Православная книга России | Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) | 01.04.2008 |
Если мы обратимся к истории, то увидим, что после крещения Руси на ее территории просвещение народа становится одной из первостепенных задач. Многие князья, особенно Ярослав Мудрый, любили книги, приобретали их для своих библиотек, хотя это было поистине дорогое удовольствие. Междоусобные конфликты князей оставили темные пятна на историческом поле нашей страны, но с другой стороны в отношении просвещения, сыграли важную роль. Обособляясь от своих соседей, князья, тем не менее, не теряли связи с внешним миром и пытались сделать свое княжество не только центром политической власти, но и оплотом культурного и духовного просвещения. Важно было не уступить соседям не только в военной силе, но и в количестве монастырей, церквей, образованных людей, летописей, школ, и т. д. Следствием этого стало создание богатейших библиотек в монастырях, крупных соборах, княжеских палатах.
Только благодаря сохранившимся летописям того времени мы знаем нашу всю нашу историю с момента Крещения Руси. Произведения того времени «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона дают нам возможность прикоснуться к духу того времени и узнать о жизни и государственном устройстве того времени. Таким образом, в истории нашей страны, да и всего мира книга имеет исключительное значение.
Книга имеет особую ценность: и как средство фиксирования исторических событий, и как памятник интеллектуального наследия наших предков. Великие писатели, поэты оставили нам пример истинной любви к Отечеству, к нашей истории и культуре и к людям. Произведения многих поэтов и писателей доныне вдохновляет нас пожилых и молодых, богатых и бедных, власть имущих и простых людей — на жизнь, наполненную красотой, правдой, созиданием и честью. В трудные времена провозглашенного государством атеизма русская литература помогла России сохранить нравственные ценности — в сущности, помогла сохранить веру в народе. И сейчас наши достойнейшие писатели несут свет духовности, возрождают Отечество в его историческом величии.
— Многие столетия в России выпускались (издавались, переписывались) только православные книги, а сейчас количество православных изданий составляет лишь 2−3% от всей номенклатуры книг. Достаточно ли такое количество православной литературы для страны, основная часть населения, которой считает себя православной?
— К сожалению, книгоиздание в современном мире своей целью ставит не просвещение читателя, а обогащение за его счет. Книжная продукция выпускается по принципу «спрос рождает предложение», а запросы греховного мира всегда одинаковы и сводятся к эгоистичному, праздному проведению времени.
Поэтому для православных издателей на первом месте стоит вопрос не о количестве издаваемой литературы, а о том, что она должна быть направлена на просвещение народа. Она должна учить жизни, развивать любовь к ближнему, показывать примеры подвига любви, раскрывать мир духовной красоты.
Могу сказать, что церковная литература пользуется спросом. В последнее время вошли в традицию православные выставки, ярмарки, предлагающие множество книг и изданий. Отрадно, что подобные мероприятия популярны, и, если так пойдет и дальше, конечно, увеличится процент издаваемой религиозной книжной продукции, а главное она будет востребована.
Что касается количества издаваемой православной литературы, то она действительно составляет незначительный процент от всей номенклатуры. Кстати сказать, и классические авторы не пользуются большой популярностью. У современного читателя иная ментальность. Большинство же изданий — это так называемая коммерческая, развлекательная литература. Она однообразна, часто направлена на удовлетворение человеческих страстей, но пользуется популярностью и приносит прибыль. Чтобы изменить сложившееся положение вещей необходимо воспитание, надо с детского и школьного возраста развивать любовь к серьезной литературе, к русским классикам, научить детей читать жития святых и видеть в святых пример для подражания. Говорят, что издатель ориентируется на запрос общества, но и запрос появляется от формирования сознания людей. Поэтому мы должны не просто вступать в конкуренцию с коммерческой литературой, а развивать интерес в обществе к церковным изданиям. Мы должны издавать такие книги, которые человек, взяв в руки, имел желание прочитать до конца и не один раз.
Православная книга, в отличие от светской, а тем более бульварной литературы, перечитывается и используется не одним поколением. Она рассчитана не на одноразовый просмотр, поэтому и покупается не массовым потребителем, а теми людьми, которые испытывают потребность в культурном и духовном обогащении.
Есть и другая проблема. Сегодня — время бурного развития высоких технологий. Молодое поколение все больше и больше пользуется не книгами, а компьютерами, предпочитают не читать, а смотреть телевизор. Конечно, эти средства очень удобны для получения информации, но в отличие от книги они не делают человека думающим, работая с компьютером или просматривая телевизионные программы, человек чаще воспринимает все как картинки. Признавая за действительность все сказанное, не надо думать, что от нас ничего не зависит и мы должны сидеть, сложа руки. По моему мнению, книгу никогда и ничто не заменит. Поэтому, все мы должны стремиться вновь привить молодому поколению любовь к книгам, хорошо, если своим собственным примером.
Говоря об издании православной литературы, прежде всего нужно обращать внимание на качество книг, на их содержание. Сегодня, когда многие интересуются Православием, через литературу необходимо больше говорить об истории, культуре Православного мира, ибо он многообразен, удивителен и хранит многовековой опыт нравственного преображения человеческого естества. Сегодня это особенно актуально, ибо молодости свойственно стремление ко всему неизведанному, поиск истины, правды и смысла жизни. Поэтому есть надежда, что большинство современных молодых людей, выросших уже в посттоталитарном обществе, будет готово услышать голос своей души, которая по своей природе христианка. И тогда молодой человек придет, возможно, к пониманию того, что только Слово Божие несет в себе вечную мудрость, одухотворенную мысль и содержит не иссякающую творческую и созидательную силу, что Священное Писание не только служит источником Божественного Откровения для сотен миллионов христиан, но и является одним из главных оснований мировой культуры.
Православным изданиям надо стремиться постоянно самосовершенствоваться, находить новый подход к читателю, чтобы ему было интересно взять в руки православный журнал или книгу, и, прочитав сказать: это — моя книга! У нас не много издательств, не так много «сильных авторов», способных писать именно для современного читателя на понятном ему языке. Но к счастью появляются люди, озабоченные этим вопросом, и я думаю, Господь нам поможет наверстать упущенное.
— Какие книги сегодня нужны России. О чем нужно сейчас говорить издателям?
— Только истинное и чистое слово, исполненное смысла исходящее от Бога, живоносно и животворно. Сегодня, когда через СМИ нарастает пропаганда безнравственности, насилия, молодым людям прививается представление о жизни, которая противоречит нравственным нормам. Алчность, богатство, без правильного, христианского к нему отношения никогда не приносило человеку ни житейского мира, ни душевного спокойствия. Поэтому необходимо, чтобы периодические издания и издаваемые церковные книги были христоцентричны. Это не означает, что надо только писать о Христе, но содержание должно приводить ко Христу. Нам нужны книги о добре, мире, семье, любви к Родине и близким, которые показывали, как правильно устроить жизнь на евангельских принципах. Хочется видеть побольше книг, которые не только излагают церковное вероучение, но и доводят до читателей нравственные основы христианской жизни. Многим читателям, особенно молодым, будет полезно почерпнуть из книги примеры правильных семейных отношений, увидеть красоту добродетелей.
Такие произведения способны не только на время окунуть читателя в мир грез и беззаботности, но, прежде всего, насадить в его душе семена, которые смогут впоследствии принести добрый плод. Книги должны помочь читателю сформировать правильные ориентиры, чтобы он мог сказать подобно праведному Иоанну Кронштадтскому: «Я не могу жить без этого чтения (имеется в виду чтение Евангелия). Сколько тут содержания! Сколько открыто законов души человеческой! Сколько человек, стремящийся к духовному обновлению, может почерпнуть здесь указаний для того, чтобы переродиться из злого в доброго!».
— Владыка, в современных СМИ образ Церкви порой сильно искажен: это проявляется в пренебрежительном тоне передач, затрагивающих церковные темы, в отборе и подаче новостей, связанных с жизнью Церкви. Как Вы считаете, должна ли сама Церковь выработать некую политику представления в СМИ образа Православия? Нужно ли вернуть цензуру?
Да, фактов, подтверждающих Ваши слова, немало. Образ Церкви и церковности, действительно, подчас создается людьми далекими от Православия и даже прямо враждебными ему. Некоторые авторы в своих произведениях рассуждают на религиозные темы, не являясь при этом верующими, или же состоят в сектах. Есть случаи, когда ради политической или иной выгоды человек, далекий от Церкви, выступает в средствах массовой информации, называя себя верующим и церковным. А спросишь его, когда он был на службе или причащался, то он и вспомнить не может. В результате, в общественном сознании преднамеренно формируется упрощенный вариант «православности» чуждый аскетического учения Церкви: без соблюдения канонов и правил церковной дисциплины, без борьбы со своими страстями, без поста и молитвы, без исповедания веры и жизни по вере. Но эта точка зрения губительна для человеческой души, разрушительна для церковной среды и, в конечном счете, пагубна для самого общества.
Мы также знаем примеры, когда позиция Православной Церкви заведомо вытесняется из СМИ, когда мнение представителей Церкви по какому-то вопросу или искажается, или цинично комментируется. В итоге у аудитории складывается ироничное отношение к православию как к чему то далекому и не имеющему перспективного будущего. А это совсем не так!
Возьмите хотя бы обсуждение вопроса о введении курса «Основы православной культуры» в школьное обучение. В светских средствах массовой информации вы мало узнаете о позиции сторонников предмета, зато оппоненты имеют широкие возможности высказаться, и, заметьте, за ними всегда остается последнее слово. Их мнение приводится как научное, подкрепленное известными фамилиями, а то, что большинство это мнение не поддерживает — это не в счет. К примеру, о заявлении 10 академиков все говорят, а об ответе им более 200 ученых, живущих и работающих в России, молчат или критикуют: почему заступились за Церковь?
Что на это можно сказать? Церковь с момента своего основания была гонима. И апостолам и всем последующим христианам приходилось трудиться, нести свой крест в тяжелейших условиях. Наше время тоже имеет многие трудности, но это должно нас настраивать только на большие подвиги. Церковь пытаются заставить отказаться от главной сферы деятельности — просвещать людей, заботиться об их духовном здоровье, от чего зависит все остальное. Те же, кто этому противится — враг Церкви.
Я думаю, что создание целостного информационного пространства Русской Православной Церкви является требованием времени, и в настоящее время вырабатывается общецерковная концепция информационного служения. Мы должны не только участвовать в работе светских СМИ, но и создавать собственные информационные каналы, способные свободно вести церковную миссию вне зависимости от каких бы то ни было общественно-политических интересов. Нужно активно развивать сотрудничество между центральными и епархиальными изданиями, православными радио- и телепрограммами, не подавляя их творческий потенциал, не администрируя, а помогая росту профессионального мастерства, объединяя информационный потенциал православной журналистики и книгоиздания. У нас есть к этому хорошие задатки, стремление, и, главное, уверенность, что Господь Бог нам в этом поможет.
Г. М. Гупало
http://www.pravkniga.ru/interview/73/