Столетие.Ru | Александр Крылов | 15.03.2008 |
Автором проекта и инициатором его вынесения на думские слушания был депутат К. Затулин, который сейчас занимает пост первого заместителя председателя думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками. В заседании приняли участие делегации парламентов, представители правительств и общественных организаций Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, представители МИД РФ, Минобороны, Минтранса и других заинтересованных российских министерств и ведомств. Были приглашены и представители научного сообщества, которые специализируются на данной проблематике.
Уже много лет думские слушания не вызывали такого ажиотажа: список их участников превысил 350 человек, количество журналистов и телекамер настолько превышало скромные возможности Малого зала заседаний, что большинство из них было вынуждено остаться у его входа и наблюдать за всем происходящим по монитору. Причины столь пристального интереса мировых СМИ к думскому мероприятию очевидны. Им предшествовал целый вал сенсационной информации, появившейся в самых разных изданиях.
Началось все с визита в Москву президента М. Саакашвили и последовавших после этого заявлений грузинского руководства о том, что Москва и Тбилиси договорились.
Причем сразу и обо всем: Москва якобы подтвердила, что она будет и дальше свято блюсти территориальную целостность Грузии и никогда не признает Абхазию и Южную Осетию. Более того, она якобы уже готова снять все санкции по отношению к Грузии, отменить визы, восстановить транспортное сообщение и даже поставить грузинских таможенников и пограничников на своей территории для контроля над абхазским и югоосетинским участками своей государственной границы. Затем, буквально накануне думских слушаний различные СМИ растиражировали информацию о том, что Грузия готова отказаться от Абхазии в обмен на Южную Осетию и 20 миллиардов долларов, которые ей за это должна выплатить Россия.
Другим источником сенсационной информации стала Молдова. После визита в Москву президента В. Воронина появились официальные заявления о том, что Россия готова превратить территориальную целостность Молдовы в реальность в обмен на обещание Кишинева не вступать в НАТО, стать нейтральным государством и даже выйти из блока ГУАМ.
С самого начала было очевидно, что руководство Грузии и Молдовы очень вольно трактовало результаты переговоров в Москве и явно выдает желаемое за действительное. Довольно быстро выяснилось, что все эти сообщения оказались очередной информационной уткой. Тем не менее, те, кто следует народной мудрости что «дыма без огня не бывает», ожидали новых сенсаций, что и вызвало тот информационный ажиотаж, который сопровождал организованные Комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками парламентские слушания. Насколько обоснованными оказались эти ожидания?
Первая часть мероприятия особых сенсаций не принесла.
Главы абхазского, южноосетинского и приднестровского парламентов в очередной раз заявили, что население непризнанных республик категорически не приемлет возврата в Грузию и Молдову и никакого компромисса по этому поводу быть не может.
Эту позицию горячо поддержали представители северокавказских республик, Южного Федерального округа и большинство выступавших депутатов. Все происходящее прекрасно продемонстрировало морально-политическую поддержку непризнанных республик. Сухим практическим остатком данного мероприятия стал затулинский проект рекомендаций, который должен быть дополнен с учетом состоявшегося обсуждения. В документе содержатся рекомендации, которые могут оказать большое влияние на российскую политику. Поэтому они заслуживают того, чтобы привести их дословно:
1. Поддерживая линию Президента Российской Федерации, направленную на урегулирование конфликтов на территории СНГ, поручить Правительству Российской Федерации:
— (вариант А) приступить к необходимым консультациям с целью признания независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики;
— (вариант Б) приступить к необходимым консультациям с целью признания независимости Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. С уважением относясь к волеизъявлению граждан Приднестровской Молдавской Республики и ее обращениям, но, считая возможности приднестровско-молдавского диалога не исчерпанными, а возможности Российской Федерации признать ПМР вопреки мнению соседних с ней государств недостаточной гарантией невозобновления конфликта, продолжить активные и
настойчивые усилия для сближения позиций сторон и. конечного урегулирования;
— (вариант В) проработать вопрос об изменении формата отношений с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республикой с учетом состоявшегося одностороннего провозглашения независимости Косово и его признания рядом государств, а также обращений парламентов этих стран о признании их независимости;
— не допускать возобновления военных действий, предотвращать любые попытки политического, экономического и военного давления или угроз на Республику Абхазия, Республику Южная Осетия, Приднестровскую Молдавскую Республику; активно реализовывать статус посредника в мирных переговорах и гаранта достигнутых договорённостей в конфликтах на территории СНГ;
— наращивать поддержку российских граждан, проживающих на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья во всех сферах жизни и деятельности;
— добиваться сохранения существующих форматов миротворческих операций в зоне грузино-абхазского, грузино-осетинского и приднестровского конфликтов, режима невозобновления огня в зоне нагорно-карабахского конфликта, вплоть до окончательного урегулирования;
— добиваться участия представителей Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики во всех международных организациях и форумах, на которых обсуждаются и затрагиваются их интересы;
— Пограничной службе ФСБ России изучить возможность введения на границе между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия максимально упрощенного порядка пересечения границы;
— Министерству транспорта решить вопрос о восстановлении морского и авиационного сообщения с Республикой Абхазия;
— совместно с Центральным банком Российской Федерации изучить возможность организации деятельности филиалов и отделений Сберегательного банка Российской Федерации на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья; МЭРТ России совместно с ФТС России подготовить предложения по организации беспошлинного ввоза в Российскую Федерацию товарной продукции, произведенной на предприятиях с российским участием на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья;
— МИД России рассмотреть вопрос об открытии миссий на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
2. Субъектам Российской Федерации:
— развивать с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республикой межгосударственные отношения в различных областях, включая социально-экономические и гуманитарные аспекты; содействовать развитию контактов региональных СМИ с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республикой.
3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
— рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять заявление в связи с обращениями Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья;
— поддерживать и развивать регулярные контакты на уровне руководства Федерального Собрания Российской Федерации, фракций и профильных комитетов с парламентами Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики;
— всесторонне содействовать взаимодействию с Парламентской Ассамблеей государств-участников Сообщества «За демократию и права народов» по гармонизации законодательства Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации; содействовать развитию контактов парламентов Республики Абхазия. Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики с Межпарламентской Ассамблеей СНГ, Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС, Парламентской Ассамблеей ОДКБ и другими межпарламентскими организациями;
— содействовать в обеспечении избирательных прав российских граждан, проживающих на территории Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики;
— участвовать в мониторинге электоральных процессов на территории Республики Абхазия, Республики: Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики;
— содействовать созданию и развитию единого с Россией информационного и образовательного пространства на территории Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики;
— содействовать распространению Национальных проектов России на граждан, проживающих на территории Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики.
Если документ будет откорректирован с учетом прозвучавших на слушаниях выступлений, то он может оказаться куда более радикальным, чем подготовленный К. Затулиным вариант.
По сути, документ содержит одну главную идею: нынешним непризнанным республикам предлагается все что угодно, кроме независимости. Так что пока главным для Москвы остается много раз поминавшийся на заседании тайваньский, а вовсе не косовский вариант. То есть признание только «де-факто», а не «де-юре». Но не исключено, что в будущем даже косовский вариант может стать реальностью. Не случайно, что на мероприятии несколько раз цитировались слова В. Путина, произнесенные им во время последней встречи с М. Саакашвили: «Если Грузия вступит в НАТО, то она вступит туда без Абхазии и Южной Осетии».
http://stoletie.ru/rossiya_i_mir/vse_chto_ugodno_krome_nezavisimosti.htm