Православие.Ru | Священник Павел Гумеров | 13.03.2008 |
Один композитор, певец, побывав с гастролями в Америке, рассказывал мне: «Вы не представляете, какие там некрасивые женщины. Любая из наших девушек там могла бы быть актрисой кино, фотомоделью. У нас самые красивые женщины, но мы их совершенно не ценим. Женщины в России очень быстро стареют (в отличие от западных). Они загнаны работой, бытом и тяжелой жизнью». Этот человек поведал, что сам по молодости не жалел жену, не понимал, как тяжела женская доля: ведение хозяйства, воспитание детей… У них в семье много лет не было стиральной машины, жене приходилось стирать вручную. Но потом он понял, что не жалеть жену — это значит наносить вред своему семейному счастью и самому себе, и стал всячески стараться помочь ей и порадовать ее.
Говорят, что к жене нужно относиться как к лошади. Кажется, что звучит это грубо, но, если разобраться, многие мужья даже так к своим женам не относятся. Ведь лошадь, чтобы она работала, нужно кормить, поить, холить, выгуливать. Лошадь нельзя загонять, иначе она надорвется и не будет тебе служить. И вообще, это очень тонкое, прихотливое животное. Недаром именно лошадь в крестьянских семьях была первой кормилицей. Самых бедных крестьян называли безлошадными, то есть не имеющими даже одной лошадиной силы.
Наши ко всему привыкшие женщины пользуются большим успехом за рубежом, это так. Существуют целые службы, Интернет-сайты «Замуж за иностранца». Мужское население России катастрофически уменьшается. А, например, в Германии мужчин больше, чем женщин. Не говоря уже о том, что наши девушки красивее, добрее и не испорчены идеями эмансипации. Вот так мы теряем наших женщин.
А. Ильин, автор книги «Женское счастье», пишет:
«Когда в Германии я спросил, почему русские женщины так популярны, мне рассказали про одну русскую жену, которая не покинула мужа, когда у него случился серьезный перелом ноги.
- И что? — ничего не понял я.
- Она не ушла от него, — повторили мне.
- Ну и что? Ведь я спросил, почему вы любите русских женщин. А вы мне рассказываете про переломы!
И тут я начал соображать, в чем дело. Дело в эмансипации и в том, что с больным мужем жить очень трудно и очень убыточно. И гораздо рациональней — не жить. А наши жены — хоть с парализованным алкоголиком"1.
Задам несколько риторических вопросов. Много ли вы видели женщин, которые после тяжелой рабочей недели отдыхали бы на рыбалке, охоте или с друзьями за пивом? Мужики — сплошь и рядом. Кто берет детей после развода и потом растит, кормит, ставит на ноги? И наконец, кого больше в храме на службе: мужчин или женщин? На этом остановимся немного подробнее.
Однажды на радиостанцию «Радонеж» позвонила женщина и сказала: «Вся надежда России на ответственных православных мужчин». И отец Димитрий Смирнов, который вел тогда передачу, ответил примерно следующее: «Да где вы видели этих ответственных православных мужчин? Я двадцать пять лет служу в церкви, являюсь настоятелем нескольких храмов и могу сказать: если тебе что-то обещает мужчина, то, как правило, не делает. У нас все держится на женщинах, вот они действительно ответственные». Есть известное выражение: «Белые платочки спасли Церковь во время советской власти».
Да, у нас крайне мало мужчин. Очень маленькая средняя мужская продолжительность жизни и высокая смертность. А знаете почему? Потому что у нас в России огромное количество мужчин умирает от алкоголя и других пороков. В сотни раз больше, чем женщин. Здесь есть о чем задуматься.
Все это я говорю вовсе не для того, чтобы унизить мужчин и провозгласить всеобщую эмансипацию женщин. Мужчина и женщина созданы Богом как два совершенно родных существа. Друг без друга они жить не могут. Мужчина и женщина призваны дополнять друг друга. Бог создал Адама и Еву только для одного — для любви. И мы также призваны любить и беречь друг друга.
Иногда православные (да и не только) мужья рисуют идеал жены, матери таким образом. Жена сидит дома, воспитывает детей, ведет домашнее хозяйство, нигде не работает и ждет мужа, готовя ему вкусный ужин. Этот образ взят из дореволюционного времени, когда в основном так и было. Муж кормил семью, жена хранила домашний очаг. Но вспомним, какими были уклад жизни и система образования до революции. Образование было раздельным. Мальчики и девочки учились отдельно и в гимназии, и в других учебных заведениях. Притом юношей учили мужским специальностям (например, в Инженерном корпусе), а девушек учили женским занятиям: быть женами, вести хозяйство (к примеру, в Институте благородных девиц учили языкам, музыке, танцам, рисованию и другим предметам). Даже среди представителей таких профессий, как врач, учитель, женщины встречались очень редко. Только с конца XIX века женщинам было разрешено поступать вольнослушательницами или студентками в некоторые университеты. Подавляющее большинство женского населения вообще не работало, а лишь вело хозяйство и растило детей.
Переносить категории царской России в наше время — значит сбрасывать со счетов девяностолетнюю послереволюционную историю, когда женщины учились во всех вузах наравне с мужчинами. К сожалению, возврата к прошлому нет. Для этого пришлось бы полностью перестроить бытовую и образовательную системы.
Конечно, для матери, жены на первом месте должна стоять семья, и реализовывать себя она должна не в ущерб семье. Но требовать от женщины, чтобы она полностью отдавала все силы и время мужу и детям, тоже нельзя. Труд хозяйки подчас незаметен, но очень тяжел. И в этом труде нужна бывает иногда какая-нибудь отдушина. Кому-то хочется завершить образование, кому-то работать с небольшой нагрузкой, чтобы не потерять квалификацию. И хорошо, когда это можно осуществить. Но, опять же, это не всегда обязательно. Некоторые мамы прекрасно себя реализуют, занимаясь с собственными детьми, обучая их рукоделию или музыке. Сколько семей, столько и ситуаций. Но задача мужа не отметать желание жены иметь занятие, кроме ведения хозяйства, как блажь, а по возможности помочь ей в этом.
Еще немного поругаю наших мужчин. Когда мы ухаживали за нашими будущими женами, то уделяли им много времени, говорили комплименты, дарили цветы. Часто ли мы делаем это сейчас? Неужели они этого не достойны? А ведь как это замечательно: купить хотя бы один цветок и подарить как-нибудь просто так, не в праздник, а просто потому, что сегодня, например, воскресенье. А когда мы в последний раз водили любимую в театр, музей, на концерт? Или гуляли вместе, ведя душевную беседу? Как хорошо иногда, уложив детей, приготовить что-нибудь вкусное и посидеть, поужинать вдвоем. Такие счастливые минуты любви способствуют укреплению и обновлению отношений. Супруги как будто возвращаются в то время, когда были женихом и невестой или праздновали свой медовый месяц.
С вопросами к отцу Павлу можно обратиться в храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище. Телефон для справок 361−36−43.
Также священник Павел Гумеров проводит лекции-беседы «Православная семейная школа» каждый понедельник в 18.00 в лектории Государственного Исторического музея. В лекциях также принимают участие православные психологи и педагоги. Устроитель лекций — цетр «Православная семья». Тел. центра 246−87−34, 246−74−92. Вход бесплатный.