Фонд стратегической культуры | Петр Искендеров | 02.04.2008 |
Над насильственным отторжением от Сербии ее государственной и православной колыбели и превращением Косова в первое в мире «НАТО-государство» потрудились все современные институты — ООН, Европейский союз, Североатлантический альянс, ОБСЕ, Гаагский трибунал. Одни ведомства и отдельные страны выступили заказчиками, другие — исполнителями, третьи — прикрытием. Искомая цель была достигнута менее чем за 10 лет, если начать отсчет от размещения в Косове в 1998 году миссии ОБСЕ во главе с активным участником громких операций ЦРУ в Центральной Америке в 1980-е годы американским дипломатом Уильямом Уокером. Именно он обнародовал шокировавшие западную общественность подробности якобы имевшей место расправы сербских сил безопасности над жителями косовской деревни Рачак в январе 1999 года. И хотя независимые наблюдатели вскоре подтвердили, что речь идет об убитых в боях албанских боевиках, переодетых затем в крестьянскую одежду, необходимый повод для антисербской кампании был создан.
Затем в игру вступили ООН, ЕС и Контактная группа. Переговоры в Рамбуйе и Париже в начале 1999 года были организованы с единственной целью — заставить Белград отказаться от Косова под угрозой силы или после ее применения. Требование о беспрепятственном допуске натовских структур в Косово поразительно напомнило австро-венгерский ультиматум Сербии 1914 года (тогда, правда, речь шла о неограниченном праве для австрийских судебных органов самостоятельно расследовать обстоятельства убийства эрцгерцога Франца Фердинанда на территории Сербского королевства).
В 1914 г. Сербия отвергла ультиматум — и на ее стороне всей своей военной мощью выступила Россия. В 1999 году югославская делегации поступила аналогичным образом, но вся поддержка Москвы свелась к бессвязному телепризыву Бориса Ельцина «Остановите Клинтона!» и лихому развороту самолета Евгения Примакова над Атлантикой. НАТО добивала Югославию под аккомпанемент оживленных споров тогдашней российской элиты о том, надо ли Москве ссориться с Западом из-за «какой-то Югославии». Решили — не стоит. А чтобы еще больше задобрить Вашингтон и Брюссель — откомандировали Виктора Черномырдина выбивать из Слободана Милошевича капитуляцию.
Летом 1999 года югославскую армию и сербскую полицию в Косове сменили натовские силы КФОР. Россия обозначила свое формальное присутствие в миротворческой операции, но даже не добилась выделения себе собственной зоны ответственности. Российские военнослужащие поставили себя под командование НАТО, чем вволю потешили самолюбие недавнего противника по «холодной войне». А затем россияне и вовсе тихо ушли из Косово, предав уже не только белградские власти, но и простых косовских сербов.
Дальнейшее развитие событий предсказать было нетрудно. Миссия ООН в Косове закрывала глаза на преступления албанских экстремистов, Гаагский трибунал под копирку рисовал обвинения против лидеров Сербии и Югославии, НАТО создавала базы и обучала албанские вооруженные отряды, а лидеры террористической «Армии освобождения Косова» прибирали к своим рукам все властные полномочия. Организовать в этих условиях выборы и последующее самопровозглашение «независимости» Косова 17 февраля 2008 года оказалось элементарным делом.
Последние откровения госпожи дель Понте о массовой торговле органами, изъятыми у сотен похищенных и затем убитых косовских сербов, а также доклады Интерпола и Европола о превращении Косова в крупнейшую в Европе перевалочную базу для наркотрафика позволяют оценить финансовые источники косовской «независимости». Нетрудно предвидеть появление в ближайшее время новых шокирующих откровений западных деятелей. Их авторы уверены, что независимость Косово необратима, поезд ушел, и сейчас можно без ущерба для общего дела «покаяться» крокодиловыми слезами.
Однако у Сербии и России еще есть возможность впрыгнуть в последний вагон, занять кабину машиниста и перевести косовский поезд на новый путь. Нужно лишь правильно воспользоваться имеющимися возможностями. Для сербов — это внеочередные парламентские выборы 11 мая, которые призваны стать началом возрождения сербского национального духа и очистки властных структур от предателей, соглашателей и «пятых колонн». Вслед за этим сербское руководство (в том случае, если к власти придет единственная подлинно патриотическая сила — Сербская радикальная партия) может официально призвать Россию взять под защиту сербское население Косова. Такая возможность вытекает из резолюции СБ ООН N 1244 от 10 июня 1999 года, которую даже Запад все еще признает действующей. В этом документе говорится и о праве Белграда вернуть в Косово ограниченный воинский контингент для защиты сербского населения и историко-культурных памятников, на чем ни Сербия, ни Россия до сих пор не настаивали. Приход российских военных на север Косова станет первым шагом в наведении подлинного порядка на сербской земле.