Литературная газета | Михаил Озеров, Вексен Крэбтри | 03.04.2008 |
Статьёй протоиерея Михаила Ходанова «Без культа духа нас ждёт тупик эволюции» («ЛГ», 2008, N 1) и полемической репликой доктора философских наук Владимира Гончарова «Нам нужен культ разума» («ЛГ», 2008, N 2) мы начали разговор о том, необходимо ли включать Основы православной культуры в число обязательных предметов общеобразовательной школы. Ввиду того, что пока в нашем обществе не сформировалось единого мнения на этот счёт, мы решили обратиться к зарубежному опыту. Собкоры «ЛГ» Аркадий Ваксберг (в Париже) и Алексей Славин (в Берлине) рассказали (в N 6, 7) о том, как решается проблема религиозного просвещения во Франции и в Германии. Сегодня тему продолжает собкор «ЛГ» в Лондоне.
«Религиозное просвещение — установленный законом предмет, который обязательно изучают во всех школах Соединённого Королевства». Таков здесь официальный постулат. Он определён Законом о реформе образования от 1988 года и подтверждён ещё двумя законами об образовании: от 1996 и 1998 годов… А что на самом деле?
Многие британские школьники не осведомлены даже об основах христианства (как и других религий). Они не знают Евангелие, не могут прочесть наизусть ни одну молитву. Ребята порой не имеют представления о том, что означает Рождество или Пасха, хотя с удовольствием проводят долгие каникулы по случаю этих праздников.
«В светских школах на глазах падает значение религиозного просвещения, — пишет в „Таймс“ известный британский учёный Брайен Уильсон. — Этот предмет становится всё более второстепенным. Его часто преподают лишь для галочки — ради того, чтобы ученики сдали экзамен. На уроке религии предпочитают обсуждать… разные житейские, мирские проблемы».
Суровые выводы сделала правительственная комиссия по изучению уровня образования. Она опубликовала в минувшем декабре доклад, который основывается на данных, собранных за 2001−2007 годы. «Уровень преподавания религии в целом недостаточно высок, а знания учеников остаются поверхностными», — констатирует комиссия.
Недавний широкомасштабный опрос британских школьников показал, что большинство из них (53%) считают уроки религии скучными и ненужными. Лишь 29% ребят с интересом занимаются этой дисциплиной. На вопрос «Улучшает ли религиозное образование твою жизнь?» только 9% дали положительный ответ, а 68% - отрицательный. Симптоматична и реакция на вопрос «Хочешь ли ты знать много о боге?» (10% сказали «да», а 67% - «нет»).
Что можно и нужно сделать для позитивных перемен? Об этом я подробно говорил с профессором социологии Оксфордского университета Вексеном Крэбтри. Он — автор нашумевшей книги «Британия: незнание религии».
— Прежде всего необходимо изменить отношение к этому предмету, — сказал профессор. — Многие родители не хотят, чтобы их дети изучали религию. Она, мол, отвлекает от реальных сегодняшних задач, направляет мышление не в ту сторону. В действительности же эта дисциплина не менее важна, чем другие. Историю религии следует изучать так же глубоко и серьёзно, как светскую историю. Разве детям во вред знания, например, об ужасах фашизма? Точно так же они должны быть в курсе религиозных ужасов Средневековья. Никому не нанесёт ущерба и знакомство с другими религиями.
— По вашему мнению, в школе хватит времени для изучения нескольких религий? — интересуюсь я.
— Для изучения, наверное, не хватит, а для ознакомления — несомненно, — отвечает мистер Крэбтри. — Проблемы возникают как раз тогда, когда религиозное просвещение сфокусировано на одном вероисповедании. Тем более если преподаватель непримирим к другим религиям. А в идеале он должен быть светским либералом, который объективно и достаточно критически относится к любой религии. Ни один учитель истории, гуманитарных или научных дисциплин не может восторгаться всем, что происходит в мире, ему необходим критический подход. То же самое касается религиозного просвещения.
Речь заходит о специальных религиозных школах. Они составляют примерно пятую часть начальных учебных заведений в Великобритании. По мнению профессора, «хотя в них внимательно относятся к религиозному образованию, остальные предметы — от гуманитарных до спорта — запущенны».
— Ещё опаснее другой момент: эти школы усиливают обособление подрастающего поколения по расовому и религиозному признакам, обостряя первоочередную проблему в нашей стране — национальную, — говорит учёный.
В последнее время Британию накрыла гигантская волна иммиграции. Ежегодно 60-миллионное государство пополняют около полутора миллионов (!) гастарбайтеров. Многие приезжают из Восточной Европы, особенно Польши, однако большинство — мусульмане. Сейчас их — около 6,5% всего населения Соединённого Королевства. В здешней прессе некоторые города называют «мусульманскими вотчинами»: там собственные, отнюдь не английские законы и порядки, огромное количество мечетей. Даже своя «униформа»: женщины сплошь закрывают лица. Кое-где проходят шариатские суды для разбора споров.
Обитатели таких анклавов чаще всего пополняют отряды террористов. Взрывы в центре Лондона в июле 2005 года (тогда погибло около 80 человек) устроили пакистанцы из окрестностей Лидса. Этот полуторамиллионный город, на 70% заселённый выходцами из Азии, стал рекордсменом по безработице, преступности, наркомании.
Что касается столицы, то она превратилась в сегодняшний Вавилон: 300 языков, 14 религий, два миллиона уроженцев из стран третьего мира. И хотя англичане издавна гордились своими традициями многонациональности и веротерпимости, теперь в Лондоне, как и по всему Альбиону, на глазах накаляются страсти.
Одним из камней преткновения многие эксперты считают религиозные школы. За последние 10 лет их стало в Британии ещё на сто с лишним больше (сейчас около семи тысяч), несмотря на протесты с разных сторон. Так, активную кампанию за их закрытие ведёт Национальное светское общество Великобритании. Оно добивается, чтобы все начальные учебные заведения страны были без религиозного уклона и чтобы вероисповедание и национальность не разделяли учеников.
Подобных взглядов придерживается и профессор Крэбтри:
— Без кардинального улучшения преподавания мировых религий невозможно воспитать цивилизованных, образованных граждан ни в одном государстве. В то же время надо закрыть специальные религиозные школы (хотя это, вполне понятно, не понравится Церкви) и изучать религиозную историю, культуру только со светских позиций.
— Почему вы так считаете? — спрашиваю я.
— Этот шаг привёл бы к ослаблению напряжённости между этническими и религиозными группами, — отвечает учёный. — И наша система образования стала бы более справедливой, ведь в религиозных школах при приёме нередко отдают предпочтение детям из обеспеченных семей или же с более высоким уровнем подготовки. В результате уменьшились бы масштабы религиозного экстремизма и идеологической обработки подрастающего поколения. А это — один из главных вызовов, с которыми сталкиваются сегодня не только Великобритания, но и весь западный мир. И для России вопрос очень актуален. Есть единственный путь — воспитание в духе религиозной и национальной толерантности.
Михаил ОЗЕРОВ
http://www.lgz.ru/article/id=3796&top=26&ui=1 207 148 629 008&r=070