Русская линия
Радонеж26.03.2008 

На прошедшей неделе (25 марта)

Как сообщает Интерфакс, замминистра образования и науки РФ Исаак Калина считает, что сфера образования обязана помогать человеку изучать религиозную культуру. При этом он не разделяет опасений, что это приведет к разделению и розни по вероисповедному признаку. По его мнению, такие страхи столь же неосновательны, как опасение, что изучение русской литературы может привить школьникам ксенофобские взгляды. Здравый смысл, проявленный заместителем министра, можно только только приветствовать — в самом деле, иррациональные страхи перед церковным влиянием имеют мало общего с реальностью. Как мы уже неоднократно писали, в большинстве стран Европы существует, в той или иной форме, религиозное обучение в школе. Большинство этих стран многоконфессиональны (а сейчас, благодаря массовой иммиграции, и многонациональны); в Германии живут католики и лютеране, в Финляндии — лютеране и православные, и религиозное образование это учитывает. Ни к каким конфессиональным конфликтам и прочим ужасам это не приводит.

И. Калина подчеркнул и важность того, чтобы преподаватели соответствующих предметов, приходя в класс, «были бы свободны от фанатизма». С этим тоже невозможно не согласиться. Ревность по вере должна сочетаться, как пишет Апостол, с «рассуждением». Крайняя горячность без смирения и мудрости способна только оттолкнуть людей от Церкви. Однако, как показывает история, а особенно история нашего Отечества, фанатизм не только не является характерной чертой религии, но может быть и вовсе антирелигиозным. Самый мрачный фанатизм, самая неукротимая воля к преследованию и человекоубийству, самое свирепое тиранство было продемонстрировано в ХХ веке именно антихристианскими идеологиями — атеистическими коммунизмом и неоязыческим нацизмом.

В прошедшую пятницу замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин назвал «нравственной сомнительной» выпуск новой водки под названием «Damskaya», ориентированной на женщин. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко высказался гораздо резче, назвав этот маркетинговый ход «верхом цинизма». Главный санитарный врач, возмущенный «аморальностью водочного бизнеса», однако, не намерен ограничиваться словами, но собирается найти возможность для административного пресечения подобной рекламной кампании. Его позицию можно только поддержать; хотя статистика не подтверждает мифа о русских, как о горчайших на свете пьяницах, (британцы, например, по статистике, потребляют больше алкоголя), алкоголизм продолжает оставаться национальным бедствием. До сих пор, однако, эта страшная болезнь поражала в основном мужчин; поэтому попытки продвижения водки для относительно мало затронутых этим злом женщин особенно недопустимы.

«Дамская водка», однако, затрагивает и более широкую дискуссию — о необходимости поддержания моральных и правовых рамок для рыночной стихии. С чисто коммерческих соображений выгодно поить людей водкой; в конкурентной борьбе предприниматель, которому нет дела до здоровья и жизни людей, побьет того, кто сохраняет стыд и совесть. Поэтому тут общество и государство должно вмешиваться — тем или иным образом — чтобы удерживать рынок в рамках хотя бы минимального благоразумия и человечности. Это относится и алкогольному, и к шоу-бизнесу. Какие-то ограничения на демонстрацию похабщины и садизма на экране также необходимы и уместны, как некоторые ограничения на рекламу водки.

В прошлый понедельник Берлинский суд запретил использовать образы известных польских мультперсонажей Лёлека и Болека для пропаганды гомосексуализма. Судебное разбирательство вызвало то, что один из немецких гомосексуальных журналов изобразил на своей обложке Лёлека и Болека в виде двух гомосексуалистов. Возмущенные польские правообладатели подали в суд и выиграли дело. Многие из нас в детстве застали мультики про Лелека и Болека — и, пожалуй, они будут получше многих современных мульперсонажей. Однако люди, страдающие известным психосексуальным расстройством, обязательно рвутся углядеть в дружбе двух маленьких мальчиков что-то другое. Такое бедственное состояние ума, конечно, достойно сожаления — но общество должно противиться попыткам возвести это горестное расстройство в норму. Люди, страдающие алкоголизмом, достойны сострадания, но они не должны диктовать свои вкусы всем остальным; то же самое относится и к гомосексуалистам.

Как об этом сообщает «Интерфакс», на прошедшей неделе прошла конференция «Христианская политика в XXI веке». Исполняющий обязанности секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых, выступая на конференции, сказал: «Нам нужно развивать христианские основы власти, нам нужно воцерковлять власть, делать ее христианской. Нужно понимать, что это один из подвигов современного христианина». Интересно и суждение, высказанное главой московского отделения Союза православных граждан Кириллом Фроловым: «Пора заканчивать указывать на внешних врагов. То, что они делают хорошо свою работу, совершенно логично. Но кто нам, православным мирянам, мешает делать нашу работу: идти в школы, к молодежи, в политику, создавать, например, свои компьютерные игры? Ссылки на масонский заговор ничего, кроме смеха, не вызывают». В самом деле, как говорит немецкая поговорка, «тот кто хочет — найдет тысячу способов, тот, кто не хочет — тысячу отговорок». Наша страна остро нуждается в православном свидетельстве, в ясном утверждении тех принципов, без которых человеческое общество просто не может существовать, и нам, православным людям, уместнее заниматься не поиском врагов, а поиском возможностей.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2672


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru