Русская линия
Радонеж28.03.2008 

«Начало премудрости»
Редакционный комментарий

16 марта в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США) отошел ко Господу митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Кончина митрополита Лавра последовала в Неделю Торжества Православия, в день, когда христиане молитвенно воспоминают подвижников веры, утверждавших истину Православия и защищавших единство Церкви. Именно таким созидателем и защитником церковного единства, много потрудившимся для восстановления общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, был Владыка Лавр. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «Если бы не Владыка Лавр, я думаю, что воссоединение Церкви наступило бы намного позже». Православные люди в России с благодарностью будут вспоминать Владыку Лавра, столь много послужившего воссоединению русских людей в Отечестве и в рассеянии после десятилетий трагического разделения.

В день Торжества Православия, впрочем, не только возглашают славу защитникам Церкви. В этот же день, по давней традиции, повторяются грозные слова осуждения — анафемы — тем, кто, ведомый гордыней и забвением страха Божия, единство христиан пытался разрушить. Это напоминание особенно необходимо сегодня, когда политические лидеры, руководимые той же гордыней и тем же забвением Бога, пытаются разрушить единство христиан, в угоду сиюминутным политическим иллюзиям. Так именно обстоит дело с проектом создания «единой поместной церкви Украины» — цинично спекулируя на идее церковного единства, на деле пытаются это единство разрушить, отделив от единой Русской Православной Церкви ее паству, проживающую в «пределах украинских». Дело дошло до того, что даже празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси пытаются использовать, как повод для рекламы раскола — в оргкомитет празднования включены представители самопровозглашенных и не признанных никем в православном мире т.н. «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви». Подвиг крестителя Руси и объединителя русских людей, святого князя Владимира, как пиар-акция в поддержку раскольников — это, конечно, «сильное решение"…

Сейчас опять начнут рассказывать, что святой князь и крещение-то принял исключительно ради «вхождения в общеевропейский дом». Между тем, источники указывают на полный неуспех различных «представителей», предлагавших князю широкий выбор вер. А вот слова греческого православного проповедника, рассказавшего историю воплощения и земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти, воскресения, вознесения на небеса, ниспослания на апостолов Святого Духа и их рассеяния по всей земле для проповеди, сказавшего и о том, что настанет, наконец, день, когда Господь Иисус снова приидет на землю судить живых и мертвых и воздать каждому по делам, — эти слова нашли у князя отклик. Проповедник, как повествует летописец, раскрыл пред князем картину Страшного Суда и указал одесную Судии праведников, с радостью идущих в вечные обители, а ошуюю — грешников, влекомых на вечную муку. Владимир, смотря на картину, глубоко вздохнул и сказал: «Хорошо сим одесную, и горе сим ошуюю». «Если и ты желаешь стать с праведниками, — заметил ему проповедник, — крестись». Эти слова и легли будущему крестителю Руси на сердце, ибо это было сердце, боящееся Бога, а не общеевропейских ценностей.

Впрочем, как легко заметить, забвение страха Божия отличает вовсе не одних только политиков ближнего зарубежья. Далеко ходить за примерами не надо — продолжающийся вопль ужаса перед опасностью клерикальной цензуры отечественного ТВ дает достаточно оснований для именно такого вывода. Притом, что речь шла только лишь о призыве создать основу для хотя бы некоторой возможности обществу высказывать свое отношение к продукции теледельцов, от которой зачастую просто тошнит. Хотя все вроде бы на словах согласны, что будущее России зависит не от цен на углеводороды, а от сохранения нравственного здоровья общества, как только заговорили о необходимости хоть что-то сделать для этого самого нравственного здоровья, которое наше дорогое ТВ уже скоро два десятилетия пытается на корню извести — в ответ раздается визг про ужасающее попрание свободы творчества цензорами в рясах.

Ровно то же самое с вопросом о привитии подрастающему поколению традиционных для русского народа духовно-нравственных ценностей, без чего, опять же, не то что нравственного телевидения через какое-то время невозможно будет сочинить (кто его будет делать?) — даже столь знаменитые углеводороды некому будет добывать. Почти две трети россиян (60%) считают, что по желанию учеников или их родителей в школе можно изучать историю религии, основы религиозной нравственности — так утверждают социологи по результатам опросов. Минобразования же, как всегда, лучше знает, чего хочет общество и, обращая внимание на «общественную обеспокоенность по поводу введения нового цикла» (заместитель министра Исаак Калина), напоминает: «Очень опасно выходить к детям взрослым людям, которые не договорились между собой». Так с вами разве договоришься?

Вот проходит в Российской академии образования обсуждение концепции новых образовательных стандартов. Участники констатируют: «Цели личностного развития учащихся в концепции прописаны вне всякой связи с историей и культурой России», «Без учета в школе интересов миллионов граждан, последователей крупнейшей общественной организации — Русской Православной Церкви — нельзя говорить о каком-то общественном договоре, учете запросов гражданского общества», а «процедур согласования стандарта с обществом нет». И как прикажете с вами договариваться?

Хотя они особо и не заморачиваются этими согласованиями. Вот продолжение истории с ЕГЭ: очередной представитель образовательного ведомства (глава Рособрнадзора Болотов) рассказал недавно об отмене обязательности ЕГЭ по литературе для выпускников школы. То есть отныне выпускной экзамен по литературе будут сдавать только желающие. Обозреватель «Эксперта» комментирует новшество: «Проведена двухходовка по снижению статуса русской литературы в российской школе: вслед за дискредитацией — обнуление. Сначала людей запугали воистину жутким качеством ЕГЭ. А когда словесники взвыли, что это хуже, чем ничего, им сказали: хорошо! пусть будет ничего». Следствием же будет низведение еще и школьной литературы до статуса крайней необязательности с соответствующими последствиями в будущем для культурного уровня «птенцов гнезда Миноброва». И почему, собственно, в будущем? Результаты уже сегодня налицо — тотальная языковая безграмотность (сколько денег было вбухано в соответствующую федеральную программу?) и доходящее до степени дебилизации бескультурье. Договариваться с ними, видите ли, общество не хочет… Хотя, может, кто-то уже именно и договорился?

И как результат возможной договоренности — возможность безнаказанно «вешать на уши лапшу», причем самого удивительного качества. Так что будущим топ-менеджерам в топ-бизнес-школе под видом лекций о деловой этике «впаривают» околесицу про «ведическую Русь», а малограмотные выпускники топ-училищ потом едут в глубинку и там разрабатывают гениальные пиар-акции, подобные той, что приключилась в Ельце. Там московское пиар-агентство, подрядившееся улучшить имидж города, предложило не упоминать в туристических программах предание о явлении Богородицы Тамерлану во время его похода на Русь. Именно во время его набега москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для защиты ее от завоевателя. В день встречи образа Тамерлану во сне, согласно летописи, явилась Богородица и велела ему немедленно уйти из пределов Руси. Вот об этом и не надо напоминать. Неполиткорректное какое-то явление… Не ровен час, еще оттолкнет от города туристов из мусульманских стран, обеспокоились мудрые пиарщики. Что тем мифическим мусульманам до Тамерлана, который никак не мусульманин, неясно. «А он рыдает….» На всякий случай, видимо. Да простят нас читатели, но вся эта дичь сильно напоминает недавно показанную не очень приличную фильму под названием «День выборов».

В этих смутных обстоятельствах много вселило оптимизма в немусульман очередное экстравагантное заявление сопредседателя Совета муфтиев Нафигуллы Аширова. По его мнению, «христианские церкви в Москве имеют право быть». Это радует. Потому что вот, например, в Лондоне уже не так — там уже местами кричат: «Здесь вам не место, здесь не должно быть церкви, здесь должна стоять мечеть!». Ну, а в Москве вот муфтий Аширов разрешил. Он ведь собственно о чем? Соборную-то мечеть в столице расширяют до формата Мекки, но этого же мало: сегодня в столице, проживает «огромное количество мусульман», которых все равно никто не считал, и поэтому муфтий спокойно может рассказывать сказки про то, как их много. И требовать застроить Москву мечетями. А христианские храмы пусть пока постоят. Пока.

От редакции

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2674


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru