Православие и современность | Ольга Новикова | 29.03.2008 |
Такими же печальными памятниками минувших дней являются заброшенные храмы. На них особенно больно смотреть. Когда-то здесь служили Божественную литургию и причащались Святых Христовых Таин, здесь крестили, венчали и отпевали людей, и колокольный звон раздавался на всю округу. По воскресным и праздничным дням яблоку негде было упасть: народ тянулся в храм, неспешно крестился, ставил свечи, хором пел «Верую» и «Отче наш». А теперь — от былого величия не осталось и следа: храм полуразрушен, стерты фрески, сбиты кресты, выломаны двери, погнуты решетки на окнах. Единственное, что осталось неизменным, — здесь, в доме Божием, которым храм никогда не перестанет быть, несмотря на все «старания» человека, у престола незримо предстоит Ангел-хранитель…
Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Логиновке Краснокутского района — некогда один из красивейших храмов в Заволжье — и сегодня удивляет своей необычной архитектурой. Сам храм каменный, из красного кирпича, а возвышающаяся над ним колокольня — деревянная. Деревянным был и купол над алтарной частью храма (он обрушается внутрь церкви в течение последних двадцати лет). Причину этой интересной архитектурной особенности нам раскрыла учитель истории логиновской школы Антонина Овечкина. Дело в том, что изначально Казанский храм был деревянным (согласно архивным данным он был построен в 1857 году тщанием прихожан), а затем благодаря жителю села Парфену Яковлевичу Гопиенко, награжденному тремя Георгиевскими крестами за участие в боях на Шипке, церковь была обложена кирпичом. Только вот закончить работы помешала Первая мировая война. А потом и вовсе произошла революция, и началась война гражданская. Так храм и остался наполовину каменным.
По преданию, проект храма раздобыли сами жители Логиновки. Они снарядили в Москву ходоков, которым в первопрестольной особенно понравилась одна из церквей. Ее проект и был взят за основу. По рассказам старожилов, в храме были удивительной красоты иконостас и фрески — редкие для глухой заволж-ской провинции (часть росписи чудом уцелела до наших дней), богатым было и внутреннее убранство церкви: старики упоминали о паркетном поле и хрустальном паникадиле. Недаром в логиновский храм приезжали венчаться из окрестных сел и даже из Новоузенска, хотя там были свои храмы.
Раньше Логиновка называлась Нижним Ерусланом. Согласно архивным данным в середине XIX века в селе числилось 78 дворов, а к началу ХХ века их количество увеличилось почти в пять раз. Возросло и число жителей — в семь раз за полстолетия. К 1910 году в Логиновке проживали уже порядка 3 тысяч человек. Население составляли русские и малороссы православного вероисповедания. В селе к этому времени имелись две школы: земская и церковно-приходская, восемь ветряных мельниц и кирпичный завод, проходили ярмарки.
В советское время храм был закрыт и разграблен. После 1936 года здесь располагалась казарма курсантов Краснокутского летного училища, а во время Великой Отечественной войны жили немцы, взятые в плен в Сталинграде. Потом, по советской традиции, храм был превращен в зерновой и продовольственный склад. В этом статусе он просуществовал до конца 80-х годов. Приехавшая в 1988 году в Логиновку по просьбе Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) комиссия из Сароблжилкомпроекта засвидетельствовала, что храм находится в аварийном состоянии. Износ здания, по мнению специалистов, составил более 60%, и архитекторы сделали техническое заключение, согласно которому Казанская церковь не подлежала восстановлению. Мнение саратовских специалистов два года назад подтвердили и московские реставраторы, работавшие над восстановлением Свято-Никольского храма в Дьяковке Краснокутского района. По просьбе Епископа Саратовского и Вольского Лонгина они осмотрели логиновскую церковь и пришли к выводу, что разрушения приняли необратимый характер, и спасти храм не представляется возможным.
Так Казанский храм был обречен на медленное умирание. Ускорить процесс взялись и некоторые жители села: охотники за железом вытащили из храма все, что могли. Не поддались только чугунные решетки на окнах, хотя некоторая их часть все же дрогнула под рукой варвара. И до сих пор находятся желающие поживиться на развалинах церкви, со стен которой еще смотрят лики преподобного Серафима Саровского, Марии Египетской, Алексия, человека Божиего, и других святых, и сам Христос в Гефсиманском саду молит пронести мимо Него чашу сию…
…Сто лет назад — осенью 1907 года — над Логиновкой зазвучал пасхальный перезвон. Так сельчане чествовали благотворителя храма и своего земляка Парфена Яковлевича Гопиенко. Возможно, тогда и была освящена новая церковь. Колокольному звону радовалась и маленькая Полина — двоюродная бабушка нынешнего учителя истории логиновской школы — ведь ее крестили в этот день. Спустя годы Антонина бережно хранит это семейное предание, как хранит фотографии храма и немногочисленные сведения о нем. Раньше в школьном краеведческом музее было много интересной информации о Казанской церкви, но все было утеряно в перестроечные годы. А между тем все новые и новые поколения жителей Логиновки вырастают рядом с поруганной святыней. Руины храма с покосившейся колокольней для них — естественная часть «пейзажа». Что и говорить, их предки были много счастливее, имея возможность созерцать красоту храмовых росписей, слушать богослужебное пение, участвовать в церковных Таинствах.
И все же не хочется заканчивать рассказ о логиновском храме на грустной ноте. В прошлом году церковь отметила свое 150-летие. В престольный праздник храма — 21 июля — благочинный Южного округа священник Александр Писларь организовал приходское собрание жителей Логиновки и близлежащих сел — Рудни, Константиновки и Дьяконовки (православная община действует здесь с 1990-х годов). На собрании шла речь о судьбе Казанского храма, а также о возможности строительства новой церкви. Этого события жители, а их в четырех селах осталось не более 1800 человек, ждут с нетерпением. И, возможно, на логиновской земле еще возобновится литургическая жизнь, и это случится до того, как старый храм доживет свой век.
Когда этот материал уже вышел в печать, в редакцию газеты «Православная вера» пришло письмо от нашей постоянной читательницы Елены Ивановны Пороховой из г. Покровска (Энгельса), в котором она прислала нам старинную фотографию этого храма, сделанную ее отцом.
Вот что пишет Елена Ивановна: «Я читаю вашу газету и очень часто читаю о том, что в Ртищеве, Питерке и других местах нашей области начинают строительство (или уже закончили) церкви, храма. А вот я с детства видела очень красивую церковь в селе Логиновка Краснокутского района Саратовской области< >.
На ней было много куполов, они горели золотом. Горели золотом и кресты, которые были необыкновенной красоты. В церкви очень красивая роспись. Моя сестра рассказывала мне, что они, учась в школе, сбегали с уроков в церковь и заходили в одну комнату, где, если закрыть дверь, над головой в темноте горели звезды< >.
Очень бы хотелось, чтобы и этот красивый храм был восстановлен, чтобы сельские люди, которые брошены на произвол судьбы без работы, смогли хотя бы душевно отдохнуть в стенах этого храма. Может, и у них появится вера, ведь с верой и жить легче, может, и пить меньше станут, и молодежь, потянувшись в церковь, забудет о шприцах и бутылках. Духовность возрождает людей к жизни, к чистоте отношений, уважению друг к другу.
Хочется, чтобы такая красота открыла двери верующим. Ведь в деревнях, а их вокруг церкви четыре: Логиновка, Константиновка, Рудня и Дьяконовка — живут пожилые люди, и ехать в церковь в Красный Кут они физически не в состоянии. Вот и получается — храм стоит столько лет, а поставить свечу, обвенчаться, покрестить детей — негде».
Мы думаем, что на многие вопросы Елены Ивановны уже ответили в нашей статье. Но поскольку старая церковь, к сожалению, не подлежит восстановлению, мы надеемся, что в селе Логиновка будет построен новый храм.
Фото Евгения Кирилловых
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4770&Itemid=3