйти в Черниговское княжество. За иноков вступилась жена Изяслава, польская княжна:

— Однажды король Болеслав прогневался на монахов и изгнал их. Много бед потом было из-за этого на польской земле.

Изяслав, боясь гнева Божия, велел отпустить св. Никона и послал просить уходивших иноков вернуться в Киев. Они, смирившись, вернулись. В обитель приходило всё более людей, желающих монашеского пострига. Жаждавший уединения преподобный Никон, по благословению св. Антония, ушёл в Тмуторокань (ныне Тамань) и там основал небольшой Богородицкий монастырь.

Вторым игуменом Киево-Печерской Лавры был преподобный Феодосий, а после его кончины — свт. Стефан, ставший позднее епископом Волынским. Вот тогда святой Никон вернулся из Тмуторокани в родную лавру. И единодушно был избран братией монастыря четвёртым игуменом. Он продолжил начатое еще прп. Феодосием строительство лаврской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1083 году к нему пришли иконописцы из Царьграда. Им в видении повелели прийти в Киев и украсить новую церковь почившие святые Антоний и Феодосий. Они принесли с собой древнюю чудотворную икону Успения Божией Матери. В это же время, по велению Богородицы, византийские купцы привезли для украшения стен храма необыкновенной красоты мозаичные изображения сюжетов из Священного Писания. Приобретавшая, с помощью Божией, всё большее благолепие церковь стала тогда главным собором всей Руси. Блистала золотом, мозаикой, здесь было много чудотворных икон. Современники называли её «небеси подобной», говорили, что она слава и украшение всей Земли русской.

Преподобный Никон, великий подвижник и строитель, немного не дожил до освящения Великой церкви. Он почил как праведник в своей пещерке в 1088 году, где и был погребён, где и ныне покоятся его святые мощи.

http://www.rusdom.org/node/157


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru