Росбалт | Протодиакон Андрей Кураев | 02.04.2008 |
Политика Петра Ющенко, брата президента, вполне однозначна: она направлена на скорейшее вырывание межи между русским Православием и украинским. Так что некоторая логика в словах Маркова есть. Но, все же, делать из этого вывод, что «Газпром» финансирует раскол славянского Православия — некорректно.
— А можно сделать вывод о том, что российское руководство все-таки «закрывает глаза» на некоторые действия президента Украины — в частности, на шаги по расколу Православия, — в обмен на какие-то экономические преференции?
— В данном случае это не просто проблема Кремля. Это — проблема всего русского менталитета, в том числе и восточно-украинского. Потому что политический ландшафт на Украине все 17 лет один и тот же. Есть экономически бедный, но чрезвычайно идеологически мотивированный Запад Украины. А есть богатый, но «пофигистский» Восток Украины.
Каждый раз, выигрывая все выборы (как, например, в случае с Кучмой и с Януковичем — я считаю, что он реально победил в 2004 году), эти безыдейные бизнесмены с Восточной Украины начинают торги со своими коллегами-парламентариями с Запада Украины. Итог торгов всегда одинаков: «деньги наши — идеи ваши». Привязанностей к своим идеям, умения ценить идейную составляющую жизни человека у этих бизнесменов нет. Поэтому они с легкостью отдают решение этих проблем другим — главное, наш бизнес не трожьте!
Я совсем не удивлюсь, что так мыслит не только господин Янукович, но и его кремлевские коллеги.
— Когда же Восток Украины перестанет быть «пофигистским» и безыдейным?
— Не знаю, совсем не знаю. Наверное, тогда же, когда и российские лица перестанут быть такими же. Как промежуточную некую линию, я могу указать — когда они всерьез станут православными, а не ради праздника.
— За последнее время священнослужители Украинской Православной Церкви сделали целый ряд громких заявлений. Так, митрополит Одесский Агафангел утверждает, что власти Украины намерены уже в 2008 году реализовать сценарий по расчленению Русской Церкви. В то же время, митрополит Киевский Владимир заявил, что президент Виктор Ющенко не оказывает давления на УПЦ МП. Какое из этих утверждений верно?
— Я думаю, что правы оба. Я бы эти заявления «примирил» так: наверное, при личных встречах Ющенко и митрополита Владимира, вполне возможно, что президент не давит на митрополита. Но если анализировать более широкий срез встреч, контактов, проблем, несомненно, что силовые линии украинская власть ориентирует на разворот спиной к России. Скажем, на уровне того, какого священника, филаретовского (представляющего непризнанный православным миром т.н. «Киевский патриархат», — прим.) или нашего, пустят в воинскую часть… Кому выдать разрешение на строительство храма и т. д.
— Вы еще два года назад признали, что изрядная часть украинского духовенства готова перейти из Московского Патриархата в Константинопольский. Эти настроения по-прежнему сильны? Ситуация ухудшается или улучшается?
— Думаю, что настроения в пользу автокефалии по-прежнему растут. В частности, потому что с каждым годом уменьшается число священников, как и просто граждан Украины, у которых есть опыт жизни в большом, едином пространстве с Россией. Растет число молодых людей, которые воспринимают эту разрезанность как нечто само собой разумеющееся.
— Митрополит Одесский говорил о том, что, даже если автокефалия Украинской Церкви будет получена каноническим путем, часть приходов, монастырей на Украине все равно пожелает остаться под прямым правлением Московской Патриархии.
— Да, конечно.
— А, может, такой вариант был бы даже лучше? Пусть будет Русская Церковь на Украине, а все остальные переходят в Константинопольский Патриархат?
— Пока не могу сказать, лучше ли это, и для кого это лучше. Дело в том, что за этим может последовать и некий всплеск гордыни: «Вот мы — истинные православные, не то, что другие». И тогда то, что начиналось, быть может, с доброго импульса, обернется чем-то совершенно противоположным.
Но, в принципе, такое разделение в истории Церкви было. Это история американской автокефалии, когда тоже несколько десятков приходов не приняли независимость, которую Москва дала Американской Православной Церкви в 70-м году, они остались приходами Московской Патриархии. Хорошо это или нет — не знаю. На сегодняшний момент — скорее хорошо. Но тогда, наверное, это несколько ослабило позиции Православия в Америке. Сегодня это хорошо в том смысле, что сотни тысяч русских эмигрантов появились в Америке, и для них очень важно, чтобы были храмы, которые сознательно ориентировались на Россию, а не на миссионерскую работу с «туземным» американским населением. Так что в Америке, в конце-концов, эта модель сработала на пользу Православию. А как это будет на Украине — пока не знаю. Хотелось бы этого избежать.
— А у Москвы вообще есть рычаги для сохранения единства с Украинской Церковью?
— Безусловно, есть. Просто должна быть озабоченность этой темой. Чтобы первые лица и государства, и Церкви ложились и просыпались с этой мыслью.
— Патриарх Алексий II говорил, что он готов поддерживать сторонников единства на Украине…
— Для того, чтобы серьезную проблему разрешить, нужно, чтобы это было ежедневной головной болью.
— Как вы прогнозируете, Патриарх Алексий приедет в Киев на празднование 1020-летия Крещения Руси?
— Вот одна из форм, которую можно было бы сделать, это провести в стенах Киево-Печерской Лавры Собор Русской Православной Церкви. В рамках празднования торжеств это было бы логично.
— А почему Московский Патриарх так долго, еще с начала 90-х, не посещал Украину?
— Это не ко мне вопрос. Если бы я был Патриархом, я бы приехал.
Беседовал Сергей Терентьев
http://www.rosbalt.ru/2008/04/02/469 901.html