Православие.Ru | М. Покачалов | 18.03.2008 |
30 января на телеканале «Россия» состоялся показ документального фильма «Гибель империи. Византийский урок». В центре внимания автора фильма — настоятеля Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) — падение могущественной некогда Византийской империи и его причины. Автор-ведущий подробно останавливается на каждой из них, вводя зрителя в контекст исторической эпохи. При этом о. Тихон сознательно оперирует терминами и понятиями современной нам действительности, можно сказать, современным русским языком излагая события далекого прошлого. Однако с помощью избранного повествовательного приема автор фильма достигает своей главной цели — сквозь призму минувших трагических дней духовно близкой нам культуры высветить проблемы дня нынешнего и грядущего. Необходимо отметить, что слово «Россия» по ходу повествования не произносится ни разу, и тем не менее фильм этот именно о нас.
Конечно, каждое историческое событие неповторимо и уникально по своей сути. История, в отличие от физики, наука о неповторяющихся явлениях. Но аналогии в историческом развитии поздней Византии и современной России очевидны, не замечать и игнорировать их просто невозможно. В этом плане опыт Византии имеет для нас колоссальное значение. Представляется весьма полезным соизмерять свои поступки и деяния с реакцией на типологически схожие события граждан духовно родственного нам государства, ставшего уже частью истории.
Вот лишь основные опасности, которым подверглась Византия и с которыми не сумела справиться.
Разрушение «вертикали» власти. Чехарда на императорском троне, частая смена властителей, которые не успевали еще погрузиться в бурный водоворот внешней и внутренней политики государства, как уже были свергнуты конкурентами, чей императорский век был столь же короток. Подобная картина, к слову, очень напоминает Римскую империю эпохи упадка, когда властители некогда могущественного государства сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой.
Национальный вопрос. На протяжении столетий в единой империи, цементировавшейся единой идеологией (Православие) не существовало жесткого деления по национальному признаку на сирийцев, армян, греков и т. д. (ср. русский народ, советский народ). В этом было существенное отличие многонациональной Византии от национальных западных государств, вечно пребывавших в состоянии конфликта друг с другом (Венецианская республика, Франция, немецкие государства — все они устроены по национальному принципу). Позднее ромеи, наследники великой Римской империи, носители православной веры разделились по национальному признаку.
Армейская реформа. Армию решили реформировать и сделать профессиональной, но в итоге уничтожили призывной принцип комплектования и не создали взамен новый.
Олигархия. Олигархи-оппозиционеры, сидящие за границей (в Европе) и преследующие свои цели, расходящиеся с целями народа Византии.
Неограниченное влияние Запада. В угоду принятому за образец западному образу жизни и мышления (в том числе экономического) были принесены геополитические, национальные интересы, принципы жизнеустроения. Так, зарубежные фирмы и торговые предприятия имели существенные льготы, экономическая политика византийцев проводилась в ущерб государству.
Вероотступничество. Главным фактором, предопределившим крушение Второго Рима, стало, безусловно, на взгляд автора фильма, религиозное отступничество, уния с Западом. Византийцы, по сути, отреклись от Бога, веры отцов, вековых духовных традиций, а спасти себя все равно не сумели (потому, видимо, и не сумели).
«Внутреннее» предательство. Если предыдущее обстоятельство предопределило духовную гибель византийской державы, то это поспособствовало ее физическому уничтожению (можно сказать, самоуничтожению). В общественно-политической жизни Византии сформировалась «прозападная» партия, членам которой были глубоко чужды интересы собственного народа. В решающую минуту византийской истории местные «олигархи» пожалели деньги на защиту родного Константинополя, и город был взят турками с помощью того оружия, которое отказались закупить обороняющиеся.
Фильм носит общественно-политический и культурно-просветительский характер. Сквозь призму поздневизантийской истории мы четче видим реалии развития своей собственной страны.
И действительно, разве не напоминает общественно-политическая ситуация в Византии накануне ее гибели наши 90-годы прошлого столетия (да, отчасти и начало нынешнего)? Западные консультанты-доброхоты, учившие наших «шоковых терапевтов». (Кстати, не лишне напомнить, что на родине против ряда из них были выдвинуты судебные обвинения в коррупции). Олигархи, управлявшие страной совсем недавно и по сей день пытающиеся оказывать влияние на происходящее в ней из европейских столиц. Трудности с реформированием армии, когда в головах ответственных за этот процесс и в обществе в целом нет четкого представления о том, какой она должна быть (по принципу комплектования, численности и т. д.). Иностранцы, привыкшие в 90-е годы по-хозяйски распоряжаться в России, имевшие всякого рода налоговые (и не только) льготы, нарушающие законы суверенного государства, склонные уголовные и экономические претензии в свой адрес расценивать как политические.
Показанный фильм (жанр его можно было бы обозначить как «фильм-предостережение») — повод всем нам задуматься, внимательно посмотреть по сторонам, а главное — заглянуть вглубь себя. Ведь в Византии эпохи смут и упадка видим мы, как в зеркальном отражении, самих себя с нашими бедами и нерешенными проблемами, слепой готовностью принять чужие, навязанные извне, правила политической игры, отказаться от многовековых духовных традиций и ценностей в угоду сегодняшнему дню. Действительно, может, стоит более критично воспринимать накопленный житейский опыт других народов и цивилизаций, изучать и уважать его, а не бездумно копировать (причем, зачастую не лучшее, а худшее из этого опыта)? Думается, такой взвешенный подход позволит нам более бережно относиться к собственным традициям и формировать национальные интересы.
Безусловно, кто-то увидел в показанном фильме идеологический подтекст, кто-то религиозно-морализаторский (что дало повод в очередной раз напомнить, что у нас светское государство, и Церковь, дескать, вмешивается не в свое дело). На самом же деле это весьма серьезный повод задуматься всем нам, гражданам нынешней России, над вечными вопросами: кто мы, к чему стремимся в этой жизни, какие цели перед собой ставим и какую цену готовы заплатить за их осуществление. Византия явила миру (и прежде всего нам) горький и трагический урок на все времена, и только от нас зависит, какие выводы мы из него сделаем.
М.В. Покачалов, кандидат культурологии, доцент кафедры истории и культурологии Московского энергетического института (МЭИ)