Русская линия
Слово Татьяна Шишова01.04.2008 

Царица добродетелей. Продолжение

Начало

НА КАКОЙ ПОЧВЕ ПРООИЗРАСТАЕТ ПОСЛУШАНИЕ?

К счастью, большинство российских родителей пока не успело заразиться духом либеральной педагогики и не готово стать марионетками в руках детей-тиранов. Даже те, кто позволяют ребенку в первые годы жизни сесть себе на голову, спохватываются, когда ребенок идет в детский сад и начинаются нарекания. Или когда приходит пора учиться, а своевольные дети не вписываются в группу, не слушаются учителя и упорно отказываются преодолевать трудности. Поскольку сейчас престиж образования высок, отставание ребенка в учебе, пожалуй, как ничто другое способно активизировать родителей. И тогда они уже совсем иначе воспримут, например, такое высказывание: «Без послушания невозможно научиться чему бы то ни было по-настоящему: чтобы усвоить какие-либо знания, послушание необходимо. Поэтому гордый человек чаще всего обрекает себя на некое неистребимое невежество, особенно в духовном плане» (арх. Рафаил (Карелин), там же, стр. 290). Хотя и тут, конечно, могут быть исключения. Я знаю одну маму, которая настолько уважала свободолюбие своего сына, что в первом классе он полгода просидел под партой, но ее это нисколько не беспокоило.

-Что делать, если ему скучно? — пожимала плечами она -В конце концов, это проблемы учительницы. К ребенку нужен подход.

Поскольку школа была частной, с Сашиным поведением мирились. Однако потом мальчика пришлось забрать, поскольку, почувствовав безнаказанность, он начал срывать уроки, а родители других учеников оказались не столь большими поклонниками Сашиной свободы, как хотелось его маме.

Но такое пока встречается редко. Куда чаще, теоретически соглашаясь с необходимостью послушания, взрослые просто не умеют его добиться и ищут совета, как это сделать. Конечно, необходимо простроить систему поощрений и наказаний, которая подошла бы для данного конкретного ребенка, учитывала бы его особенности и психологические ресурсы. Но эта система — лишь набор приемов. Лишенная серьезной основы, она не заработает в полную силу. А основой в данном случае служит родительское отношение к Богу, к государству, к окружающим людям и, конечно, друг к другу и к своим детям.

«Послушание, — предупреждал в свое время Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, -есть такое растение, которое может расти и созревать не во всяком доме; это растение созревает только там, где почва для него благоприятна. Но, к общему прискорбию, есть такие семейства, в коих ничего нет благоприятствующего воспитанию детей в послушании. Это все те семейства, в коих господствует дух вольномыслия, неуважения законов Божеских и человеческих, — тот дух, который не хочет знать никаких авторитетов.

Обыкновенно ныне большею частию тогда только прибегают к защите Божеского или человеческого закона, когда это находят удобным для себя и полезным. Где родители заражены этим духом, там невозможно воспитать детей в послушании… В иных семействах Бог — самое последнее лицо, на которое обращают внимание; о Нем не принято говорить… Что есть обязанности к Богу, об этом многие совершенно не думают, и кто надлежащим образом исполняет их, такой, по меньшей мере, возбуждает в обществе удивление. Все это дитя видит и слышит. Какое же выведет оно отсюда заключение? Очень простое: если отец мой не почитает Бога, не слушается Бога, то и я могу не почитать, не слушаться отца; если Бог и заповеди Его — вымысел, то и пятая заповедь также; следовательно, родители для меня не имеют никакого значения. И согласитесь, при таком рассуждении логика ведь будет на стороне детей!..» («Чтобы дети были послушны и правдивы», М., «Даниловский благовестник», 1997, стр. 4−5). Сказанные достаточно давно, еще до революции, эти слова с годами стали, увы, только актуальней. «Везде, где только не признается и не уважается Божеская и установленная Богом власть, где законы исполняются только страха ради, там воспитание к послушанию не имеет почвы, — писал епископ Ириней. -Кто презирает авторитет Божий, авторитет Церкви, авторитет всякого начальства, тот не может требовать от своих детей, чтобы они уважали родительский его авторитет; и кто добровольно и по чувству долга не следует названным авторитетам, тот никогда не может воспитать своих детей послушными» (там же, стр. 6−7). А что с пеленок слышат и видят дети во многих современных семьях? Мать спорит с отцом; мнение бабушек-дедушек в расчет не принимается, а зачастую и вовсе встречается в штыки; про милиционеров говорят, что они в сговоре с преступниками, про армию рассказывают всякие ужасы; критика правительства, Думы и прочих органов власти стала привычным фоном нашей жизни. В обществе царит атмосфера недовольства, для многих людей главным авторитетом являются они сами. Самость вообще всячески подчеркивается и превозносится. Ребенок, даже толком не понимая происходящего, все равно интуитивно улавливает суть и заражается духом анархии. Положение на самом деле трагическое. Думаю, мы даже не осознаем в полной мере его трагизма, поскольку сами в нем находимся и не можем от него как следует абстрагироваться, чтобы дать объективную оценку. Ситуация осложняется еще и тем, что все вышеперечисленные люди и инстанции действительно нередко подают повод для критики, а то и борьбы. Разве можно, например, было смириться с проектом министерства образования ввести в школы секс-просвет? А как не возмущаться тем, что бывший министр культуры Швыдкой публично оправдывает матерные ругательства и всячески поддерживает непристойные спектакли, фильмы, выставки? И такого сейчас очень много.

Верующие люди знают, что слушаться начальства нужно, пока его распоряжения не противоречат Божиим заповедям. Об этом даже публично заявлено в Социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих <…> к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств» (раздел III.6). А «в тех случаях, когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную Божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды он ни рядился» (раздел IV.3).

ЧТО КОНКРЕТНО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ?

Хотя условия для воспитания детей послушными сейчас, мягко говоря, непростые, родителям нельзя опускать руки.

Иначе ни у кого не будет нормальной жизни: ни у них самих, ни у ребенка, ни у всего общества. Что можно посоветовать?

— Конечно, прежде всего внимательно следить за собой и не подавать дурной пример. Когда ребенок видит, что близкие относятся друг к другу уважительно, это и для него становится нормой. Причем выражаться это должно не только в чем-то главном, но и в мелочах, поскольку именно мелочи часто привлекают внимание детей. Они, будто обезьянки, копируют тон, словечки, повадки окружающих людей. — Не чувствуя со стороны взрослых защиты, ребенок начинает тревожиться. А тревога у детей часто выражается усилением непослушания. Право на защиту — одно из основных прав ребенка. Поэтому, пока дети маленькие, надо надежно ограждать их не только от реальных опасностей, но и от опасной информации — такой, которая способна вызвать запороговые страхи, подорвать веру в справедливость, вогнать в тоску и уныние. Ребенку для нормального развития совершенно необходимо верить, что мир хороший и добрый, что «злых» немного и их всех победят, что родители и люди, олицетворяющие в его представлении власть (милиционеры, солдаты и проч.) на стороне добра. — Кроме того, никогда нельзя забывать о главной цели воспитания. «Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радели о спасении детей. Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение», — учит св. Иоанн Златоуст. Поэтому, важно почаще задавать себе вопрос: для чего нам нужно, чтобы дети нас слушались? Одно дело запрещать или принуждать, заботясь о спасении души ребенка и совсем другое — пытаться таким образом самоутвердиться, показать себя, свою власть.

Говоря о послушании, Н.Е. Пестов приводит следующие десять принципов:

1. Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний. <Добавлю от себя, что приказания, конечно, должны быть разумными, родитель не должен превращаться в капризного деспота – прим. авт.>.

2. Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически <но, конечно, не грубо и властно, как бывает в иных малокультурных семьях – прим. авт.>.

3. Выполнения приказаний следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова. <Однако нервные, возбудимые, гиперактивные дети часто не могут соответствовать этому требованию. А родители, не понимая, что это болезненный симптом, раздражаются, кричат и тем самым только усугубляют состояние ребенка – прим. авт.>

4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необходимости или характере распоряжений. В присутствии детей вообще не должно быть у родителей разногласий, чтобы авторитет их ничем не колебался. Об этом так пишет в письме старец Амвросий Оптинский: «Никак не спорьте о своих разных взглядах при детях».

5. Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.

6. Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.

7. Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание.

8. Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении.

9. Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы или уши, ударять, хотя бы в шутку, и т. п.

10. Самим давать пример послушания — жены мужу и обоих — своему духовному отцу (Н.Е. Пестов «Путь к совершенной радости. Воспитание детей», Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2003, стр. 110−111).

А ЕСЛИ ВСЕ РАВНО НЕ СЛУШАЕТСЯ?

Да! Может ли вообще такое быть, что родители соблюдают вышеперечисленные правила, а ребенок все равно не слушается?

— К сожалению, может. Нервные дети, которых сейчас достаточно много, отличаются импульсивностью, раздражительностью. Повышенная тревожность у них оборачивается вспышками агрессии, они плохо переносят стрессовые ситуации, могут впасть из-за них в состояние неуправляемости. Дети, родившиеся с асфиксией, по моим наблюдениям, всегда более нервные, упрямые, часто склонны к истерикам. Естественно, плохо управляемы гиперактивные дети, многие дети с задержками развития, с проявлениями аутизма, дети, пережившие какую-то психическую травму.

Бывает так называемое «протестное поведение», причина которого коренится в том, что в младенчестве, когда только еще устанавливается система «мать — дитя», между мамой и ребенком не существовало полного взаимопонимания. Известный детский психиатр проф. Козловская Г. В. указывает на то, что очень многое в облике и манерах современных матерей противоречит традиционному образу материнства. Мать одевается в мужскую одежду, коротко пострижена, пахнет не молоком, а духами, не поет колыбельных, ведет себя с ребенком нервно, напряженно, раздражительно или равнодушно, ухаживая за ним чисто физически, но эмоционально не включаясь. Все это идет в разрез с генетически заложенными представлениями младенца о том, какой должна быть мама, вызывает отторжение, протест. А поскольку все это происходит на бессознательном уровне, причем в самом раннем возрасте, то запечатление дефектной модели поведения бывает очень прочным и впоследствии она воспроизводится автоматически.

А бывает и просто своевольный характер, (который, кстати, нередко достается ребенку в наследство от матери с отцом или от каких-то более дальних родственников). Потакать непослушанию, конечно, не следует, но надо учитывать «отягчающие обстоятельства», понимая, что к таким детям требуется особый подход. В каждом случае свой. Какой именно — лучше посоветоваться со специалистом.

http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics/208/11 791/&part=2


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика