Православие.Ru | А. Найденов | 02.04.2008 |
И уже в процессе погружения в изучение прошлого Липецкой области как-то сам собой выкристаллизовался, пожалуй, главный интерес всей моей краеведческой работы — церковная история нашего края.
Но чем больше читал и узнавал об истории Церкви на территории современной Липецкой области, тем отчетливее становилось понимание того, что тема эта — непаханое поле. В дореволюционный период наши предшественники, по сути, только начали изучение истории отдельных приходов, монастырей, ярких событий в церковной жизни, биографий деятелей Церкви, подвижников веры и благочестия. К сожалению, процесс этот был на долгое время прерван по идеологическим соображениям.
— Современные исследователи церковной истории в российской глубинке зачастую сталкиваются с отсутствием архивных документов, которые были просто уничтожены в советское время «за ненадобностью"…
— Действительно, главная беда советского периода нашей истории — практические полное уничтожение всех церковных архивов. Поэтому сегодня мы вынуждены буквально по крупицам собирать сведения по церковной истории нашего региона. Вот и получается, что целый пласт нашей истории, которая на протяжении столетий была неразрывно связана с Православием, еще совсем недавно был представлен несколькими книжками справочного характера и десятком статей, все — дореволюционного периода. Доходило до того, что по многим интереснейшим с исторической и архитектурной точки зрения, выдающимся по своему духовному значению храмам и монастырям вообще ничего нельзя было прочитать. В лучшем случае — был известен только год постройки или основания. А из нескольких десятков святых и подвижников, так или иначе связанных с нашим краем, «на слуху» были, пожалуй, только имена святителя Тихона Задонского да преподобного Амвросия Оптинского. Тогда-то, примерно в 1995 году, мы с Александром Юрьевичем Клоковым и решили восполнить эту лакуну в нашем краеведении, взявшись за сбор материалов для книги, которая, по нашему первоначальному замыслу, должна была носить справочный характер и аккумулировать краткие сведения обо всех святых и местночтимых подвижниках, а также о храмах, монастырях, часовнях и святых источниках за всю историю нашего края. Работа эта продолжается и в настоящее время.
— Вы автор книг, рассказывающих об истории храмов и монастырей Липецкой епархии. Вышло уже три книги серии — о Липецке, Ельце, а также о Троекуровском монастыре и его основателе преподобном Иларионе. Над чем Вы работаете сейчас?
— Как я уже говорил, в середине 1990-х мы стали собирать материал для книги обо всех православных святынях Липецкой области. Стали ездить в архивы, библиотеки, музеи Санкт-Петербурга, Москвы, Рязани, Тамбова, Воронежа, Орла, в которых отложились документы по церковной истории нашего региона. Регулярными стали поездки и по Липецкой области, в которых мы фотографировали сохранившиеся храмы и монастыри, святые источники, разговаривали со старожилами, помнившими закрытие храмов, их разрушение и т. д. Довольно скоро нам стало понятно, что собираемые таким образом материалы просто не уместятся в одной книге, как планировалось нами изначально. Пришлось разделить всю работу по территориальному признаку — по районам области. И в 2002 году, благодаря поддержке тогдашнего пресс-секретаря Воронежско-Липецкой епархии иеромонаха Митрофана (Шкурина), ныне игумена и наместника Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря, сконцентрироваться на подготовке к изданию первого тома из этой серии — «Храмы Липецка». Правда, книга эта увидела свет только в 2005 году, после создания Липецкой и Елецкой епархии, по благословению ее правящего архиерея епископа Никона (Васина) и при финансовой помощи администрации Липецкой области. В 2006 году вышел второй том, посвященный храмам и монастырям Ельца, в 2007 году начата работа над третьей книгой — «Храмы и монастыри Задонского района». Параллельно по заказу Троекуровского Свято-Димитриевского Иларионовского монастыря мы подготовили книгу об истории этой славной обители и жизнеописание затворника Илариона Троекуровского. Книга, кстати, к настоящему времени уже выдержала пять изданий.
— С какими еще церковно-краеведческими исследованиями смогут ознакомиться Ваши читатели?
— Впереди — продолжение работы по изданию серии о храмах и монастырях Липецкой и Елецкой епархии, которую хотелось бы завершить полностью, если даст силы Господь и продолжится столь необходимая поддержка со стороны духовных и светских властей. Но поскольку районов в Липецкой области почти два десятка, а в год у нас получается готовить и издавать по одному тому, то всю работу удастся в лучшем случае завершить только через семь-восемь лет. В планах еще несколько книг, посвященных отдельным храмам и монастырям епархии, чья обширная история просто не умещается в рамках сериальных томов. Ждет еще своего часа и книга о святых и подвижниках нашего края, материалы для которой все это время собираются в рамках работы епархиальной комиссии по канонизации святых, секретарем которой я являюсь.
Но, кроме указанных тем, есть еще множество белых пятен и неисследованных проблем в церковной истории нашего региона. Взять, к примеру, историю древнейшего города Липецкой области — Ельца, в которой переплелись судьбы многих подвижников веры, яркие примеры церковной благотворительности знаменитого елецкого купечества, множество церковных легенд и преданий.
— Кстати о Ельце… Он известен в русской истории тем, что здесь произошло чудо явления Богородицы Тамерлану, который после этого повернул назад, в Среднюю Азию. Недавно в СМИ появилась информация о том, что власти Ельца собираются раскручивать новый «бренд» города для привлечения туристов. При этом создатели концепции бренда собираются замолчать историю с явлением Богородицы, считая ее неполиткорректной. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
— Действительно, создание особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа «Елец» поставило насущную задачу разработки и продвижения некого туристического бренда города. Это, в общем-то, нормально и вполне в духе времени. Не вызывает сомнения и то, что заниматься продвижением бренда, его раскруткой должны специалисты в этом деле. Настораживает другое. То, что рекламщики (чей профессиональный уровень не хотелось бы подвергать сомнению) берутся на свое усмотрение просеивать историю Ельца с точки зрения соответствия или несоответствия ее отдельных фактов неким понятным только им параметрам бренда, не принимая во внимание ни мнение специалистов и жителей того же Ельца, ни многие серьезные аспекты, которые могут затронуть патриотические и религиозные чувства тех, кто проживает на этой земле.
К сожалению, пока научной и широкой общественности недоступны все подробности разрабатываемой концепции, но из некоторых выступлений представителей пиар-агентства в СМИ уже становится ясно, что как минимум один ее постулат заслуживает самого серьезного обсуждения в обществе с привлечением священноначалия Липецкой и Елецкой епархии и церковных историков. Речь идет о ставящемся под сомнение факте и нежелании включать в концепцию бренда информацию о явлении в 1395 году Божией Матери стоящему у стен Ельца Тамерлану. Согласитесь, для большинства русских людей, исповедующих Православие, такая позиция не что иное, как кощунство. Для нас факт явления Пресвятой Богородицы, отразившийся в русских летописях и церковных преданиях, воплотившийся в Елецкой иконе Божией Матери, образ которой известен на протяжении уже нескольких веков, давший наименование нескольким церковным престолам в Ельце и целому храму, возведенному в городе в честь 500-летия спасения Руси от Темир-Аксака, — так вот, факт этот не может быть подвергнут сомнению, как и сама наша вера. Так зачем же глумиться над тем, что свято для тысяч и тысяч людей? В угоду мифическим толпам туристов из мусульманских стран? О безнравственной стороне такого подхода я и не говорю. Но достаточно просто логически поразмыслить, чтобы понять: вряд ли вообще стоит предполагать большой поток туристов из Средней Азии. Ибо сложно себе представить, что мусульмане, избалованные многочисленными и лелеемыми святынями Востока, вдруг поедут в далекий Елец, чтобы увидеть древний русский и православный город с возвышающимися над ним десятками крестов на храмах и монастырях, откуда в 1395 году повернул назад безо всякой причины (если думать, что явления Божией Матери не было) обожаемый на Востоке Тимур. К тому для всех жителей Средней Азии наш Елец — один из многих городов, взятых и разграбленных «великим» Тимуром на своем пути. И ничего более.
Так стоит ли разрабатывать бренд Ельца с такими, мягко говоря, некорректными по отношению к самим себе положениями? К разработке концепции Ельца как туристического центра должны быть привлечены историки, краеведы, священнослужители, представители общественности. С их помощью может быть создан действительно взвешенный, исторически обоснованный «турпродукт», который и позволит тем же специалистам в рекламном бизнесе начать работу по продвижению бренда Ельца. Ведь этот древний и славный своей историей город, сохранивший многие святыни, свою историческую застройку и сам дух старого Ельца, должен и может стать признанным центром российского туризма и православного паломничества.
Беседовала Ольга Кирьянова
http://www.pravoslavie.ru/guest/80 401 104 540