Народное радио | Владимир Анищенков | 03.04.2008 |
Итак, внемли себе.
Деяния святых апостолов (20, 28).
«…Услышало наше сбитое с толку общество проповедь мудрости в великом слове „познай самого себя“, углубись в прошедшие судьбы страны своей и своего народа, и узнаешь свой дух в его духе и свою силу почерпнёшь из него».
К.П. Победоносцев.
Познание и понимание собственного народа есть один из лучших способов познания самого себя. И наоборот. Характер русского народа, создавался и вырабатывался в течение тысячелетий под влиянием внешних обстоятельств и собственного внутреннего развития.
Всякое строение, в том числе и государственное, основывается на фундаменте. Под слоем земли, на котором мы стоим, находится огромная Евразийская тектоническая плита. В то же время Русская равнина лежит на цельной Восточно-Европейской платформе. Древняя Русь вся помещалась на ней. Эта основательность и незыблемость, определили основательность русского характера. Не случайно русский человек любит делать всё добротно, кондово, основательно.
Влияние географических условий на формирование характера народов отслеживают многие историки. Необъятные просторы определили «широту» русского человека. Это отмечают все. Впрочем, почему необъятные? Они были объяты и даже освоены нашими предками. На девять часовых поясов раскинулась наша страна. Девять! Чуть не половина земного шара! Значительную часть двух континентов покрывает Россия. Наименование Евразийской Державы соответствует её географическому положению.
Обращая внимание на восток Европы — Восточно-Европейскую равнину, на котором первоначально протекало наше историческое развитие, отметим её открытость, не пересечённость горными хребтами или иными непроходимыми препятствиями. И эта открытость тоже стала особенностью русского характера.
Но это же предопределило и незащищённость нашей земли от бесконечных волн кочевников, сметавших всё живое на своём пути. Поэтому нашим предкам постоянно приходилось отрываться от орала и браться за меч, встречая непрошенных гостей. Потому слова «оратай» (пахарь) и «ратник» (воин) однокоренные.
Однако кочевые орды зачастую были столь многочисленны, что спастись от них можно было, только утаившись в непроходимых лесах и болотах, либо растворяясь в огромных пространствах своей земли, а затем наносить смертельный удар. Таких примеров можно привести множество (начиная от «рассеяния» войска Дария в скифских степях, до наполеоновских и гитлеровских «увязаниях» в русских полях).
Пропитание наши предки издревле добывали охотой, рыболовством и хлебопашеством. При этом пахотные земли приходилось «отвоёвывать» у лесов и болот упорным трудом. Таким образом вырабатывалось в русском народе упорство.
Эти географическо-исторические условия заставляли русского человека быть одновременно открытым, добродушным, и в то же время твёрдым, неуступчивым. А вот к «тектонической» основательности добавили безразличие к резким сменам обстоятельств «авось пронесёт как-нибудь», а если не пронесёт — «небось, заново отстроим».
Кстати, с географией связана и вторая наша беда, которой нас бесконечно попрекают — дороги (о «дураках» речь пойдёт ниже). Надо учитывать, что снежный покров в России держится от трёх месяцев на юге, до полугода на севере. На это время дорогами становились русла рек и зеркала озёр — идеальные зимние дороги. А вот обычные, земные пути выравнивались снежными сувоями в сплошные непролазные равнины, глубиною по пояс, а то и по грудь взрослому человеку. (Тёплые зимы последних лет стали результатом изменения климата, и несвойственны для России).
Отметим, что зим длиннее чем у нас, нет ни в одной стране (сравнимы с нашими лишь зимы исландские и финляндские). Если взглянуть на климатическую карту Европы, то мы увидим, что линия январских холодов движется не с юга на север, а с запада на восток. Зимняя Европа, согреваемая тёплым Гольфстримом, холодеет по мере приближения к российским землям. Таким образом, Москва, находящаяся гораздо южнее столицы Норвегии, зимует пять месяцев, в то время как Осло — незамерзающий порт, со среднемесячной температурой в январе всего минус 3 градуса. Для ещё большей наглядности добавим, что в нашем южном Ростове-на-Дону она составляет минус 6. В европейской России колебание от самой холодной до самой жаркой температуры составляет более 60 градусов! Понято, что такие перепады волей-неволей закаляют народ. Иностранцы не перестают удивляться нашей выносливости. И есть от чего. Наша родина по климату, пожалуй, самая суровая из всех обжитых человеком мест.
И ещё о географии. Через Россию пролегают многие межконтинентальные пути древности и современности: «Из варяг в греки», волжский путь — «из варяг в арабы», северный морской путь, транссибирская железная дорога, (которую, к тому же, планируют дотянуть до юга Кореи).
На протяжении всей истории через нашу страну проходили великие переселения народов. По так называемой Великой степи — проходному двору Евразии, прокатывались многие волны кочевников-завоевателей, от гуннов и аваров до монголов. Со временем Русь вобрала в себя обширнейшие земли и превратила их в собственно российские. Эти геополитические составляющие определили всемирность русского мировоззрения.
Коренная Русь в основном страна лесная, и лишь на ее юге расположены степи. Это предало некоторую «лесистость» нашему характеру; - угрюмость и привычку действовать самостоятельно. Это вошло в причудливое сочетание с открытостью и всемирностью, о которой говорилось выше.
В наших землях преобладают плавные линии пологих холмов, в сочетании с гибкой извилистостью речных берегов. Они приучили нас к плавности и мягкой размашистости в поведении и творчестве. Посмотрите на купола наших церквей. Таких изящных и плавных линий строений, пожалуй, ни у кого больше нет. Символом русскости стали белоствольные красавицы-берёзки, а русской доброты любимые славянские птицы — голуби. Берёзки и голуби созвучны русской душе.
Особенности русского характера определял и ход исторических событий в Отечестве. В свою очередь, история «оттачивала» и сам русский характер, дополняя и изменяя его на протяжении веков.
Археологические открытия последнего времени позволяют нам отнести начало нашего исторического бытия на несколько тысячелетий вглубь истории — гораздо раньше 862 года, призвание варягов. Об этом свидетельствует раскоп Межиричи под Киевом, насчитывающий 14 тысяч лет по археологическому подсчёту, и ещё более древнего происхождения захоронение Сунгирь под Москвой, а также раскоп Костёнки под Воронежем, сохранивший несколько культурных слоёв, и уральский город Аркаим, основанный 3 800 лет тому назад.
Русские, славяне — Иафетово племя, сына Ноя, коему отец предрёк «распространение по лицу земли». Удивительно точно это предсказание относится именно к русскому народу, распространившемуся на шестую часть лица земли.
По преданию Словен и Рус поселились в окрестностях реки Волхов примерно в 2 500 году до н.э.
Современный историк С.В. Перевезенцев считает, что этнические корни русского народа прослеживаются с рубежа III-II тысячелетий до Рождества Христова.
Согласно нордической теории, арии, проходя с северного побережья Евразии на юг, постепенно осваивали российские земли и продвигались далее в Иран и Индию. Не с тех ли времён у русских сохранился боевой клич и одновременно возглас радости «Ура», созвучный имени ариев?
В летописные времена Русь называли «Страной городов». Старейшие русские города были основаны в I тысячелетии нашей эры: Киев — в V веке, Старая Ладога — в VII, Путивль — в VIII веке.
Впрочем, русская история таит ещё множество загадок и представляет для нас широкое поле для исследования. Однако обобщения и выводы мы вправе делать, опираясь на исторические факты.
Русь с древнейших времён заселялась не в результате завоеваний, а мирным освоением земель нашими предками. Это редчайший случай в мировой истории. И он объясняет интереснейшую особенность русского характера — отсутствие агрессивности. Это тем более впечатляет, учитывая то, что Русь увеличилась в размерах многократно. Каким же образом такое могло произойти? Разрастание России проходило, как правило, тремя способами. Первый — добровольное вхождение в состав Империи народов спасавшихся от беспокойных соседей (казахи, молдаване, армяне, грузины, латыши). Второй — освоение необитаемых или малообитаемых земель (Русский север, Пермский край, Урал, Сибирь, Чукотка, Тихоокеанское побережье, Аляска, западная Америка). Третий — военная и дипломатическая победа над агрессивными соседями, причём, не только мелкими образованиями, но и мировыми империями (полное поглощение Польши, Казанского, Астраханского, Хивинского и Крымского ханств), а также отвоевание спорных земель (Джунгарии у Китая, западного Кавказа, Крыма и Новороссии у Османской Империи, восточного Закавказья у Персии, Финляндского княжества у Швеции, западно-русских областей у той же Речи Посполитой). Ни одно из этих приобретений не было «маленькой победоносной войной». Как правило, это были затяжные, изнурительные, многовековые противоборства.
При этом стоит отметить, что приобретённые земли не были колониями в привычном понимании. Все новые народы становились равноправными с русским. Больше того, они имели права облегчающие адаптацию (осваивание) в новых российских условиях, и были надёжно защищены от притязаний соседей. И всё это благодаря необыкновенной уживчивости Русского народа. Он не мстил, не обижал, с пониманием относился к бытовым и культурным особенностям новопринятых народов, зачастую очень непонятным. Ведь абхазы, лезгины, осетины, азербайджанцы, армяне, евреи, калмыки, карелы, нивхи, коми, удмурты, буряты, нанайцы, чукчи, якуты… относятся к самым разным племенным семьям, и даже к разным цивилизациям. Все они сохранили своё культурное и духовное своеобразие в составе Русского государства. Таким образом, Российская цивилизация приобрела многонациональное разнообразие. Нигде в мире подобного нет. При этом сама она оставалась русской по духу.
Самым «полезным» историческим достижением нашего народа является способность выживать в любых условиях — в тех, где «нормальному человеку» выжить невозможно. И что особенно важно, было выработано умение возрождаться после смертельного разгрома, возрождаться при видимом умирании. Крушений и погромов, после которых оставалась выжженная и обезлюдевшая земля, было немало. Смут и междоусобных самоистреблений, от которых цветущее государство угасало, казалось, безвозвратно, мы тоже испытали предостаточно. Самые жестокие из них: монголо-татарский погром, смута и польско-литовская интервенция XVII века, крушение Империи и гражданская война, германо-европейское нашествие в XX столетии были почти смертельными для России, и вполне могли закончиться её гибелью. Однако, заканчивались они непредсказуемым, и логически необъяснимым преодолением недуга, хотя и оставляли глубокие рубцы на теле и душе народа. Россия возрождалась с новой силой в славе и новом историческом обличье. Для этого требовались нечеловеческие усилия воли всего народа. И нечеловеческая — Божия — помощь приходила, помогая страждущему народу выбраться из пропасти. Вот эта способность нам сейчас особенно нужна. Разгром государственности, идеологическое пленение, разорение и неявную полуколониальную зависимость претерпела наша Родина в конце трагического XX. Потребуются неимоверные усилия, чтобы сбросить ярмо «мировой закулисы».
Нынешняя смута (замятня) сложна тем, что враг не виден. Явны только последствия его действий. Преодолеть смуту мы сможем, только осознав себя, уяснив исконный характер нашего народа, его духовную силу, определив те скрепы, которыми держится Россия. В современной войне это и есть поле битвы. Народ, осознавший себя и верящий в Замысел Божий о себе, сможет вести борьбу не вслепую. Мы помним, что русский народ в «открытом» бою непобедим. Когда мы будем знать свою силу, видеть и понимать вражьи козни, то сможем преодолеть все испытания, и обрубить щупальца финансово-монополистическому спруту, опутавшему весь мир. Возвращение к русскости выявит всю нерусь, то есть инородные, разрушительные силы.
Обретение русскости — наша общая задача. И в то же время, это задача каждого из нас.
Начинать надо не с мировой революции, и не со спасения мира, что под силу только Спасителю, а только с себя; с любви к своему ближнему. Надо учиться любить своих близких, свою семью, свою Родину. Чтобы полюбить Родину надо увидеть её красоту, понять её душу, познать её святость. Тогда и необходимые действия станут ясны. А это для русского человека уже полпобеды. Будет ясна высокая цель — придёт и победа.
Что же такое Россия, Русский Мир?
Над его осмыслением трудились лучшие умы Отечества более тысячи лет, и рассказать об этом в одной статье невозможно. Обратимся к некоторым основополагающим понятиям, составляющим суть Русского Мира. Это язык, устои, культура, любомудрие, вера.
Словом «язык» раньше называли народ. Верно. Пока народ сохраняет свой язык, он жив. По свидетельству историка Егора Классена, венеды принесли на Балтийское море свою грамотность в 2000 году до н.э. Академик Б.А. Рыбаков утверждал: на праславянском языке говорили скифы-сколоты в V веке до Рождества Христова. В житии Кирилла и Мефодия указывается на то, что они обнаружили в Крыму Библию, написанную русскими письменами.
А.С. Шишков в книге «Славянорусский корнеслов» пишет: «Я почитаю язык наш столь древним, что источники его теряются во мраке времен; столь в звуках своих верным подражателем природы, что, кажется, она сама его составляла; столь изобильным в раздроблении мыслей на множество самых тонких отличий, и вместе столь важным и простым, что каждое говорящее им лицо может особыми… словами объясняться; столь вместе громким и нежным, что каждая труба и свирель, одна для возбуждения; другая для умиления сердец, могут находить в нем пристойные для себя звуки». Таким наш язык и остаётся. Однако на него напластовались слои чуждых влияний. Обращение к корням, в том числе и к корням слов поможет и нам прийти в себя.
Он позволяет передать в слове всё многообразие мира, способен выявить и обозначить самые тончайшие оттенки чувств, мыслей, явлений. Из корневого слова он позволяет создать необыкновенное множество новых слов, причём даже относящихся к разным частям речи. К примеру, имя существительное «стол» преобразуется в глагол «столоваться», прилагательное «столовый», причастие «настольный» и бессчетное количество новых существительных: «столица, стольник, застолье, престол…»
Само наименование «русы» имеет несколько толкований: «светлый», «белый», «благородный», некоторые производят его от имени библейского народа рош. Во всяком случае, оно, несомненно, древнего происхождения. У индоевропейцев оно обозначало «господствующее племя, род».
Племена, называвшие себя руссами, жили на Балтийском побережье, в восточных Альпах, Прикарпатье и Подонье. Со временем, влившись в славянское море, русы славянизировались и подарили имя своё всему Древнерусскому государству. Подобно тому, как болгары-тюрки, растворившись среди балканских славян, сохранили своё наименование в государстве Болгарском.
Пройдя через многочисленные трагические переломы, язык (народ и его речь) оставался единым. Но ордынская борозда, разделив его по разным государствам, породила и новые названия его составных частей: Малая (изначальная), Белая, Чёрная, Червонная и Великая. Однако тогда сохранялось внутреннее единство, и потому при соединении в одно государство все части срослись почти безболезненно. И даже сейчас, при очередном разделении, это внутренне единство всё ещё сохраняется, несмотря на целенаправленную работу инородных сил на разобщение.
Русский язык — третий мировой язык (вслед за английским и испанским) по охвату стран, где на нём говорят, и народов, где его понимают.
Интерес к нему после перестроечного провала вновь возрастает. В странах «бывшего Советского Союза» (нашей многострадальной разделённой родины) он по-прежнему остаётся языком межэтнического общения. В некоторых новых «незалежных» демократиях русский язык изгоняется всевозможными способами, а обойтись без него не могут. А для миллионов наших соотечественников в отсечённых частях Отечества он является просто родным языком. Хоть и не государственным, но родным, сохраняющим связь с Большой Родиной.
Против русского языка, как основы русской цивилизации, ведётся долгая спланированная война. Вспомним лишь один пример. Преподавание русского языка в нашей школе поставлено таким образом, что к концу учёбы выпускники в большинстве своём его просто ненавидят. И эта разрушительная программа делает своё чёрное дело уже несколько десятков лет!
Поэзия любого народа переводится на русский язык, сохраняя при этом чистоту оригинала, а то и превосходя его. А вот русскую поэзию перевести на другие языки ох как непросто. Попробуйте, к примеру, перевести «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком».
Его величие, красоту, безграничное разнообразие при необычайной стройности отмечали многие. Гоголь писал: «русский язык затрагивает все струны, какие ни есть в русском человеке, вносит в наши души святыню…» Говоря о русской словесности, достаточно назвать имена Достоевского, Толстого, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Островского, Чехова, Шолохова, Бунина, Набокова, Распутина чтобы подняться к самым вершинам мировой литературы. Она признана во всём мире. А сколько у нас писателей, менее известных за границей, но любимых в самой России: Лесков, Ершов, Есенин, Клюев, Шмелёв, Б. Зайцев, Вампилов, Рубцов, Леонов, Астафьев, Белов, Ю. Кузнецов… Русская литература сильна и нравственно высока и в состоянии сама по себе воспитывать полноценного человека.
Однако в последние годы русская литература всё более оттесняется «коммерческой», а современная русская литература, остающаяся одной из лучших в мире, вообще почти «не видна». И это с ныне здравствующими Беловым, Распутиным, Личутиным, Носовым…
Наше русское искусство покорило все мировые вершины. В музыке сочинительской Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов, Глазунов стоят в первом ряду лучших композиторов мира. Наша гордость это и менее известные за границей Алябьев, Варламов, Гурилёв, Лядов, Калинников, Танеев, Свиридов… В музыке исполнительской тот же Рахманинов как пианист, Собинов, Шаляпин, Нежданова, Лемешев, Козловский, Рихтер, Архипова, Хворостовский…
Необыкновенно мелодична наша народная песня. Причём, это может быть городской романс, ямщицкие, авторские (от Пушкина до задушевных песен советского времени). Главным определителем здесь является сам народ. Если народ запел — значит, народная. Русская песня это даже не музыкальная школа, это явление культуры. Она звучит во многих странах, от Норвегии до Японии и Китая. А вот фольклорная (аутентичная) музыка, то есть, самая что ни на есть исконная народная, имеет довольно древнее происхождение, и в живой традиции дожила до наших дней. Правда наш слух, оглушённый «попсой» и «тяжёлым роком» воспринимает её с трудом, а она несёт в себе самую сокровенную, истинно русскую мелодику и внутреннее звучание, которое в состоянии разбудить нашу дремлющую русскую душу. Потому-то её так тщательно прячут от нас — а вдруг действительно разбудит?
Такой же силой обладает всё русское народное искусство (включая словесное и прикладное). Кто хоть раз видел традиционный праздничный костюм, расшитый узорами, сохранившими отголоски древнейших орнаментов, и кокошник, шитый жемчугом, тот никогда не обманется россказнями о темноте народа. Наши народные художественные промыслы Хохлома, Гжель, Жостово, Палех, Мстёра, тверское золотное шитьё, рязанская вышивка, богородская резьба по дереву, холмогорская резная кость, череповецкое ткачество, каслинское чугунное литьё, ростовская финифть, красносельская скань — это высшие образцы прикладного искусства. Они сохранили для нас узоры и образы, созданные нашими отдалёнными предками.
Можно сказать, что народное искусство — это показатель уровня культуры народа. Чем тоньше и искуснее обработка создаваемых предметов, тем, естественно, дольше их делать. А ведь они, как правило, являются предметами первой необходимости и нужны как можно скорее. И «лишь» тяга к прекрасному заставляет их делать медленно, но красиво. Наше народное искусство достойно самого искреннего уважения. Его необходимо всеми доступными способами внедрять, а точнее, возвращать, в повседневное обращение.
Нам могут возродить, что в XXI веке, на который приходится дальнейшее покорения космоса, компьютеризации и глобализации, возвращаться в старину неразумно. Однако даже самые заядлые модницы знают, что модные вещи нужно искать в бабушкиных сундуках.
Конечно, я не призываю копировать седую старину. Однако для нас важно окунуться в атмосферу подлинной русскости. Надо прочувствовать её ауру, или по-русски — дух. Не говорю — полюбить, нельзя не любить родную мать. Нам надо изучать Русский Мир, чтобы его воссоздать. Это даст нам возможность жить полноценной естественной жизнью. То, что этот старый мир — вовсе не отсталый, нам подтверждает наша русская мудрость. За тысячу лет русскими мыслителями был осмыслен, и в стройных выражениях высказан смысл существования на земле России, её место в мировой истории, суть Божиего замысла о русском народе. Определены и сформулированы задачи русской власти, разработан оптимальный вид построения общества, обозначен путь спасения души человека.
Отечественная мысль раскрыла смысл жизни на земле и дорогу к жизни вечной. Конечно, её философские формулы (выкладки) не буквально приложимы в сегодняшний день, но она предоставляет нам все необходимые установки для творческого осмысления и применения в современных условиях.
К примеру, в наш век индустриализации, химизации и генетической обработки сельскохозяйственной продукции, вполне разумно вернуться к опыту натурального хозяйства, чтобы по возможности получить максимально чистые продукты, иначе дело придёт к глобальному отравлению человечества. Кстати говоря, народ самопроизвольно приспосабливается к существующему положению. Половина продукции нашего сельского хозяйства вырабатывается на личных подсобных участках.
Ещё один пример. Православная Церковь всегда называла лучшим способом устройства жизни в миру семью и всегда призывала власть ради укрепления самого государства, укреплять семью. Сейчас полноценная крепкая семья остаётся самой надёжной основой общественного устройства.
И третий пример, тесно связанный с предыдущим. Ещё сто лет назад полноценной семьёй считалась та, в которой проживает не менее трёх поколений — отцы-дети-внуки. Это решало множество семейных проблем. Взять хотя бы постоянное общение детей с бабушкой и дедушкой внутри семьи. При этом дети не просто находятся под присмотром взрослых родственников. Они воспитываются, органично впитывая семейные и национальные традиции, а старики оказываются нужными и не брошенными. Мы сейчас стремимся жить отдельно от родителей, тем самым, создавая многие «неразрешимые» проблемы отсутствующие в большой семье.
И самое главное, без чего говорить о русском мире вообще бессмысленно, — это Православие. Не будучи богословом, я не стану подробно говорить о его сущности. Приведу лишь один бесспорный факт. Вся русская жизнь в течении тысячи лет строилась по законам Православия и сам русский характер пропитался христианским духом. Если образно представить организм Руси, то мы увидим, что духовность освящает и просвещает его душу, укрепляет скелет и мышцы. Уберите дух — и мышцы ослабнут, скелет потеряет крепость, душа обмякнет, и организм начнёт загнивать. И больше добавлять здесь нечего и не нужно. Вспомните слова Достоевского: «русский человек без веры дрянь». Впрочем, как и любой другой. Могут возразить, что при Советской власти никакого Православия не было и в помине. Однако истина в том, что в советское время вера в Бога не умирала. Сонм новомучеников подтверждает это. И в самые тяжёлые годы Русская Православная Церковь жила. И как только появилась возможность свободно посещать церковные службы — народ пошёл в храмы, никем не принуждаемый. Дело обстоит предельно просто. С верой во Христа мы возродимся, без веры — нет. Ибо напрасно трудятся зиждущие, возводя дом свой на песке. Камень, отверженный строителями «светлого будущего». сделался главою угла нового Православного Российского Царства.
Святая Русь — не отвлечённое философское понятие. Это Русская земля, наше земное Отечество, созданное великими трудами и великим духовным подвигом наших предков, в стремлении к Отечеству Небесному. Святая Русь — это высший смысл русской жизни.
Однако мы уже настолько далеко отошли от духовной высоты наших отцов, что для многих он стал просто не понятен. В лучшем случае, остался отдалённым идеалом. Поэтому сейчас, на первом этапе возрождения, правильнее говорить о Русском Мире (или русской цивилизации, для кого это понятие ближе).
Русский Мир — это жизненные устои, выработанные русским народом, уклад русской жизни во всём его многообразии.
К великому сожалению, мы слишком много потеряли, забыли и просто проворонили. Но многое сохранилось «внутри» нас. Это внутреннее ощущение русской жизни надобно «разбудить». Для этого есть много способов. Один из них, самый простой — привычка петь. Да, петь при любых жизненных обстоятельствах. Желательно народные песни. Совсем не трудно вернуть привычку (правильнее будет сказать установку) брать благословение на всякое дело, на всякое действие. Вслед за этим приходит «привычка» постоянно молиться. А это уже первый и важнейший шаг к воссозданию Святой Руси. Многое из потерянного ещё можно вернуть. Ведь восстановили же мы тысячи храмов и сотни монастырей за невиданно короткий срок в пятнадцать лет. Вдумайтесь, госвластители за этот срок растеряли, разбазарили и «прихватизировали» несметные богатства, а народ в это время восстановил тысячи (!) храмов. Русский народ настолько творчески одарённый, что для него нет невозможного. Особенно если перед ним поставлена возвышенная, святая цель. Тогда он просто «горы может свернуть». А возвращение некоторых забытых, но полезных бытовых (домоустроительных) привычек (устоев) не требует сворачивания гор. Если мы привыкли носить мини-юбки и неуклюжие фраки, то уж удобные женственные сарафаны осовремененного покроя и вышитые рубахи носить не составит труда. Вроде бы. Посмотрим. Вот ведь к медовой жизни мы возвращаемся не напрягаясь. И мёд, и пыльца, и прополис становятся привычными в нашем быту. Да и других примеров в наш постиндустриальный XXI век предостаточно. В этом плане Япония уже стала «притчей во языцех: ультрасовременное, высоко цивилизованное общество основано на древних японских обычаях. Свежий пример — исламский мир, где ещё более строгое отношение к традициям. Совсем недавно его причисляли к третьему (развивающемуся) миру, но сейчас с исламским миром вынуждены считаться все. И совсем новый пример, ещё не очень осознанный, — Китай. В нём жизнь тоже построена на национальных обычаях. За короткий срок он вошёл в число ведущих мировых держав — в укор нам. Очень убедительные примеры!
Вероятно, скажут, что у нас условия другие и время не подходящее. Но время-то наступает как раз подходящее. И вот почему: шок и затем многолетнее оцепенение от развала Советского Союза медленно, но неуклонно проходит. Полуколониальное состояние, в котором страна находилась буквально несколько лет назад, изменилось. Соединённые Штаты, а если быть точнее — мировое правительство, получившее после крушения Советской империи в единоличное владение весь мир, и, в частности, контроль над Российской Федерацией, теперь вдруг забеспокоились. Они пока ещё многое контролируют и направляют, но власть их тает с каждым днём «яко дым», и ничего они с этим поделать не могут. В России наметился неосознанный, неорганизованный, возникающий как бы из ничего, но с каждым днём набирающий силу патриотический подъём. Даже агенты влияния запада вынуждены перекрашиваться в «государственников». Как раз сейчас очень удобный момент для возрождения национальной жизни. Почва удобрена и ждёт плодотворных семян. Именно поэтому сейчас так важно изучать Русский Мир и озвращать в современную жизнь его составляющие. Возвращать умело, со знанием дела и твёрдо, иначе нам опять подсунут рецепты построения красивой жизни «в будущем» по заморским рецептам. Если потребуется, то их оденут в патриотическую упаковку — они большие мастера на всякого рода подделки. Долго нам раскачиваться не дадут — момент может быть упущен, как был упущен момент для воссоздания Союза. Теперь этот беззаконный разрыв страны на части стал, с нашего молчаливого несогласия, устоявшимся во времени фактом. Беззаконным, антинародным, жестоким, но, увы, устоявшимся фактом жизни.
Нам дано несколько лет на воссоздание Русского Мира. И если будет Божия Воля, на воссоздание в дальнейшем Святой Руси. Самое высокое и самое благое дело Русского народа.