Православие.Ru | Елена Иванова | 04.04.2008 |
Монастырь 40 мучеников Севастийских
Монастырь 40 мучеников Севастийских находится недалеко от Спарты в на редкость живописном и тихом месте, которое так располагает к исихастской, подвижнической жизни. Ныне действующий монастырь еще называют Новым, в отличие от Старого, располагавшегося в ущелье, у медленных вод пересыхающей летом реки Софронис, в 15 минутах ходьбы к северо-востоку от Нового монастыря. Новый монастырь, достаточно большой, включает в себя храм, кельи монахов, трапезную, складские и другие подсобные помещения.Согласно надписи, сохранившейся на стене храма Старого монастыря, обитель была построена в 1305 году при византийском императоре Андронике (1283−1328).
Храм Старого монастыря пещерный, он устроен в природной пещере в скале. Храм украшен великолепными фресками, выполненными известным лакедемонийским мастером Константином Манассисом. Среди росписей особенно выделяется своей выразительностью изображение мученичества 40 Севастийских мучеников.
Монастырь с самого начала был общежительным и имел большую братию.
Единственным путем, связывавшим Старый монастырь 40 мучеников с внешним миром, долгое время была узкая горная тропинка. И там, где сегодня стоит Новый монастырь, некогда были склады, хлев, монастырские угодья, виноградники и оливковые рощи.
Но монастырские угодья очень страдали от наводнений, ливней и града. Чтобы содержать их надлежащим образом, необходимо было достаточное количество монахов, для которых нужно было построить новые кельи. Кроме того, на Старый монастырь, расположенный в ущелье, часто обрушивались со скал камни, стволы деревьев и огромные комья земли, увлекаемые дождевыми потоками. Страдали насельники обители и от разбойников, их подчас жестоко притеснявших. Эти, а также некоторые другие обстоятельства стали причиной возведения новых монастырских построек несколько дальше от прежних.
Окончательное «переселение» монастыря во вновь возведенные строения произошло около 1600 года. Так возник Новый монастырь.
В Новом монастыре сохранились старинные сводчатые постройки с очень толстыми стенами (около 1 м). Среди них особый интерес представляют трапезная, вся украшенная фресками, а также круглое здание с большой печью посередине. Здесь монахи по очереди сидели на специальных скамьях вокруг печи и грелись. Помещение для подобных целей редко можно встретить в греческих монастырях.
В южной части монастыря находилась и четырехэтажная башня с бойницами (через которые в случае нападения монахи лили кипящее масло на врагов) и наблюдательным пунктом. Сегодня в древнем укреплении сохранилось лишь три этажа. На третьем этаже устроен монастырский музей.
Храм Нового монастыря крестово-купольный. При его строительстве в качестве материала использовались каменные и мраморные части, а также барельефы древнегреческих храмов и других построек. Окон в храме мало и они маленькие, так что в храме царит таинственный, вызывающий благоговение полумрак. Внутренняя роспись храма — прекрасный образец византийского искусства. Ее выполнил знаменитый мастер из города Навплиона Георгий Мосхос. Фрески поражают обилием представленных сюжетов, богатством цветов, глубокой выразительностью, композиционной гармонией. Деревянные иконостас и архиерейский трон украшены великолепной резьбой с элементами стиля барокко.
Рядом с монастырским храмом находится часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». На расстоянии примерно 300 м от стен монастыря стоит храм-усыпальница, посвященный всем святым.
С самого своего основания монастырь 40 мучеников Севастийских пользовался особым покровительством Константинопольского патриарха. Обители благоволили многие митрополиты и епископы. Вскоре патриарх сделал монастырь ставропигиальным и даровал ему много различных прав и привилегий.
Монастырю благоволили и султаны Османской империи. Так, один из султанов вручил монастырю уникальный документ — грамоту, составленную еще основателем ислама Магометом и пожалованную им монастырю на горе Синай. Она закрепляла за монастырем следующие права: предоставление полной свободы вероисповедания, освобождение обители от всех налогов, а ее насельников — от военной обязанности. Передав грамоту Магомета монастырю 40 мучеников Севастийских, султан даровал обители те же права.
В документе говорилось и о том, что в случае нападения на монастырь его обязаны защищать мусульмане. Таким образом, монастырь был защищен от посягательств на его имущество турецких вельмож, разбойников и грабителей. Монахи прибили грамоту Магомета к воротам монастыря и поставили рядом лампаду, которая горела днем и ночью. Когда турки подходили к воротам, они видели этот документ, кланялись ему и уходили прочь.
Вот почему монастырь процветал и во времена турецкого владычества. К нему присоединялись многие окрестные монастыри, не имевшие привилегий и испытывавшие притеснения со стороны турок, так что территория владений монастыря многократно увеличилась.
В монастыре 40 мучеников хранится большое количество святынь и реликвий. Это и резные деревянные кресты, и разнообразные чаши, и серебряные мощевики, искусно украшенные барельефами, и церковные облачения, и древние церковные книги в богатых окладах, и подсвечники, и древние иконы, и огромная мраморная купель. В библиотеке монастыря собрано много старинных рукописей.
Монастырь внес большой вклад в борьбу за независимость греков от турецкого владычества. На данном поприще его деятельность была многосторонней. Монастырь давал образование детям из окрестных деревень, готовил молодых клириков, помогал голодающим, давал деньги на выкуп пленных, а также всячески материально поддерживал греческую армию в восстании 1821 года. Известно, что знаменитый греческий полководец Феодор Колокотронис, один из предводителей восстания, часто посещал этот монастырь.
Монастырь святых бессребреников Космы и Дамиана
Монастырь святых бессребреников Космы и Дамиана стоит в долине пересыхающей летом реки Софронис. Рядом с обителью расположены деревни Дзидзина (на востоке), Вассара и Верия (на западе) и Агриани (на юге). От монастыря до реки Софронис примерно 1 км.Монастырь стоит на склоне горы Стаматира на высоте 1000 м над уровнем моря. В 250 м над ним находится другой монастырь — Вознесения Господня.
Точная дата основания монастыря неизвестна. Первое упоминание о нем можно найти в хрисовуле (императорской грамоте) византийского императора Андроника II Палеолога. Хрисовул относится к 1293 году, однако есть предположение, что монастырь святых бессребреников Космы и Дамиана был основан гораздо раньше.
С падением Византии монастырь был разрушен и покинут. Однако на рубеже XV—XVI вв.еков он был восстановлен. Были построены новые здания, монастырский храм был расписан известным мастером той эпохи Димитрием Какавасом. Монастырская хроника и другие документы этого периода были утеряны, и единственным источником информации о храме являются надписи, сохранившиеся на стенах монастырских построек. Именно из этих надписей известно, что монастырский храм был построен в 1611 году, а расписан в 1621.
В конце XVII века монастырь был разрушен турками и венецианцами. Позже, после 1715 года, он подвергался еще ряду набегов и разграблений. Однако святая обитель устояла и в последствии была полностью восстановлена игуменом Иакимом (Димилеу) и иеромонахом Парфением (Проко). Средства на реставрацию иконостаса были пожертвованы митрополитом Спартским Киприаном и управителем Лаконии Николаем.
Монахи монастыря святых бессребреников Космы и Дамиана всегда являли собой пример мужества и благочестия. С XVII века и вплоть до освобождения Греции от турецкого владычества в 1821 году монахи на свой страх и риск укрывали в обители повстанцев. Кроме того, в стенах монастыря работала тайная школа, в которой обучались дети местных жителей, и это помогло местному населению сохранить греческие традиции и культуру.
Главный храм монастыря посвящен святым Косме и Дамиану, пострадавшим в Риме в 284 году. Их память празднуется 1 ноября. Храм — типичный образец поздневизантийской архитектуры.
Храм был расписан в годы турецкого владычества, поэтому в росписи можно найти сцены, изображающие страдания и лишения греческого народа в этот страшный период греческой истории.
Начало XX века было для монастыря трудным временем. Чтобы предотвратить упадок и опустение обители епископ Спартский Герман (Троянос) предложил Синоду объединить монастырь святых бессребреников Космы и Дамиана с монастырем 40 Севастийских мучеников. Синод принял его предложение, и царским указом от 21 мая 1920 года два монастыря стали единым монастырским комплексом. А 3 ноября 1924 года монастырь святых бессребреников был официально объявлен подворьем монастыря 40 Севастийских мучеников.
В ноябре 1943 года в период оккупации Греции немецкими войсками фашисты разграбили и сожгли монастырь. Однако он был вновь восстановлен силами монахов и послушников при настоятеле Никодиме (Грубосе). Была построена колокольня, крышу главного храма покрыли черепицей, была возведена часовня во имя святых апостолов, а также в стенах монастыря была устроена библиотека, где вскоре была собрана обширная коллекция редких и ценных книг.
После смерти о. Никодима в 1964 году монастырь святых бессребреников пришел в упадок, несмотря на старания митрополитов, и в течение 28 лет монастырь оставался пустым и заброшенным.
С 1991 года начата реконструкция монастыря. Обитель вновь стала самостоятельной, не связанной административно с монастырем 40 Севастийских мучеников. Сейчас братия монастыря состоит из пяти монахов и игумена иеромонаха Памфилия (Япидзакиса).
Голский монастырь Пресвятой Богородицы
Монастырь расположен на северо-восточном склоне Тайгетского перевала на высоте около 1000 м над уровнем моря. Климат в этой местности особенный, что привлекает сюда туристов.В годы турецкого владычества в эти земли стекались беженцы, ища укрытия в горах. Многие спасались здесь от преследований турецких властей. Среди них были и монахи, пытавшиеся избежать насильственного обращения в ислам. Тут, в горах, они основывали новые монастыри и церкви, многие из которых были названы в честь известных храмов Константинополя. Росписи храмов свидетельствуют о том, что они были основаны вскоре после падения византийской столицы. И первым делом переселенцы строили именно церкви, а не дома.
Голский монастырь был основан в 1632 году, его первым настоятелем был иеромонах Хрисанф. Монастырь относился к Кариупольскому епископату.
В годы турецкого ига монастырь боролся за сохранение греческой культуры, помогая экономически греческим школам соседних деревень.
Что же касается внутреннего убранства монастырских церквей, то многие фрески хорошо сохранились. Но, увы, большинство фресок нартекса главного храма потемнели и расплылись из-за высокой влажности и чада свечей.
Наос главного храма украшают фрески работы знаменитого Димитрия Какаваса. Нартекс, который был достроен к храму в 1673 году, расписан другим художником, имени которого мы не знаем.
Главная икона монастыря — икона Божией Матери «Живоносный источник».
Зермбицкий монастырь Пресвятой Богородицы
Монастырь находится на восточном склоне Тайгетского перевала на высоте 500 м над уровнем моря, в 19 км от Спарты. Название монастыря Зермбица, возможно, имеет славянское происхождение. Монастырь располагается в 3 км от деревень Ксирокамби и Дафни и являет собой великолепное сочетание природной красоты и человеческого искусства.Зермбицкий монастырь окружен множеством преданий. Согласно одному из них, однажды некто Эммануил бежал из захваченного Константинополя в Тайгет и здесь укрылся в неком тайном убежище, из которого открывался вид на место будущего монастыря. И каждую ночь на том самом месте видел он яркие огни. Много раз приходил он туда в поисках причины и источника необычного свечения, но находил только густой кустарник.
Как-то раз он встретил там охотника. Тот посоветовал Эммануилу рассказать об увиденном епископу Фаридскому, резиденция которого в те времена находилась в деревне Ксирокамби.
Епископ же поведал, что на том месте в XII веке был расположен монастырь Пресвятой Богородицы. Однако источник света все еще оставался загадкой.
Тогда туда был организован крестный ход, на месте бывшего монастыря епископ отслужил молебен и благословил раскопки. И через три дня на дне пересохшего колодца была найдена икона Богоматери с Младенцем. После этого чудесного обретения святого образа Богородицы двое из крестьян, помогавших Эммануилу, приняли монашеский постриг, желая возвести монастырь на том святом месте. Они организовали сбор пожертвований и на собранные деньги построили аналой для святой иконы. Эммануил тем временем вернулся в Константинополь и выслал оттуда средства на постройку величественного храма Успения Богородицы, который сохранился до наших дней.
В 1941 году монастырь подвергся ряду сокрушительных немецких бомбардировок, но устоял.
В 1966 году по настоянию блаженного митрополита Монемвасийского и Спартского Киприана (Пулаку) из Арголиды были вызваны инокиня Парфения (Василаки), старец Павел (Зисакис) и с ними 12 монахинь. Они стали новыми насельниками Зермбицкого монастыря. С этого времени начался подъем обители.
Были возведены три новых монастырских пристройки: южное крыло монашеских келий и восточная и южная башни, ныне уже расписанные в стиле афонских монастырей.
В четырехэтажной восточной башне стали располагаться иконописная мастерская, трапезная, кухня, кладовые и пять маленьких часовен в честь Преображения Христова, Воздвиженья Креста Господня, во имя отцов Церкви Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а также часовни в имя святых матерей отцов Церкви и святой Ирины.
В трехэтажной южной башне располагаются гостиница для паломников, пришедших поклониться святыням монастыря. Также в башне расположены две часовни: в честь Вознесения Христова и во имя апостола Павла.
В 1968 году на территории обители был учрежден музей, позволяющий познакомиться с монастырскими реликвиями, среди которых золототканая плащаница 1538 года и шитая золотом хоругвь 1707 года с изображением Успения Богородицы. Также при монастыре работает музей, хранящий предметы быта ??? века до Р.Х., найденные в данной местности.
Подготовила Елена Иванова
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=578&did=2108