Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне | Николай Головкин | 03.04.2008 |
«Русские ворота» к христианским святыням
По благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, по епархиям Украины пройдут крестный ход Иерусалим-Москва и крестный ход Афон-Москва.30 марта в Одессу прибыли святыни крестного хода Афон-Москва: мироточивая икона Божьей Матери «Державная» — главная святыня хода и икона Божьей Матери «Афонская», освященные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Коломенском 15 марта 2008 года.
Прибывшие в Одессу святыни были перенесены в нижний храм Свято-Успенского кафедрального собора, где были установлены на аналои в центре храма. Одесское духовенство регулярно совершало молебны перед привезенными иконами.
Это молитвенно-покаянное шествие началось молебном в Русском на Афоне Свято-Пантелеимонове монастыре.
И это — глубоко символично: Одесса до октябрьского переворота многие годы отправляла и встречала паломников, была «русскими воротами» к святыням Палестины, Рима, Константинополя, Синая, Афона…
Массовому паломничеству русских на Афон способствовал и пароход, еженедельно курсировавший между Одессой и греческим портом Дафни.
От более 70 обителей, принадлежавших России в ХIХ веке, сейчас остался один Пантелеимонов монастырь, где сейчас подвизается более 60 русских монахов. Русской Православной Церковью, общественными и благотворительными организациями ведутся большая работа по его восстановлению.
…Крестный ход Афон-Москва, по благословению Блаженнейшего Владимира, возглавляет Руслан Запорожский — общественный деятель и журналист, главный редактор газеты «Новороссийский курьер». Он — участник и руководитель крестных ходов, которые проводились через Москву, Минск, Киев, Одессу. Блаженнейший Владимир наградил Руслана Запорожского за подвижническое служение Православной Церкви Почетной грамотой.
Программа прохождения крестного хода Афон-Москва по Одесской епархии благословлена Высокопреосвященнейшим Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским.
2 апреля Одесса, где продолжился крестный ход Афон-Москва, молебном в Свято-Пантелеимоновом монастыре проводила его участников в Москву.
Иисусова молитва
Программа «Под звездой Богородицы» началась 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя и завершится в Москве 10 июня 2008 года, в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.«Программа „Под звездой Богородицы“, — подчеркнул Его Святейшество в специальном послании, — исключительно важное событие общенародной жизни».
Восемь крестных ходов программы «Под звездой Богородицы» (шесть городов России — Владивосток, Якутск, Барнаул, Архангельск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург; и два центра Вселенского Православия — Иерусалим и Афон), символизируют лучи «звезды Богородицы».
Символом программы «Под звездой Богородицы» стала икона Пресвятой Богородицы «Державная», 90-летие обретение которой отмечалось в 2007 году.
Организаторами программы выступили Русское Афонское общество и Фонд «Андреевский флаг».
Крестные ходы программы «Под звездой Богородицы» — молитвенное покаянное шествие, идущее с Иисусовой молитвой вот уже более 10 месяцев.
Проведение участниками крестных ходов активной миссионерской и просветительской работы способствуют укреплению взаимопонимания и дружественности между представителями различных вероисповеданий, разных национальностей и всех социальных слоев общества.
В крестных ходах с первого дня их проведения принимают участие и проходят многие километры представители церковной и светской властей, воины и моряки, учителя и монашествующие, студенты и пенсионеры, дети и инвалиды.
Святыням программы — чудотворным иконам, мощам святых угодников из монастырей и храмов Иерусалима, Афона, Кипра, Сербии, США, России, которые присутствуют в ходах, уже поклонились с благодарностью тысячи и тысячи людей. За это время неоднократно случались события и явления, которые люди оценивают как чудеса и великую милость Божию и покровительство Божьей Матери.
Во всех епархиях, через которые проходили крестные ходы программы, личное участие в их проведении принимали правящие архиереи: архиепископ Владивостокский Вениамин; архиепископ Хабаровский Марк, архиепископ Благовещенский Гавриил, архиепископ Иркутский Вадим; архиепископ Красноярский Антоний, архиепископ Новосибирский Тихон, митрополит Омский Феодосий, архиепископ Тобольский Димитрий, митрополит Оренбургский Валентин, митрополит Челябинский Иов, архиепископ Екатеринбургский Викентий, епископ Якутский Зосима, епископ Биробиджанский Иосиф, епископ Читинский Евстафий, епископ Кемеровский Аристарх, епископ Курганский Михаил, епископ Барнаульский Максим… Также активно помогает викарий Московской епархии архиепископ Истринский Арсений.
Епархиями и приходами оказывается необходимая и возможная помощь по размещению и питанию участников хода. Поддержку и помощь в проведении крестного хода и его безопасности повсеместно оказывают представители государственных органов, вооруженных сил и пограничных войск.
Активное участие в проведении программы «Под звездой Богородицы» принимает Русская Православная Церковь Заграницей.
Почивший недавно Первоиерах РПЦЗ Лавр, митрополит Нью-Йоркский не только прислал для участия в крестном ходе икону Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, но и ответил на вопросы организаторов программы. В частности, Его Высокопреосвященство пожелал «организаторам и участникам этой замечательной программы твердости духа и решимости во Христе, ибо ясно, что такое доброе дело не может оставаться без нападок со стороны духов злобы. Пусть крестные ходы пройдут не только по России, но, если возможно, и по странам Русского Зарубежья и пусть участники этих крестных ходов будут достойными свидетелями жизнеспособности, крепости и единства Русского Православия во всем мире».
Организаторы программы выразили глубокое соболезнование Архирейскому собору РПЦЗ, священноначалию и членам РПЦЗ в связи с праведной кончиной митрополита Лавра, которая последовала 16 марта, в день Торжества Православия.
Для участия в программе передана по благословению архиепископа Берлинского Марка икона священномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил не только возглавил молебен 18 мая и освятил иконы, написанные для программы в храме Святителя Николая в Толмачах, но и принял личное участие в крестном ходе в Благовещенской епархии, куда он прибыл в июле 2007 года с прихожанами храмов вверенной ему Женевской епархии.
С высоко поднятым крестом
С особым чувством духовенство и православные жители Одессы встречали и провожали участвующую в крестном ходе Афон-Москва икону священномученика Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского и Херсонского.«Во святителях благочестно пожил еси, и мучения путь скончав, богоборцев ярость посрамил еси, поборник Христову стаду был еси, богомудре. Темже тя почитаем ныне, вопиюще: священномучениче Анатолие, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Тропарь, гл. 5
Молодой иконописец Даниил Марченко — студент Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета написал этот образ специально для храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме — СИЗО N2 г. Москвы. Святому довелось здесь томиться дважды.
Священномученик Анатолий (Грисюк, 1880−1938), которого почитают не только в Одессе и Украине, но и в России, был выдающимся иерархом Русской Православной Церкви, замечательным историком и богословом, оставившим ценные научные труды, редким молитвенником, неутомимым борцом с расколами, являющим всем последующим поколениям православных христиан пример верности Христу и Его Святой Церкви.
Будущий владыка Анатолий родился 20 августа 1880 года в г. Ковеле Волынской губернии в семье уездного казначея Григория Грисюка и во святом крещении наречен был Андреем.
С детства Андрей привык к труду, к простому образу жизни, ибо проводя жизнь истинно
по-евангельски, семья жила очень бедно. Было у Андрея еще две сестры: Раиса и Мария, впоследствии во многом разделившие его жизненные испытания. Благочестиво пожив, родители Андрея скончались: отец — в предгрозовом 1905 году, мать — в мятежном 1917 году.
Господь избрал будущего святителя еще от его юности. В 1900 году Андрей окончил Волынскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. Здесь окрепло в нем решение посвятить себя Богу в иноческом чине. В 1903 году его постригли в монашество с именем Анатолий. В этом же году он был рукоположен в иеромонаха.
В 1904 году иеромонах Анатолий окончил Киевскую духовную академию и стал профессорским стипендиатом, а в 1908 году — магистром богословия. К богословским наукам у иеромонаха Анатолия способности были поразительные. Он владел французским, немецким, английским, греческим, латинским языками. Его научный интерес сосредоточился на изучении сирийского монашества до арабского нашествия. В течение двух лет он работал с древнейшими рукописями в патриаршей библиотеке Константинополя. Результаты его научных трудов были высоко оценены специалистами.
В 1911 году о. Анатолий — уже архимандрит и доцент Киевской духовной академии. В 1912 году он — экстраординарный профессор. В том же году он был переведен в Москву и назначен инспектором духовной академии.
От священноначалия не могло укрыться богатство духовного мира о. Анатолия, его ревностное служение Богу, сердечная простота, глубокая молитвенная настроенность, душевная чистота. В это время он был призван к епископскому служению.
В 1913 году в Москве совершилась хиротомия архимандрита Анатоля в епископа Чистопольского, второго викария Казанской епархии. Он был назначен ректором Казанской духовной академии. Избранничество его, как мужа достойного, было засвидетельствовано свыше. Когда совершалась его архиерейская хиротомия. на Анатолия сверху упал свет, образуя дивное сияние вокруг его головы. Присутствовавшие на богослужении были поражены чудесным явлением, видя в нем милость Божию и призыв к особому служению, которое святитель Христов совершил, претерпев до конца все скорби и гонения и сохранив в себе свет Христов.
Святительское служение владыки Анатолия пришлось на крайне сложное и трудное для Православной Церкви и всего народа время испытаний и гонений.
После того, как богоборческая власть декретом отделила Церковь от государства и издало указ о закрытии всех духовных учебных учреждений, ректор Казанской духовной академии епископ Анатолий умудрился сохранить ее еще на полтора года. Формально подчинившись закону, владыка Анатолий нашел юридическое оправдание, благодаря которому жизнь академии продолжалась. Дело в том, что, запретив официально духовное образование, власть еще разрешала получение частного религиозного образования. И вот вся академия, сохраняя учебную программу и прежнюю структуру, стала заниматься как бы частным порядком. На квартирах собирались студенты, слушали лекции, писали рефераты…
Учебный процесс полноценно продолжался. Каждый семестр владыка Анатолий сообщал святейшему патриарху Тихону о результатах деятельности академии. Только через полтора года чекисты раскрыли настоящее положение дела. Вскрыв присланный епископом Анатолием патриарху пакет с отчетом, они пришли в ярость. Как это может быть?! Почему Казанская духовная академия, вопреки имеющимся декретам власти, не ликвидирована? Срочно последовал приказ — разобраться…
26 марта 1921 года владыку Анатолия впервые арестовали. Власти обвинили его в неподчинении государственным постановлениям, но формально ректор Академии, умудряемый Богом, оказался неуязвим — закон не был нарушен. Все же он был осужден на один год заключения.
После года заключения священноначалие назначило его епископом Самарским и Ставропольским. Не терпя безкомпромиссного и безбоязненного служения святителя Анатолия Господу, богоборцы 24 февраля 1923 года вновь заключили его в узы. Но святитель Христов возложил упование на Бога, от Которого единого и ожидал помощи (Пс.120,2). И помощь Божия не замедлила — 4 августа 1923 года его освободили.
После выхода из заключения владыка Анатолий в сентябре 1923 года был возведен в сан архиепископа, но уже 18 сентября того же года он был вновь арестован, неправедно осужден и сослан в Туркмению — в Ашхабад и Красноводск на три года.
Святитель Анатолий был человеком глубокой веры, высокого духа и несокрушимого мужества. Во время арестов и заключения он перенес жестокость и издевательства «строителей светлого будущего». Побоями ему повредили челюсть и зубы. Но, несмотря на преследования и аресты, он всегда печалился прежде всего о судьбах Церкви, о чем свидетельствовали его письма из Красноводска, в которых он постоянно интересовался состоянием церковных дел и церковной науки. Претерпев, помимо бесчеловечного режима заключения, тяжелую операцию, архиепископ Анатолий после окончания тюремного срока в 1927 году поселился в Москве.
То тяжелейшее время во всех отношениях было очень тревожным и сложным. Возникло еретическое обновленчество, начались церковные смуты и расколы.
Архиепископ Анатолий всегда занимал каноническую позицию, искал примирения и согласия, стремился избежать раскола и сохранить Церковь.
С 1928 года он — член Синода. В том же году он был назначен на Одесскую кафедру.
В Одессу архиепископ Анатолий прибыл в очень тяжелые годы. Закрывались и осквернялись церкви и монастыри, арестовывались священники и монахи…
Инспекторы НКВД по религиозным культам издевались над владыкой. Часто его вызывали поздней ночью на допросы, что в те времена было обычным явлением. Иногда, в большие церковные праздники, во время богослужения посыльные из НКВД приходили в храм с требованием явиться на допрос. Всегда кроткий и смиренный, святитель Христов умел в эти моменты, разжегшись Божественной любовью и ревностью, ответить строго и со властью, Богом ему данною, так, что посыльные, чувствуя силу и величие духа его, с трепетом до времени отступали. По окончании продолжительной службы владыка, прибыв по вызову в НКВД, просиживал до самого вечера в приемной, и наконец, уже поздней ночью ему приходилось переносить крики, оскорбления и издевательства. Подобные «встречи» не были редкостью.
21 октября 1932 года владыка Анатолий возведен был в сан митрополита. Он выдвигался тогда даже на пост экзарха Украины, но, по смирению своему, от этого высокого поста уклонился. В 1934 — 1935 годах митрополит Анатолий — временно управляющий Харьковской епархией. В 1936 году он снова в Одессе.
В то время святитель Анатолий особенно молился о словесном своем стаде, чтобы не расхитили его душепагубные волки. Он утверждал слабеющих в вере, укреплял немощных духом, призывал к терпению в исповедании веры, напоминая слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (МФ.10,28)
Тяжело было видеть ему, как арестовывали лучших священников Одессы и разрушали церкви: величественный Спасо-Преображенский собор, церковь святого Архистратига Божия Михаила при женском монастыре, военный Свято-Сергиевский собор и церковь Николая Чудотворца.
Многие молодые люди в то время, видя вместо обещанных богоборцами «благ» и «свобод» разрушение святынь православного народа, потянулись к святителю Анатолию. Глубоко радуясь, много любви и трудов отдал он им. Его желанием было подготовить их к иерейскому сану. Он научил их быть твердыми в вере и не отпадать от Церкви во время бедствий и гонений. Святитель предвидел, что многие из них впоследствии будут арестованы. Так привел он к Богу в венцах мученических многих, жаждущих жизни вечной.
Последним местом его служения была Свято-Димитриевская церковь. Все остальные храмы города к этому времени были закрыты. Затем последовал запрет облачать митрополита Анатолия посреди церкви. Накануне ареста ему вообще запретили совершать богослужения.
8 августа 1936 года последовал арест святителя Анатолия. Через несколько дней, 13 августа, он был под конвоем переведен в Киев. В Киеве его продержали четыре месяца в крайне тяжелых условиях. Там он снова заболел язвой желудка и получил осложнение на ноги. Когда перед высылкой из Киева владыке разрешили свидание с сестрой Марией, то его к ней вели под руки — он почти не владел ногами.
16 декабря 1936 года для дальнейшего «следствия» его перевели в Москву. 21 января 1937 года особое совещание НКВД своим постановлением осудило митрополита Анатолия на заключение в лагерь сроком на пять лет.
Несмотря на тяжелое физическое состояние святителя, его отправили этапом. Много он претерпел от уголовников, с которыми его часто помещали. Больного архиерея буквально прикладами гнали пешком от стоянки к стоянке, не давая даже краткого отдыха. Когда он падал замертво, его поднимали на грузовик, но лишь только он приходил в себя, снова силой заставляли идти пешком.
Так святитель Анатолий оказался в Кылтовском Ухто-Печерском лагере (республика Коми). Здесь его, хронически больного язвой желудка, миокардитом, с больными легкими принудили к тяжелому труду. Архиерей Божий терпеливо и безропотно нес свой крест испытаний.
В документах охраны лагеря о заключенном митрополите значилось: «Работает добросовестно, к инструментам относится бережно. Дисциплинирован. Качество работы удовлетворительно».
Эти записи за апрель, май и июнь 1937 года. В июле владыка заболел крупозным воспалением легких, вновь обострилась язва желудка. Но жестокий режим работ не смягчился. И уже с октября по декабрь сухая запись охранника сообщает: «Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается». Еще позднее сообщается, что заключенный «к физической работе не пригоден"…
В конце 1937 года страдалец почти потерял зрение.
Во все время заключения святителя ему старалась помочь сестра его Мария, которая добралась к этому времени до лагеря. Но ее к митрополиту не допустили. Сестре отказали даже в предсмертном свидании с ним. Страдания священномученика Анатолия все усиливались. Он был доведен до крайне тяжелого физического состояния, в сущности — замучен.
Несмотря на жестокую атмосферу заключения, священномученик сохранил у себя Евангелие. Он пребывал в спокойствии духа, в глубокой молитве.
Наступило 23 января 1938 года… Перед самой кончиной архипастыря мучители пришли к нему с требованием отдать Евангелие и нательный крест.
— Высоко поднятые крест и Евангелие в руках святого на иконе, — рассказывает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы и клирик храма святителя Николая Чудотворца в Бирюлёве иерей Константин Кобелев, который передал этот образ для участия в программе, — символоизируют то, что эти святыни Владыка хранил и оберегал до последнего своего вздоха. 23 января 1938 в больнице концлагеря палачи вырвали у него Евангелие, но крест Владыка не отдал и, крепко держа его руками, перевернулся на живот и отошёл ко Господу.
Так, держа обеими руками, как победное знамение, свой крест, окончил шествие по тернистому жизненному пути священномученик Анатолий Одесский, приняв от Подвиго-положника Христа венец мученичества и исповедничества.
После мужественной кончины исповедника Христова православные верующие, бывшие в заключении вместе с ним, благоговейно совершили его погребение и из веточек на его могиле сделали маленький крест. Один из них, впоследствии подвижник Одесского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Пимен (Тишкевич, +1984), свидетельствовал, что во время кончины святителя Анатолия над лагерным бараком засветилось сияние. Это Ангелы Божии возносили душу его на небеса.
С 1995 года на скорбном месте, где был устроен лагерь, на месте кончины святого, в Республике Коми, в Княжпогостском районе, возрождается Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь. В наше время найден чудом Божиим и тот чудотворный Крест, который явился в том месте в 19 веке и ради которого и был основан монастырь. Эти знамения произошли, веруем, по молитвам чудотворца священномученика Анатолия.
Святой священномученик Анатолий, образу которого во время более двух месяцев пути крестного хода из Одессы в Москву поклонятся тысячи верующих, молитвенно предстательствует пред Господом за весь мир, за тех христиан, которым еще предстоит, быть может, запечатлеть свою верность Христу.
Николай ГОЛОВКИН, член Союза писателей России
http://www.ioannp.ru/publications/83 326