Русская линия
Нескучный сад Роман Дименштейн02.04.2008 

Учиться могут все

Дети с тяжелыми нарушениями развития при социализме считались необучаемыми и содержались в интернатах, представлявших собой нечто среднее между больницей и тюрьмой, либо сидели дома. Но наука не стояла на месте, и многие разработки советских ученых, например, в области нейрофизиологии и нейропсихологии, активно используются сейчас, когда выяснилось, что учить особых детишек не только можно, но и нужно.

Центр лечебной педагогики создан в 1989 году группой специалистов и родителей как общественная благотворительная организация для помощи детям с различными нарушениями развития, которых не принимали ни в одно детское учреждение. Центр — одна из первых в России негосударственных организаций, которая стала помогать особым детям развиваться и адаптироваться в жизни. Сейчас ЦЛП не только оказывает помощь детям, но и создает новые учебные заведения для особых детей и передает их государству, кроме того, активно участвует в создании подобных учреждений в других городах. За годы работы Центра лечебной педагогики разные виды помощи получили более 9000 семей. Ежегодно более 700 детей и подростков занимаются по индивидуально разработанным программам обучения и реабилитации.

Занятия в Центре лечебной педагогики похожи не на лечение или учебу, а на игру. Но играя, рисуя и слушая музыку, дети развивают координацию, моторику, осязание. А еще общаются друг с другом. То, что в одной группе занимаются дети с разными видами нарушений, всем только на пользу. Например, малыш с синдромом Дауна, — активный, добрый и необидчивый, может легко найти подход к ребенку-аутисту. Дети есть дети, со сверстниками им легче, чем со взрослыми.

Но есть ли смысл в занятиях с теми, которые никогда не «догонят» сверстников? Если ребенок был лежачим, а его научили сидеть, если он только рот открывал, а теперь сам держит ложку, это — прогресс? Да, изменения есть. Динамика у каждого ребенка своя, но сама установка, что все дети должны учиться, меняет подход.

О проблемах особых детей мы беседовали с одним из руководителей Центра Лечебной Педагогики, Романом ДИМЕНШТЕЙНОМ:

Особенности таких детей обусловлены не столько, их нарушениями, но и тем, что эти дети растут в изоляции. Образно говоря, вместо реки, они оказываются в тихой заводи, которая стремится заболотиться. В любящей семье ребенка могут защищать, оберегать, но никто не знает, какие новые требования можно к нему выдвинуть. Он оказывается в таком мире, где никто не побуждает его к развитию. Конечно, при обучении каждого ребенка учитывают его особенности. Например, дети, страдающие аутизмом, сверхчувствительны к общению. Общаясь с такими детьми нужно контролировать свои эмоции, движения, чувства. Игра с такими детьми не похожа на обычную игру. Движения должны быть нежными и аккуратными. Как правило, детям занятия нравятся. Вот аутичный ребенок, он, вроде бы страдает, тяжело переносит занятия, но в день занятий он сам начинает одеваться, чтобы ехать к нам.

— Но, это, наверное, не с первого раза происходит?

Довольно часто — с первого. Им тяжело жить в своем маленьком мирке все время. У этих детей колоссальная потребность в том, чтобы были еще какие-то миры, которые им знакомы.

— Родителям особых детишек приходится выслушивать оскорбления в их адрес. Что делать, чтобы изменить отношения общества к этим детям?

Ожидать, что изменения произойдут сами по себе, не приходится. Значит, менять отношение общества к особым детям должны те, кто оказался «под огнем» — сами родители. Прежде всего — правильным собственным отношением. Мы знаем многих родителей, которые занимают такую позицию. Именно они меняют отношение общества.

Сами родители должны стать примером правильного отношения, чтобы другие это увидели. Не отворачиваться от своего ребенка, а смотреть на него, не напрягаться, боясь, что он что-то выкинет, а реагировать на все спокойно. Если кто-то на вас кричит, скажите ребенку: «Дядя сердится, потому что он никогда не видел таких, как ты. Но когда он увидит — раз, другой, он привыкнет и станет улыбаться». Настраиваться при этом не на «дядю», а на ребенка.

По замыслу организаторов, ЦЛП должен выполнять для особых детей роль трамплина для старта во взрослую жизнь. Очень многих детей удается подготовить к детсаду, к школе.

У них остаются какие-то особенности, своеобразие, но и с этими особенностями они находят в жизни свое место. Дети с более тяжелыми нарушениями остаются в ЦЛП дольше, кто-то здесь и учится, потому что в «большом» мире для них не нашлось подходящей школы. Уже существуют мастерские, где ребята учатся профессии, по идее, следующая «ступенька» — это работа и самостоятельная жизнь, ведь создателям этой лесенки для особых детей очень важно, чтобы она не оборвалась, чтобы за ней не было пропасти. Ведь родители особых детей не вечные, на кого им оставить своего большого, но не повзрослевшего ребенка? За рубежом для особых людей существуют поселения, где предоставляют работу и проживание под присмотром специалистов, такие разработки начинают внедряться и у нас, но это очень большие и дорогие проекты, и чтобы реализовать их, нужны партнеры и спонсоры.

Адрес: 119 311, Москва, ул. Строителей, д. 17Б
Тел./факс: +7 (495) 131-06-83, +7 (499) 138-06-16
E-mail: ccpmain@online.ru
Сайт: http://www.osoboedetstvo.ru/

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=13&article=874


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru