Фома | Алексей Соколов | 26.03.2008 |
Еще несколько лет назад у монастыря, как и у многих известных обителей в нашей стране, было фактически два владельца — епархия и государственный музей. В его стенах располагались не только исторические выставки, но и экспозиция, рассказывающая о природе Костромского края, а также «идеологическая» выставка, посвященная советской эпохе.
Когда в начале 2000-х годов Церковь заявила о своих претензиях на весь монастырь, в городе разгорелся скандал. Газеты одна за другой публиковали статьи о том, что музей собираются вышвырнуть на улицу, против этого собирались подписи, а часть сотрудников даже объявили голодовку. В свою очередь, епархия утверждала, что ликвидировать музей вовсе не собирается, и напоминала, что первое «древлехранилище» было организовано здесь еще до революции и было оно именно церковным.
Конфликт обострился в 2002 году, когда после передачи монастырю части его территории на ней произошел пожар, уничтоживший один из памятников зодчества — деревянный храм постройки 1628 года, привезенный сюда в качестве экспоната из села Спас-Вежи. Когда после окончательной передачи монастыря Церкви в 2004 году на его территории началась реставрация, журналисты пророчили, что скоро обитель и вовсе закроют для посетителей…
Сегодня в Ипатьевском монастыре действует Церковный историкоархеологический музей. Он состоит из нескольких экспозиций, посвященных церковным древностям, а в палатах бояр Романовых действует выставка по истории царского рода.
Государственный музей переехал в центр города, в здание пожарной Каланчи на площади Сусанина. Правда, шестеро ведущих хранителей остались работать в монастыре под началом его наместника, а ныне еще и директора музея, архимандрита Иоанна.
В планах епархии к 400-летию Дома Романовых не только отреставрировать корпуса и храмы, но и отстроить разрушенную церковь Рождества Богородицы, сделав Ипатьевский монастырь украшением «Золотого кольца».
Все так же открыт для доступа Свято-Троицкий собор монастыря, и программа экскурсии по нему также совершенно не изменилась. Разве что торговцы сувенирами удалены за стены обители и дежурят теперь вдоль берега реки. Говорят, этот факт также вызвал в свое время волну критики в областных газетах.
Ситуация с Ипатьевским монастырем может считаться образцовой. Увы, из нее не следует, что и все остальные конфликты между Церковью и музеями разрешатся столь плодотворно. Однако на ее примере можно делать выводы. Ведь главным залогом успеха здесь стало уважительное отношение сторон и их совместные попытки не концентрировать внимание на политическую составляющую конфликта.