Столетие.Ru | Анна Петросова | 19.03.2008 |
Скромный монах
Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в словакском городе Ладомирово. 11-летним мальчиком он поселился при монастыре преподобного Иова Почаевского в Ладомирове, основанного иноками Почаевской лавры, а через пять лет стал послушником. Позже он эвакуировался вместе с братией в Джорданвилль, где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ. Здесь Василий и принял постриг с именем Лавр, после его рукоположили в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи. И он ступень за ступенью достигал вершины: игумен, архимандрит, епископ Манхэттенский, викарий Восточно-Американской епархии и секретарь Архиерейского Синода, настоятель Свято-Троицкого монастыря, управляющий Троицко-Сиракузской епархией, правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии, архиепископ, заместитель первоиерарха РПЦЗ. И, наконец, на Соборе в октябре 2001 года Лавр был избран первоиерархом Русской православной церкви заграницей, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.Однако, несмотря на регалии и высокий сан, владыка Лавр в памяти знавших его людей навсегда остался скромным монахом в простеньком подряснике.
«Первые годы в монастыре я копал могилы, бывало, владыка заходил на кладбище, посочувствует, вспоминал, как сам копал, затем засунув за пояс подрясник, брал лом и полчаса помогал долбить замерзшую землю, — вспоминает о. Вениамин (Гомартели). — Когда в октябре собирали картошку, то владыка тоже присоединялся к нам и по полдня работал в поле. Старая закалка. Простой он монах и сердечный. И не мое это только мнение, когда был с ним на Афоне, то заметил, что все, знающие его, также на это смотрели».
Уважали и любили своего пастыря иноки Свято-Троицкого монастыря не только за кротость и простоту, но и за истинную любовь к Богу и людям. Он мог ночью колоть лед на ступеньках братского корпуса, чтобы старики утром по дороге в собор не поскользнулись.
Монах Вениамин в своем интернет-дневнике еще при жизни митрополита Лавра писал: «Ежедневно Владыка бывает с братией монастыря на полунощнице и Божественной литургии. Учитывая далеко не богатырское здоровье Владыки, и десятой доли этих нагрузок, кажется, хватило бы для него. Но он не жалуется. Тихо и смиренно исполняет свои послушания и терпеливо переносит все скорби».
И при этом… всю жизнь он не огражден от посетителей несколькими «кордонами обороны», начиная с неприступного вахтера и кончая секретарем.
В кабинет к нему входили в любое время. Его останавливали по пути из храма для обсуждения серьезной проблемы, и он не ссылался на занятость. Доступность и неприхотливость митрополита удивляли всех.
Он сам открывал себе двери, надевал рясу, на компьютере проверял месяцеслов очередного церковного календаря и т. п. Ему не готовили специальных изысканных блюд, он питался вместе с монастырской братией той же пищей.
Возможный преемник
Несмотря на скромность и простоту, владыке удавались великие дела. Именно митрополит Лавр сыграл важнейшую роль в деле объединения Русской православной церкви. Благодаря его мудрой позиции было положено начало переговорам о единстве Русской Церкви.Как известно, РПЦЗ к началу XXI века являлась сравнительно ослабленной структурой, которая потеряла многих верующих, из-за чего пришлось закрывать не только отдельные приходы, но и целые епархии. Новые поколения эмигрантов, как правило, адаптировались к жизни на Западе и не проявляли интереса к церкви, не делающей никаких канонических послаблений своей пастве. В России же, наоборот, народ потянулся в храм. Благоприятным фактором, привлекшим внимание иерархов РПЦЗ, стало подчеркнутое благочестие российских чиновников и активное строительство церквей (на Западе же количество действующих храмов различных конфессий существенно сократилось).
В этой ситуации владыка Лавр и большинство других «зарубежных» архиереев решились на объединение с РПЦ на условиях внутреннего самоуправления своей церкви, считая, что это спасет РПЦЗ от неизбежного угасания.
В то же время была еще одна важная причина: православному человеку мучительно трудно воспринимать себя «раскольником», жить вне общения с вселенским православием, которого до последнего времени «зарубежная» церковь была лишена. Владыка Лавр всегда мечтал о возможности ощущать себя частью вселенского православия, равно как и другие «зарубежные» клирики.
Его предшественник митрополит Виталий являлся категорическим противником любых контактов с московскими иерархами. Но после его ухода владыка Лавр, занявший место первоиерарха, сразу же развернул активную деятельность в направлении объединения церквей.
В 2004 году он прилетел в Москву, где произошла первая за всю историю раскола встреча двух первоиерархов. В результате были созданы согласительные комиссии, и двум сторонам удалось сблизить позиции по принципиальным вопросам, а также отказаться от взаимных имущественных претензий.
Через три года состоялась другая историческая встреча. 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя в Москве первоиерарх РПЦЗ и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II подписали Акт о каноническом общении, документ, положивший конец разделению Русской церкви. Зарубежная церковь стала неотъемлемой частью РПЦ, потеряв каноническую самостоятельность. При этом она сохранила независимость от Москвы в своей общественной, административной, хозяйственной и имущественной деятельности…
Путь митрополита в Москву — множество перелетов и переездов — был длинным, тяжелым.
Всех тогда поразило, что 79-летний владыка Лавр сразу из аэропорта поехал на всенощную. А на вопрос корреспондентов — тяжело ли он перенес 10 часовой перелет, митрополит бодро ответил: «Для молодого человека, как я, — ничего"…
Акт о каноническом общении поддержало подавляющее большинство православных. Тем не менее, далеко не все за рубежом согласились с таким шагом. Ряд клириков и мирян объявили о своем выходе из РПЦЗ. Так, в числе новых раскольников оказались Украина, Молдавия и Белоруссия. Глава этих епархий епископ Таврический и Одесский Агафангел отказался подчиняться любым распоряжениям Московской патриархии.
При этом аналитики признают, если бы не громадный авторитет митрополита Лавра, то раскол был бы еще значительнее. И теперь, когда он умер, многое будет зависеть от того, кто займет его место. Хотя и существует вероятность того, что курс владыки Лавра продолжит преемник, который, по условиям прошлогоднего соглашения, должен быть утвержден патриархом и Святейшим синодом РПЦ.
Избираться новый митрополит будет из 11 епископов, входящих в Архиерейский синод РПЦЗ. Синод соберется на заседание после Пасхи (27 апреля), как раз истекут 40 дней с кончины митрополита Лавра, которого похоронят на территории Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле 21 марта.
До избрания нового предстоятеля РПЦЗ возглавит архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион. Первый заместитель покойного владыки и его ученик по семинарии, 60-летний архиепископ Илларион — один из возможных претендентов на место первоиерарха РПЦЗ. Другим реальным кандидатом является архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк. С ним, кстати говоря, уже созванивался патриарх Алексий II. В любом случае оба кадидата благожелательно относятся к РПЦ, однако аналитики утверждают, что, воспользовавшись сменой руководства, «новые раскольники» попытаются снова изменить ситуацию, так как оба архиепископа не обладают столь мощным авторитетом, которым пользовался покойный митрополит Лавр.