Труд | 25.03.2008 |
Борух Горин, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России:
— Если с 1 сентября 2009 года в обязательную школьную программу будет включен новый курс «Духовно-нравственная культура», в рамках которого детям будут преподавать основы каждой религии по отдельности, то можно ожидать, что сбудутся наши опасения. Последствия этого могут быть опасны не только для представителей неосновных религий России, но и для православия; это бомба на десятилетия вперед.
Светлана Конеген, телеведущая:
— В качестве факультатива можно вводить такой предмет, но как обязательный — нет. Ведь Россия — многонациональное государство, и нельзя, просто невозможно навязать детям одни и те же ценности, стереотипы. Меня на месте этих детей, наверное, стошнило бы. Тем более в таких мегаполисах, как Москва, где люди разных конфессий живут на одной площадке, невозможно будет выбрать приоритетное направление в так называемом религиоведении.
Михаил Веллер, писатель:
— В наше время, отличающееся повышенной безнравственностью, нужно говорить школьникам о том, что хорошо и что плохо, давать им ясные представления о добре и зле. Моральный код един у представителей разных конфессий и даже у атеистов. Должны быть составлены учебники и хрестоматии с текстами из разных религий и заповедей. В противном случае учителя за маленькие деньги будут не очень грамотными и заинтересованными, и все выльется в очередной фарс.
Дмитрий Орешкин, политолог:
— Православная церковь не сможет подготовить квалифицированные кадры для преподавания этого предмета, а плохой учитель принесет больше вреда для религии, чем пользы. Самое интересное, что делаться это все будет на деньги налогоплательщиков, мои в том числе, хотя я против. Если бы мои дети учились в школе, я бы не поленился, пришел к директору и устроил разборку. А если бы мне было нужно, чтобы мои дети познакомились с религией, я бы нашел хорошего священника, чтобы дети с ним поговорили.
Павел Астахов, адвокат:
— Сами понятия «духовность» и «нравственность», присутствующие в названии предмета, шире, чем религия и вера. Об упадке нравственных ценностей в нашем обществе сейчас не говорит только ленивый. Поэтому введение такого предмета необходимо сейчас подрастающему поколению. От этих уроков никто не пострадает, и говорить о том, что будут ущемляться чьи-то права и религиозные чувства, — слишком большая натяжка и передергивание.
Елена Ханга, телеведущая:
— Если школьникам будут преподавать историю религий — это прекрасно, я обеими руками за. Но все зависит от уровня преподавания. Что касается того, должны ли преподавать в школах священники, то могу сказать: священники бывают разные. Если это хороший священник, который разбирается в истории, знает свой предмет и может заинтересовать ребенка, то почему нет?
Евгений Осин, певец:
— Если родители-атеисты не захотят отдавать своего ребенка на эти уроки, то это будет неправильно с их стороны. Они будут разлагать своего сына или дочь. Духовное воспитание — самое лучшее, в душе ребенка закладывается нравственность. Ничего плохого в таких уроках нет.
Елена Воробей, актриса театра и эстрады:
— Во-первых, это необходимо для того, чтобы добрее относиться к людям и к миру. Во-вторых, чтобы любить жизнь такой, какая она есть. Обязательно, чтобы такой предмет преподавал именно священник, человек с духовным саном.
Михаил Неструев, олимпийский чемпион по стрельбе:
— Такой предмет в школе необходим, потому что основы воспитания присущи любой религии. И, как говорится, чем раньше, тем лучше. На детях это отразится только с хорошей стороны. И мне кажется, что православие не станет единственным объектом изучения: скорее всего, будут рассматривать абсолютно все мировые религии.
Владимир Вишневский, поэт:
— Я видел по телевизору, как обучают политесу в адыгейских школах, например, как джигит должен относиться к девушке, и мне это понравилось. Другое дело, что в силу наших традиций и советского прошлого слова «духовность», «нравственность» вызывают легкое недоверие и рефлекторный скепсис. Но при этом я скорее за, чем против нового предмета.
Ирина Печерникова, актриса:
— Я сама верующий человек, и поэтому для меня изучение религии в школе в рамках нового предмета — это очень хорошо. Изучать православие нужно, так мы вспомним свои корни. Ведь раньше в школах России каждый урок начинался с чтения молитвы «Отче наш», и это было прекрасно.
Леонид Китаев-Смык, психолог Российского института культурологии:
— Именно религиоведение может дать основные представления подрастающему поколению о нравственном развитии, духовности личности. Вообще религиоведение — это некий вариант истории. Что касается выбора конфессиональных направлений в рамках изучения этого предмета, то все религии: православие, мусульманство, иудаизм — несут одинаковый смысл.
Гульнур Газиева, руководитель пресс-службы Совета муфтиев России:
— С самого начала речь шла о многоконфессиональном подходе в преподавании детям. А в итоге все свелось к тому, что будут учить школьников только православию, причем чуть ли не священнослужители этим займутся. Что касается распределения религиозных направлений по регионам — это окончательно разъединит Россию. Совет муфтиев считает, что этот предмет должен даваться в специальных, воскресных школах.
Борис Грачевский, режиссер:
— Детям такой предмет просто необходим. Они обязаны знать основные аспекты каждой религии. Но если будет преподаваться исключительно православие — это будет просто безобразием, дискриминацией по вероисповеданию. И закончится все как минимум конфликтом религий в стране. Естественно, что вести этот предмет должен историк. Никаких священников, мул, раввинов.
Елена Ханга, телеведущая:
— Если школьникам будут преподавать историю религий — это прекрасно, я обеими руками за. Но все зависит от уровня преподавания. Что касается того, должны ли преподавать в школах священники, то могу сказать: священники бывают разные. Если это хороший священник, который разбирается в истории, знает свой предмет и может заинтересовать ребенка, то почему нет?
Евгений Осин, певец:
— Если родители-атеисты не захотят отдавать своего ребенка на эти уроки, то это будет неправильно с их стороны. Они будут разлагать своего сына или дочь. Духовное воспитание — самое лучшее, в душе ребенка закладывается нравственность. Ничего плохого в таких уроках нет.
Елена Воробей, актриса театра и эстрады:
— Во-первых, это необходимо для того, чтобы добрее относиться к людям и к миру. Во-вторых, чтобы любить жизнь такой, какая она есть. Обязательно, чтобы такой предмет преподавал именно священник, человек с духовным саном.
Михаил Неструев, олимпийский чемпион по стрельбе:
— Такой предмет в школе необходим, потому что основы воспитания присущи любой религии. И, как говорится, чем раньше, тем лучше. На детях это отразится только с хорошей стороны. И мне кажется, что православие не станет единственным объектом изучения: скорее всего, будут рассматривать абсолютно все мировые религии.
Владимир Вишневский, поэт:
— Я видел по телевизору, как обучают политесу в адыгейских школах, например, как джигит должен относиться к девушке, и мне это понравилось. Другое дело, что в силу наших традиций и советского прошлого слова «духовность», «нравственность» вызывают легкое недоверие и рефлекторный скепсис. Но при этом я скорее за, чем против нового предмета.
Ирина Печерникова, актриса:
— Я сама верующий человек, и поэтому для меня изучение религии в школе в рамках нового предмета — это очень хорошо. Изучать православие нужно, так мы вспомним свои корни. Ведь раньше в школах России каждый урок начинался с чтения молитвы «Отче наш», и это было прекрасно.
Леонид Китаев-Смык, психолог Российского института культурологии:
— Именно религиоведение может дать основные представления подрастающему поколению о нравственном развитии, духовности личности. Вообще религиоведение — это некий вариант истории. Что касается выбора конфессиональных направлений в рамках изучения этого предмета, то все религии: православие, мусульманство, иудаизм — несут одинаковый смысл.
Гульнур Газиева, руководитель пресс-службы Совета муфтиев России:
— С самого начала речь шла о многоконфессиональном подходе в преподавании детям. А в итоге все свелось к тому, что будут учить школьников только православию, причем чуть ли не священнослужители этим займутся. Что касается распределения религиозных направлений по регионам — это окончательно разъединит Россию. Совет муфтиев считает, что этот предмет должен даваться в специальных, воскресных школах.
Борис Грачевский, режиссер:
— Детям такой предмет просто необходим. Они обязаны знать основные аспекты каждой религии. Но если будет преподаваться исключительно православие — это будет просто безобразием, дискриминацией по вероисповеданию. И закончится все как минимум конфликтом религий в стране. Естественно, что вести этот предмет должен историк. Никаких священников, мул, раввинов.