Фонд стратегической культуры | Анна Филимонова | 31.03.2008 |
Какова же в этих условиях линия сербской дипломатии, призванной представлять интересы государства, у которого бесцеремонно изымают часть территории, грубо нарушая нормы международного права и Конституции Республики, не говоря уже духовно-исторических аспектах аннексии Косова?
Активность сербской дипломатии заключается в имитации активности. Так, министр иностранных дел Сербии Вук Еремич активизировал свою деятельность по нескольким направлениям. На первый взгляд, он продолжает «бороться за Косово». В Словении 28 марта началась неформальная встреча министров иностранных дел стран Евросоюза в местечке Брдо под Любляной (при участии Верховного комиссара ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьера Соланы и члена Европейской комиссии по внешним связям Бениты Ферреро-Валднер) на которую был приглашен и премьер-министр Косова Хашим Тачи. Еремич выступил с жестким заявлением о том, что должна продолжиться практика, согласно которой представители администрации косовских албанцев в Косове на международных переговорах могут появляться только под флагом ООН, а главой делегации косоваров может быть только официальный представитель администрации ООН в Косове (УНМИК). На что невозмутимый Карл Бильт, глава шведской дипломатии, ответствовал, что Тачи является членом делегации УНМИК/Косово, в то время как «Косово находится в переходном периоде и не имеет полного мандата». Карл Бильт приветствовал также известные заявления Еремича о том, что «Сербия будет защищать свои интересы демократическим и мирным путем», что она «ограничится этими мерами и призывает косовских сербов оставаться в Косове».
Министр иностранных дел Словении Димитрий Рупел хранил информацию об участии Тачи как представителя Косова до самого начала встречи в полной тайне («из соображений безопасности»). Присутствие косовской делегации на встрече министров ЕС во главе с Тачи, по словам Рупела, «соответствует ее законному статусу».
Одной из главных тем переговоров в Словении стала реализация следующей фазы западных геополитических проектов — евроинтеграция стран западно-балканского региона, которым предстоит выполнить ряд стандартных условий ЕС — провести политические и экономические реформы, «уделяя особое внимание проблеме защиты национальных меньшинств». Последнее ставит целью введение и закрепление, прежде всего, албанского элемента в системе управления — от общинного до государственного — и последующего создания многоуровневого албанского «рычага» криминально-террористического характера, с помощью которого Европу будут удерживать от защиты собственных интересов на международной арене.
Словения, пребывая сейчас в эйфории от поста председателя ЕС, озабочена «поиском новых идей относительно евроинтеграции Западных Балкан» — ускорения вступления в ЕС Сербии, Македонии, Черногории и БиГ. Хотя «перебор» словенцев насчет вступления в ЕС Сербии был скорректирован представителями Бельгии и Голландии, потребовавшими выполнения прежних пунктов «всего списка» претензий Евросоюза к сербам: выдачи в Гаагский трибунал «ключевых югославских военных преступников». Бельгийский и голландский министры иностранных дел выступили с совместной платформой, в которой подчеркнули невозможность уменьшения требований к Сербии при вступлении в Евросоюз, главным из которых является всеобъемлющее сотрудничество с МТБЮ. Согласно совместному заявлению Бернара Кушнера и Карла Бильта («Таймс», 12 марта 2008 г.), сербам нужно «рассчитаться со своим недавним прошлым». Практика Гаагского трибунала требует от сербского народа вынесения приговора всему своему прошлому, всей сербской истории как таковой. Одновременно ЕС намеревается усилить работу с населением: значительно повысить стипендии для молодежи, желающей получать образование в Европе, и «поддержать» гражданские организации в Сербии с целью «усиления демократии».
Таким образом, для Сербии сформирован «пакет демократических стандартов», ультимативно предписывающих ей смириться с потерей части территории — духовно-культурного центра сербской государственности и оскорблением национального достоинства; продолжить унизительное сотрудничество с наднациональными институтами, реализующими проекты западных «центров силы», в первую очередь — с Гаагским трибуналом; смириться, наконец, с идеологической и экономической оккупацией страны западными медиа-холдингами и транснациональными кампаниями.
А тем временем Вук Еремич отважно борется за то, чтобы Хашим Тачи не сидел за одним столом переговоров с министром иностранных дел Сербии. Так ведь снявши голову, по волосам не плачут.
Несмотря на однозначную позицию правительства Тадича по проекту соглашения, предложенного УНМИКу министром по Косову и Метохии Слободаном Самарджичем (позиция заключается в том, что проект не прошел соответствующую процедуру в правительстве Сербии), Еремич утверждает, что проект Самарджича все же будет основой для дальнейших переговоров с Генеральным секретарем ООН. Проект заключается в «трансформации отношений с УНМИК после одностороннего провозглашения независимости со стороны приштинских властей и ставит своей целью обеспечение нормальных условий для жизни для сербов, оставшихся в Косове». Еремич утверждает, что суть проекта не подразумевает разделения Косова и настаивает, что «Сербия должна сохранить свою территориальную целостность над всей территорией Косова и Метохии». Однако каким образом Сербия может сохранить свою территориальную целостность, если даже подобный «мягкий» проект соглашения был отклонен правящим режимом? В настоящий момент любые действия, препятствующие легитимизации одностороннего акта провозглашения независимости Косова приштинскими властями, блокируются высшей сербской властью (?!).
Одновременно Вук Еремич открыл новый фронт своей дипломатической борьбы против… России. Посольство Республики Сербия передало требование сербского министра иностранных дел, адресованное телеканалу «Россия», с требованием «дистанцироваться от оскорбительных комментариев в адрес покойного З. Джинджича, содержавшихся в выпуске программы „Вести плюс“ со стороны журналиста К. Семина» (программа вышла 21 февраля 2008 г.). Последний, якобы, «оправдывает убийство демократически избранного премьера Зорана Джинджича и допускает оскорбительные комментарии в его адрес», и все это «в тот момент, когда Республика Сербия столкнулась с проблемой сохранения суверенитета и территориальной целостности». В своем послании сербский МИД потребовал, чтобы телеканал «Россия» ознакомил российскую общественность с содержанием официального письма протеста. Инцидент получил в Сербии широкий резонанс. ЛДП (самая проамериканская партия) договорилась даже до высылки российского посла. Напомним в связи с этим только один факт: 9 мая 1999 г. З. Джинджич совместно с М. Джукановичем выступил с заявлением, в котором фактически призвало НАТО усилить бомбардировки Сербии — с тем, чтобы Милошевич был свергнут, а он, Джинджич, пришел к власти…
Марионеточный режим всегда рьяно блюдет интересы своих хозяев. Сербские власти, следуя многочисленным примерам стран бывшего СССР, втянутых в орбиту влияния Западного блока, указывают России, какой ей следует придерживаться позиции, пытаются запретить российским журналистам иметь свою точку зрения на происходящее на Балканах. Остается спросить: а где был Еремич со своим «праведным» негодованием, когда на Западе вышла на очередной вираж антисербская истерия по поводу провозглашения «независимого государства Косова» и от Сербии требовали подчиниться свершившемуся факту — ведь речь шла о прямых подрывных действиях, направленных на разрушение Сербского государства? Другими словами, демарш сербского МИД — это плохо скрытая попытка официального Белграда (группы Тадича) испортить отношения с Россией. В свете косовской проблемы это полностью отвечает попыткам западных элит не допустить усиления российского влияния в Сербии и на Балканах в целом.
Вук Еремич не устает твердить о необходимости евроинтеграции и связанных с ней радужных перспективах для Сербии. Однако забыть о прошлом и вступить в «светлое европейское завтра» у сербов не получится хотя бы потому, что Европа непрестанно требует выдачи Ратко Младича, вынесения «правды о геноциде в Сребренице» (препарированной правды!) и еще много подобных «правд», оформляющих западную доктрину об «исторических злодеях-сербах». Евросоюз устами министров иностранных дел Бельгии и Голландии с иезуитской логикой утверждает, что «отказ от требования сотрудничества Сербии с Международным трибуналом по бывшей Югославии стал бы поддержкой националистов в Сербии. Очевидной интерпретацией было бы то, что Косово продано проевропейскими политиками Сербии, и тогда националистические партии укрепились бы в своих заблуждениях и вырвали бы победу, повредив авторитету Евросоюза».
Есть мрачный, но реальный прогноз: за Косовом последует принудительное изъятие у Сербии Воеводины, Санджака, распространение «албанского вопроса» далее на Южную Сербию и в итоге — превращение сербов, фактически уже утративших свою государственность, в «европейских курдов"… И тогда стратегическая цель Вашингтона — установление экономического (нефте- и газопроводы и наркомаршруты) и военно-политического контроля над геополитическим районом между Западной Европой, Россией и Ближним Востоком, будет достигнута полностью.
А косовары, чьи действия направляются Вашингтоном и Брюсселем, продолжают свое наступление: создается новая «история Косова» — с рассказами «о великом иллирском царстве, наследниками которого являются албанцы», с призывами к «реконструкции албанской этнолинии Скопье — Ниш — Нови Пазар» и т. п. Самопровозглашенное «государство Косово», не имея атрибутов государственности и международного признания, нагло и безнаказанно идет путем легитимизации де-факто.