Деловая газета «Взгляд» | Наталья Ямницкая | 31.03.2008 |
В воскресенье, 30 марта, в храме Святителя Николая Чудотворца в поселке Озерки Выборгского района Ленинградской области состоялась встреча величайших святынь христианского мира, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу обладминистрации.
«Поклонение святыням, связанным с Крестом Господним, специально приурочили к Крестопоклонной неделе Великого поста»
В частности, в храм будут доставлены частица Животворящего Креста Господня, частица титулуса — дощечки, прибитой вверху креста с надписью «Иисус Христос Царь Иудейский», частица креста благоразумного разбойника, распятого вместе с Христом, а также частица гвоздя, которым было прибито к кресту тело Господне, которая впаяна в серебряный гвоздь натуральной величины.
Прибытие святынь и торжественная передача их в храм состоялись перед началом божественной литургии, которая была намечена на 10 часов по московскому времени в воскресенье.
По данным ИТАР-ТАСС, принесение святынь, связанных с Крестом Господним, специально приурочили к 30 марта, когда у православных начинается Крестопоклонная неделя Великого поста. С этого дня частицы реликвий будут находиться в храме постоянно, с 10 до 19 часов к ним будет открыт свободный доступ.
На протяжении всей истории Церкви эти реликвии были особым предметом почитания, как непосредственно касавшиеся плоти Спасителя.
Среди других значимых для верующих православных святынь, которые регулярно привозят в Россию, стоит отметить мощи святителя Спиридона. 17 веков назад он был епископом города Тримифунта и весьма почитался как при жизни, так и после смерти. Его останки являются главной святыней острова Корфу.
В России его чтят как помощника в умягчении сердца, в прекращении распрей, в даровании христианской любви. В честь Спиридона Тримифунтского в российских городах, как и во всем мире, построено множество храмов. В центре Москвы до 30-х годов ХХ века была Спиридоньевская церковь, о которой теперь напоминает название переулка.
Последний раз в Россию мощи, а именно десница, Спиридона прибывали в апреле 2007 года. С 18 по 26 апреля ковчег с мощами находился в Свято-Даниловом монастыре Москвы, а затем ему смогли поклониться в Туле, Калуге, Брянске, Орле, Липецке, Воронеже, Тамбове и Рязани.
Годом ранее у православных верующих России была возможность поклониться деснице Иоанна Крестителя, которая обычно покоится в черногорском Цетиньском монастыре.
На протяжении 9 веков рука пророка находилась в Антиохии, куда, согласно преданию, она была принесена святым апостолом и евангелистом Лукой. Позднее десница хранилась в Иерусалиме, затем на острове Родос, на Мальте, в Австрии, а с 1799 по 1918 год святыня нашла свое пристанище в России, пребывая в разные годы то в Санкт-Петербурге, то в Гатчине.
В этот период десница была собственностью российской императорской семьи. После революции мощи Крестителя были вывезены из России и в 1932 году переданы королю Югославии Александру Карагеоргиевичу.
А в одном из монастырей, расположенных на горе Афон, хранятся мощи святого Георгия Победоносца. С XIV века он считается особым покровителем Москвы, но его изображения как символа военной славы встречаются в гербах многих государств.
Георгий Победоносец жил в II—III вв.еке в Риме. Будучи юношей, он поступил на военную службу, а в 20 лет был назначен военачальником. Он мужественно исповедовал перед римским императором Диоклетианом свою веру в Иисуса Христа, за что был подвергнут мучениям.
Но даже в темнице к нему приходили люди, которых он исцелял и просвещал Христовым учением. Но предания прославили его как человека, который победил дракона именем Христа.
В Россию, по данным «Российской газеты», мощи святого Георгия были доставлены в августе 2005 года в ознаменование 60-летия Великой Победы, в День воинской славы России, который отмечается 23 августа в память о разгроме фашистов в Курской битве 1943 года.
Впрочем, ученые не раз высказывали предположения, что список христианских святынь может быть пополнен на несколько позиций.
Так, в 2006 году работавшие в Ватикане археологи откопали саркофаг в склепе под храмом Святого Павла. Предполагается, что в нем примерно в 390 году были захоронены останки апостола Павла, могилу которого скрыл за собой алтарь храма IV века, который в свою очередь был построен взамен более раннего храма, стоявшего над могилой святого Павла. В 1823 году на месте 1500-летнего храма было построено современное здание церкви.
По словам аббата Бенедиктинского монастыря отца Эдмунда Пауэра, гроб сделан из белого материала, похожего на мрамор, а надпись на крышке гроба гласила на латыни «Paolo Apostolo Martyr», что означает «Павел апостол мученик».