Русская линия
Официальный сайт Нижегородской епархииИеромонах Роман (Шубенкин)07.03.2008 

Как стать счастливым. Беседа с лаврским иноком

По приглашению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия девять насельников московской Троице-Сергиевой Лавры совершили паломничество по Нижегородской земле. Монахи посетили святые места Нижнего Новгорода, Сарова и Дивеева. Во время пребывания в нашем городе гости из Лавры ознакомились с нижегородскими духовными школами, некоторые из них посетили просветительский центр «Глагол».

В беседах на радио «Образ» приняли участие священноиноки Моисей (Дроздов), Роман (Шубенкин) и Мануил (Литвенко). После чего наш корреспондент побеседовал с иеромонахом Романом (Шубенкиным).

По словам иеромонаха Романа, большинству православных россиян, нижегородский край известен в первую очередь деяниями преподобного Серафима Саровского.

Большой радостью для лаврской братии стала возможность поклониться его мощам. Но разговор состоялся, как это ни странно, не о нижегородском паломничестве, а о жизни.

— Ваше высокопреподобие, что привело вас в монастырь?

— Мне еще в детстве говорили: хочешь быть жить счастливо — найди работу, которая тебе нравится. Тогда каждый день у тебя будет праздник. Вот я и нашел.

— А почему вы остались именно в Троице-Сергиевой Лавре? В большом монастыре свои сложности, тем более в таком крупном…

— Везде свои трудности есть. Но дело в том, что монахи все делают по послушанию. Я начал монашествовать в Псково-Печерском монастыре. Моим духовником был архимандрит Иоанн Крестьянкин, и он послал меня учиться в семинарию. И когда я приехал в семинарию Троице-Сергиевой Лавры, мне предложили там остаться. По благословению отца Иоанна я там и остался. С тех пор минуло уже двадцать два года.

— Расскажите о старце Иоанне. Какое влияние он оказал на вас, на вашу жизнь?

— Я сподобился быть под его руководством около пяти лет. А у нас в Псково-Печерском монастыре в те времена была очень непростая ситуация с местными властями, и поэтому жить там было очень трудно. А без мудрого руководства старца, отца Иоанна Крестьянкина, в таких условиях выжить было бы просто невозможно. Тут работает такой принцип: дело в том, что, если мы будем правильно решать наше отношение к любым событиям, которые происходят в нашей жизни, ежесекундно, с любым человеком, главное — это наше отношение к этому событию, правильное или неправильное. Если мы будем правильно относиться, то трудности будут очень легкими, я вас уверяю. И вот все наши чаяния, все наши вопросы, страдания заключаются в том, чтобы найти правильное решение. Старец как раз нас учил, как надо жить и как надо понимать нашу реальную жизнь. И все было просто.

— Ну и как его искать, правильное решение?

— Каждое наше событие существует в двух планах — физическом и духовном. И если мы будем решать любой вопрос только в физическом плане, то мы всегда будем в минусе, всегда будем ошибаться. Если мы на это событие будем смотреть со стороны духовной, то мы всегда будем в выигрыше, хотя бы и чисто логически и ситуационно проигрывая в физическом плане. Потому что наша с вами задача — это создать в себе такие свойства, которые дали бы нам возможность жить вечно. Говоря церковным языком — выработать в себе добродетели. И они никак не могут быть иначе выработаны, если мы не будем знать правильные меры устройства — духовный план жизни, который управляет уже нашим, мирским, физическим. То есть, духовные законы. И для нас они, естественно, главные и самые ценные. Если мы не будем брать их во внимание, то мы не будем знать реальные правила, реальные законы этой жизни. Вот мы, например, если не знаем правил дорожного движения, то обязательно пострадаем, если пойдем на красный свет.

Таким образом, самый правильный выбор — это духовный выбор. А для этого нужно, во-первых, читать Евангелие, постоянно, и во-вторых, — святых отцов, которые учат нас правильному отношению к миру.

— Кого из святых отцов вы любите больше всего?

— Я очень рекомендую читать старца Паисия Афонского (Ензепидиса). У него, конечно, очень правильный взгляд на все вещи, именно духовный взгляд, который весь спектр нашей жизни охватывает. Так что, если хотите, чтобы у вас было меньше проблем в жизни, чтобы сами вы себе искусственно не создавали проблем, учитесь, держите на столе книги святого старца Паисия Афонского. И будете много-много понимать и знать.

— А из наших, русских, кто вам ближе?

— Святитель Игнатия Брянчанинов, Феофан Затворник. Но главная трудность (при чтении — ред.) в том, что мы настолько сейчас по свойствам отличаемся от тех людей, для которых они писали, — просто небо и земля. Мы настолько изуродованы душевно, страшно посмотреть. Если вы читали Шмелева, то не могли не почувствовать, какие там были отношения между людьми, как люди друг в другу относились. Да это же просто удивительно. А сейчас у нас один рык, одно недовольство, одна дерзость и своевластие… У нас совершенно другая атмосфера, другие свойства в душе, и поэтому для нас сейчас современный писатель, старец Паисий, просто необходим.

— С какими ожиданиями связано для вас паломничество на Нижегородскую землю, где бы Вам хотелось побывать?

— Во-первых, конечно, к преподобному Серафиму Саровскому, поплакаться о своих грехах, чтобы он помог исправиться. А потом, мы ведь путешествуем по благословению и за послушание.

— А можно чуть подробнее про послушание?

— У монахов есть принцип послушания — это настолько великая вещь в нашей жизни, что его называют восьмым таинством. Потому что, по сути, за послушание мы освобождаемся от многих причинно-следственных связей. Допустим, надо добраться от Москвы до Владивостока курице и птичке. Вот если курица будет идти своими ножками, представьте, сколько проблем и опасностей ее подстерегает на пути! Это — образ человека своевольного. А птичка — это послушник. Насколько же ей легче? Если человек с детства воспитан в послушании, то он с гарантией будет счастлив на земле. А мы все хотим быть счастливы.

— В этом году много говорилось о взаимодействии Церкви и государства: должна ли вообще Церковь навстречу обществу выходить или как можно дальше держаться от соблазнов общества?

— Общение Церкви и общества должно быть определено теми людьми, которым это поручено.

— К вам приезжают паломники со всех краев России и Зарубежья. Чем живет православный народ, который приходит к вам?

— За весь народ трудно сказать. Каждый живет своей проблемой. А этих проблем бесчисленное множество. И у каждого своя боль.

— Есть ли сейчас в Лавре старцы?

— Представьте себе ученика первого класса, который поехал искать профессора математики, чтобы спросить у него какую-то задачу. Нашел, получил объяснение. Через два дня у этого ученика все выветрилось, он и забыл, о чем спрашивал, для чего это было ему надо. Прежде, чем беседовать с профессором, надо окончить школу, поступить в институт. Так и прежде, чем ехать советоваться со старцем, нужно сначала себя подготовить, жить соответствующе. Поэтому вопросы надо ставить, которые сейчас, в данный момент надо решать. Есть такие вопросы, которые человека беспокоят постоянно: как ему жить, в каком чине ему спасаться. То ли идти в монастырь, или в миру жить — здесь надо определиться. А все остальное нужно просто нести к духовнику, у которого мы исповедуемся постоянно, и обязательно задавать ему все вопросы, которые беспокоят. И вам не надо будет никаких старцев, я вас уверяю. Вы будете постоянно иметь правильные понятия на собственном опыте. А академик вам потребуется тогда, когда вы из первого класса перейдете в университет.

— Говорят, что найти духовного отца — это большая удача. Многим это не удается. Как быть в таком случае?

— «По Сеньке и шапка». Нужно соответствовать своей жизнью тем отцам, которых мы ищем. Если мы ищем профессора, то мы должны быть уже на уровне университета. А иначе мы у него будем просто отнимать время, и он будет впустую растрачивать свои слова. Мы не способны будем жить так, как он будет говорить, потому что мы всегда себе будем попускать сделать то, или не сделать это, греховную жизнь не оставим, так зачем же тогда спрашивать? Надо жить в меру своих способностей, и все спрашивать у священника, у которого вы исповедуетесь постоянно. Этого достаточно. Если священник православный и благочестивый, большего и не надо. Для чего и нужны священники -чтобы окормить всех. А старцы не могут всех окормить, и потому-то их мало, что они окормляют действительно созревших. А мы с вами больших претензий не имеем. Поэтому нам нужно все наши душевные переживания объяснять священнику- духовнику. И как он будет нам говорить — так надо и решать. Только тогда появится у нас правильное отношение к нашей жизни, мы научимся правильно решать все вопросы, и не будем создавать себе искусственные трудности, а будем правильно использовать все обстоятельства. Это метод простой, естественный, для чего пастырей Господь поставил в Церкви!

— Спаси, Господи, отец Роман, за интересную беседу!

Беседовала Татьяна Фалина
Фото Георгия Ликина

http://www.nne.ru/pub.php?id=275


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru