Богослов. Ru | Этторе Готти Тедески | 01.04.2008 |
Эти ошибки — недалекое оппортунистское видение, неоправданное использование орудий прогресса, отсутствие ответственного контроля и, особенно, релятивистская этика — привели к достижению быстрых и призрачных результатов, полученных больше хитростью, нежели заслуженно, создавая при этом видимость развития. Обширная нехватка твердых этических принципов приводит к тому, что подобная близорукость не вызывает особых порицаний, а порой и оправдывается. Поскольку это стало общественным злом, рекомендуется, несмотря ни на что, избегать моральных оценок и мыслить релятивистки.
Напротив, мысли и действия согласно морали должны стать стратегической ценностью или даже конкурентным преимуществом для подлинного экономического развития. Экономический прогресс, являясь средством, не может не иметь стратегический смысл, и должен быть направлен на благо всего человечества. Для такого развития Церковь предлагает свою конкретную социальную доктрину. Ее осуществление — право и долг Церкви, поскольку христианство имеет рациональный смысл, действует с определенностью и близостью человеческим проблемам.
Процесс развития нарушается, когда оно является исключительно технологическим и носит малодуховный характер. И поскольку человек состоит не только из материи, но и духа, имеет не только тело, но и душу, зачем удивляться неудовлетворенности человека, если развивается только технология, а духовность пренебрегается? Чему удивляться, если человек в последнее время думает только о своих правах, особенно, если он их приобрел за короткое время, и считает себя в праве делать всё, что ему заблагорассудится, если считает, что он создатель самое себя, независимый и всесильный?
Источник этой безответственной деятельности «экономического» человека находится в ограниченном использовании мыслительных способностей, в неверном понимании прав и обязанностей, в удовлетворении, получаемом от обладания собственными правами и средствами, забывая об обязанностях по отношению к ближнему, в чем заключается сущность солидарности.
Речь идет о долге, а не о рыночной проблеме; о целях, а не о средствах. Духовное и материальное удовлетворение всех людей является всеобщей выгодой. Если человек отказывается мыслить и ограничивается одним лишь действием, не спрашивая себя, является ли содеянное добром или злом, образ мышления этого человека не сможет повлиять на его деятельность — постепенно она сама будет влиять на его образ мышления. Современный экономический и финансовый кризис вскоре воплотится в других формах, так как в конечном счете устойчивость экономики сможет гарантировать только духовность.
(«L'Osservatore Romano», 29 март 2008)
http://bogoslov.stack.net/text/293 144.html