Русская линия
РадонежСвященник Георгий Максимов03.04.2008 

Духовная трагедия Виктора Ющенко

Недавно стало известно о том, что президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ N256/2008 «О праздновании в Украине 1020-летия крещения Киевской Руси», в котором указал состав Организационного комитета по подготовке к мероприятию.

В состав указанного комитета были включены также ряд священнослужителей канонической Православной Церкви — архиепископ Митрофан (Юрчук), епископ Антоний (Паканич) и епископ Александр (Драбинко). Но наряду с ними оказались в том же оргкомитете раскольники из так называемого «Киевского патриархата» и «Украинской Автокефальной Православной церкви», а также католики-униаты.

Всем этим людям теперь предстоит, по воле президента, сидя за одним столом, решать, каким образом страна будет отмечать память о вхождении наших предков в каноническую Православную Церковь. Это примерно как если бы поручить приготовить праздник в честь юбилея основания древнего дома вместе наследнику строителя и законному владельцу дома, и ворам, на протяжении многих лет грабивших и разрушавших этот дом.

У всякого православного человека, кто хотя бы немного следит за поступками Виктора Ющенко в духовной сфере, не может не возникнуть чувство сострадания к этому человеку.

Виктор Ющенко называется себя православным христианином, и не только называет, но и предпринимает действия, которые, как кажется, свидетельствуют о неравнодушном отношении к духовным вопросам. Он путешествовал на Святую гору Афон и на Святую землю, искал встречи с патриархом Иерусалимским и с патриархом Московским, построил храм в своей родной деревне, наконец, регулярно причащается.

В свете этого особенно печально видеть, как такого человека мотает из стороны в сторону, от света к тьме — то он демонстрирует внимание к канонической Церкви, то обращается к раскольникам, то строит храм будто бы для канонической Церкви, то, построив, передаёт его раскольникам, то причащается Христовых Таин в канонической Церкви, то участвует в пародирующих литургию действах раскольников.

Поневоле вспоминаются слова пророка Илии, сказанные к древним израильтянам: «долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3Цар 18:21). Тогдашние изральтяне тоже в своей религиозной практике пытались соединить несоединимое: «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (4Цар 17.33). За то и получили надлежащее возмездие.

Даже с точки обычного здравого смысла вышеописанное поведение выглядит ненормально. Если есть две общины, каждая из которых называет себя подлинной Церковью Христовой, но не признаёт таковой другую, естественно, что они не могут быть обе правы. Необходимо разобраться, кто говорит правду, а кто — просто маскируется под Церковь, прикрывая этим маскарадом свои амбиции и националистическую ненависть.

За прошедшие годы у раба Божиего Виктора было немало случаев узнать и убедиться, где истинная Церковь. Равно как и понять, что раскольники — это не просто «православные с другим мнением», это те, кто пребывает вне Церкви и усиленно разрушает её, это враги не России, и не Московского Патриархата, а Самого Христа.

Однако, несмотря на это, он продолжает выдавать себя одновременно из члена канонической Церкви, и за члена самопровозглашённого схизматического сборища. Это подлинно духовная трагедия. Потому как такой человек сам ввергает себя в великую беду.

Кроме раскольников президент Ющенко, включил также греко-католического епископа в состав оргкомитета, которому, помимо празднования 1020-летия крещения Руси, предписал подготовить ряд мероприятий, посвящённых 900-летию канонизации преподобного Феодосия Печерского. В связи с этим нелишне вспомнить, что говорил преподобный Феодосий относительно отпавших от Православной Церкви сообществ:

«Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь… Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою и чужую, то он двоевер, близок к ереси… Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным?! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Еф 4:5)».

Может быть, кто-нибудь скажет, что Виктор Ющенко, не вникая в детали, просто пытается «помирить» православных с раскольниками и католиками, и тем самым добиться большего единства общества. Однако его действия ведут к прямо противоположному. Указанная выше цель была бы достигнута, как только государственная власть Украины перестала бы оказывать поддержку раскольникам. Сразу после этого в течение нескольких лет подавляющее большинство тех, кто ныне пребывает в расколе, вернулись бы с покаянием в каноническую Церковь. Воссоединение произошло бы само собой, легко и безболезненно, и как раз тем способом, который единственный может давать не мнимое, а подлинное единство.

К сожалению, Виктор Ющенко этого не понимает, а если и понимает, то имеет другие приоритеты, которые для него важнее веры, Церкви, истины и Бога. Этими приоритетами объясняется и навязчивая идея оторвать Украинскую Церковь от духовного единства с Русской Православной Церковью. Как раз несколько дней назад он в присутствии самозванного «киевского патриархата» Филарета и главы Украинской Греко-католической церкви кардинала Любомира Гузара заявил: «трудно говорить о политической независимости, пока мы не справились с проблемой духовной независимости».

Почему же трудно? Почему президенту Ливана, к примеру, не трудно говорить о политической независимости при том, что православные верующие его страны находятся в подчинении Антиохийскому Патриарху, чья резиденция находится в Сирии, а католическая община — папе Римскому, проживающему в Ватикане?

Президенты Молдавии и Белоруссии, свободные от изобретения «проблемы духовной независимости», правят государствами, ничуть не менее независимыми, чем Украина, и им в их правлении нисколько не мешает тот факт, что в православных храмах верующие поминают Московского патриарха.

В то же время украинские президенты, неизменно поддерживающие раскольников, добились только создания и усиления разлада в обществе, — и больше ничего.

То есть, даже с сугубо светских, прагматических позиций ясно, что курс, поддерживаемый президентом Ющенко, вреден для страны и народа.

Да и искренни ли сами мотивы действий президента Украины по заботе об украинском Православии? Они ограничиваются лишь неуклюжими стараниями объединить необъединимое, в то время как много лет не решается насущный вопрос о духовном просвещении народа. Ведь все попытки ввести курс Основ православной культуры в Украине встречают такое же глухое сопротивление, как и в России.

А если посмотреть на это с духовной стороны — и того горше. Господь Иисус Христос сказал: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8:36). Поддерживая врагов Христа, Виктор Ющенко сильно вредит своей душе, и впоследствии ему придётся держать ответ за всех тех, кто в результате его деятельности отпадёт от Церкви.

И это всё очень серьёзно. Перед нелицеприятным Судией уже не помогут ни президентские регалии, ни западные друзья. И о последствиях неправильного выбора придётся жалеть целую вечность.

Будем молиться о том, чтобы Господь даровал рабу Своему Виктору мужество сделать правильный выбор.

Ещё не поздно.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2680


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru