Русская линия
Православный Санкт-Петербург Ирина Рубцова01.04.2008 

Крест — лествица на небо
Крестопоклонная неделя — 30 марта — 5 апреля

Года три тому назад угодила в больницу. А соседкой по палате Господь послал мне особу весьма странную — атеистка не атеистка, но и верующей не назовёшь. Хотя сама она утверждала: «Я русская — значит, православная. Но я верю про себя. А все эти церкви и иконы только мешают общению с Богом». Однажды, наблюдая, как я молюсь перед иконкой Спасителя, пристроенной на моей тумбочке, она пошла в атаку. «Вот вы носите на шее кресты и себя крестите, когда молитесь. Зачем? Неужели не понимаете, что тем самым добровольно накладываете на себя какой-то тяжёлый крест, попросту программируете себя на несчастья, болезни, муки… ведь Христос умер, распятый на Кресте. Так зачем же сами себя обрекаете на испытания и беды? Прекратите креститься, и вам легче и проще станет жить. Может быть, и болеть перестанете». Что можно ответить таким людям?" На этот вопрос отвечает настоятель московского храма во имя Сошествия Духа Святаго на Лазаревском кладбище игумен Сергий (Рыбко).

— Ваша соседка по палате, по-видимому, увлекалась некими сектантскими или восточными энергетическими теориями, отсюда и этот дикий и странный вывод, что крестное знамение и ношение тельника (так издревле на Руси назывался нательный крест) влечёт за собой беды и болезни. Для меня крест, которым мы осеняем себя, который носим на груди, на Котором был распят Господь наш Иисус Христос, — Животворящий. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною», — сказал Спаситель (Мк.8.34). Под крестом в этом Евангельском стихе нужно понимать не тяжкую ношу, которую возлагает на каждого из нас Господь, а свою судьбу, то есть суд Божий о себе, покорность человека Божиему суду. Свт. Игнатий Брянчанинов говорил: «Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам во очищение наших согрешений. Тогда крест становится для человека лествицей от земли на небо». Потому что Крест — искупительная жертва Христа за всё человечество. Христос омыл Своей пречистой Кровью первородный грех человека, даровав тем самым людям надежду на спасение и жизнь вечную.

В таинстве Крещения на крещаемого возлагается нательный крест, который, как и крестное знамение, помогает человеку переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух и защищает в трудных обстоятельствах. Но крест — это не амулет и не оберег, это знак сопричастности Христу. Посмотрите внимательно на свой нательный крестик — тело Сына Божиего не висит, а торжественно покоится на Кресте, впечатление такое, что Христос как бы распростёр руки для объятия, в которое Он призывает весь мир. Потому-то св.прав.Иоанн Кронштадтский и говорил: «Крест для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от невидимых врагов». И недаром мы о человеке, живущем вопреки Заповедям Божиим, говорим: «Креста на нём нет». Та женщина говорила, что верует в Бога, но по-своему. Не спорю, но очевидно, что креста на ней нет, она духовно не созрела до понимания сакрального смысла слов «нести свой крест».

Вот и получается, что для неверующих или недопонимающих людей крест — символ страданий, а для христиан — символ вечной жизни. Как знаете, бывает, два человека смотрят на одно и то же явление, а видят разное. Это хорошо описано в одном из Патериков. Жили два брата душа в душу, но диавол решил их рассорить. Принял он вид птицы и сел на пороге их дома. Одному брату показался он голубем, второму — вороной. Старший брат говорит: «Смотри, какая чёрная зловещая ворона». Младший удивился: «Какая же это ворона? Это белоснежный голубь». И, отстаивая каждый своё видение, подрались братья и рассорились насмерть. Вот и в жизни так — каждый видит и понимает соответственно своей духовной зрелости. Поэтому пока человек не уверует, пока не покрестится и не почувствует себя воином Христовым, — будет ему крест представляться чем-то страшным, символизирующим беды, болезни и наказания.

Кто боится Креста Животворящего? Бесы! Они ненавидят крест, трепещут перед ним. И для людей, ненавидящих Бога или одержимых, крест страшен. Ведь при освящении тельников, совершаемом в алтаре, священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа влить в крест небесную силу, чтобы он хранил не только душу, но и тело носящего его от врагов, колдунов и злых духов. Вот почему на многих нательных крестах на оборотной стороне написано «Спаси и сохрани». Также на кресте может быть начертано начало молитвы Честному Кресту Господню «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его…». И потому богохульникам или одержимым немыслимо осенить себя крестом, даже смотреть на крест невыносимо.

Я слушала батюшку, а в памяти всплывали строчки стихотворения Э. Багрицкого, вызубренного в далёком пионерском детстве:

Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест —
Золочёный, маленький
Твой крестильный крест.

Как негодовала я тогда на бабушку, которая пыталась надеть православный крестик на заболевшую внучку-пионерку. Я была на стороне девочки, которая умерла, но крестик не надела. Разъедающие душу слова лозунга «религия — опиум для народа» крепко впечатались в детскую душу. И как теперь я благодарна Господу, что Он вывел меня из тьмы неверия и дал возможность худо-бедно, но работать во славу Его.

— Для православного человека крест — надежда и спасение, символ вечной жизни со Господом, символ Воскресения Христова, символ победы Жизни над смертью и адом, Христа над диаволом, добра над злом. Православным радостно крест творить Животворящий. Кстати, на Руси было принято — в особых случаях — обмениваться крестами в знак духовного братания у мужчин или кумления у девушек и женщин. Таким обменом люди показывали, насколько им близок и дорог человек, с которым они обменялись крестами. Раньше тельники также передавались по наследству. И нет ничего страшного в том, что ребёнок будет носить крестик своей бабушки или дяди. Это глупые суеверия, когда говорят, что вместе с крестиком ребёнок унаследует судьбу, болезни и склонность к тем грехам, которые были присущи прежнему владельцу тельника. Судьба у каждого своя, и каждому Господь даёт его собственное крестоношение, свой путь, со своими испытаниями, радостями и скорбями.

Помните, Господь незримо и таинственно присутствует в каждом нательном крестике, обращая его в великую святыню.

Записала Ирина РУБЦОВА

http://pravpiter.ru/pspb/n195/ta012.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru