Фома | Анастасия Верина | 07.03.2008 |
Сейчас попасть на территорию Косово и Метохии можно только по специальному разрешению, а перемещаться по ней — лишь под конвоем полиции. Именно поэтому группа иконописцев и искусствоведов из России, изучавшая в Сербии памятники византийского искусства, в составе которой был художник Валерий Близнюк, сочла огромной удачей возможность посетить в этом крае 4 сербских монастыря XIII—XIV вв.еков.
«Когда сказали, что есть возможность побывать в Косово, я очень обрадовался, — рассказывает Валерий. — В крае множество святынь и уникальных образцов христианского искусства, но сохранятся ли они и будет ли разрешено их посещать, если эта территория будет окончательно отделена от Сербии, — очень большой вопрос. Так что, это, может быть, последняя возможность попасть сюда и увидеть такие святыни».
«Метохия» в переводе с греческого — «церковная земля», и, похоже, поэтому сторонники отделения этого региона от Сербии постарались убрать это слово из названия края, оставив только уже ставшее синонимом непрекращающегося военного конфликта «Косово». Название оправдывает себя: сейчас на этой территории площадью примерно 100 на 100 километров находится огромное количество действующих сербских храмов и монастырей, из них — 4 лавры. Среди них — так называемая Печская патриархия, где на протяжении веков возводили на патриарший престол сербского Патриарха, а монахов в этой епархии больше, чем в любой другой епархии Сербской Церкви.
До последней войны в крае проживало более 450 000 сербов, сейчас осталось 130 000 на нынешние 1,5 млн албанцев. Обстановка так накалена, что контингенту НАТО и ООН, официально находящимся здесь для защиты албанцев, приходится охранять сербские святыни. Три из четырех монастырей, которые довелось посетить группе, — Высокие Дечаны, Печская патриархия и Грачаница — оказались в анклавах, окруженных враждебно настроенным албанским населением.
В 2004 году разъяренная толпа в несколько тысяч человек двинулась на штурм Дечан, одного из крупнейших сербских мужских монастырей, и итальянские военные предложили монахам ради безопасности покинуть обитель. Братия отказалась, и это спасло уникальный памятник, входящий в реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО, от вандального разрушения. Для защиты обители контингенту НАТО и ООН пришлось построить вокруг монастыря заградительные сооружения из бетона и колючей проволоки, окружить бронетехникой, КПП и выставить охрану. Год назад Дечаны были обстреляны из гранатомета, храм спасла средневековая крепостная стена.
Православные обители Косова (Высокие Дечаны — 1335 год основания, Грачаница — 1310-й, Печская патриархия — 1253-й и Баньска — 1316 год) пережили 400 лет османского ига. Уникальны они потому, что византийских памятников XIII — XIV веков такого художественного уровня, в таком количестве и на таком небольшом пространстве нигде больше не увидишь. Сохранность храмов изумляет. В Дечанском монастыре архитектура, внутреннее убранство: мраморные полы, иконопись, фрески и даже утварь (мраморная водосвятная чаша и бронзовый хорос) относятся ко времени постройки храма! И мощи святых устроителей этой обители покоятся здесь же, у алтаря, в окружении того, что сотворили они почти семьсот лет назад…
«Когда мы приехали в Дечаны, и я увидел всё это своими глазами, у меня было потрясение. Всего час времени, а вокруг тысячи ликов, взирающих со стен, все такой ценности и красоты, которые можно изучать всю жизнь! А ты, быть может, больше сюда никогда не попадешь…»
В Сербии существовала традиция, по которой сербские короли и князья возводили монастыри с храмами ради спасения своей души, так называемые «задушбины». И в сравнительно небольшой территории Косово и Метохии было построено порядка 1300 таких «задушбин». Строителей и благотворителей хоронили, за них веками молились в ими же построенных храмах. Так обители Косово и Метохии стали усыпальницами сербских королей, князей и патриархов, многие из которых были прославлены в лике святых.
«Это — реликварий Сербской Церкви и всего сербского народа, — говорит художник, - а святые, покоящиеся здесь, являются одновременно и нашими святыми — их имена есть и в нашем церковном календаре».
В 1878 году в результате русско-турецкой войны османы пали, и Сербия получила независимость. В начале XX века для возрождения монашеской жизни в Дечанской Лавре были приглашены афонские иноки из русского Пантелеимонова монастыря.
Выдающиеся монастыри Косово и Метохии являются мировым наследием. И все мы — непосредственные наследники этого культурного и духовного богатства. Желание познакомить всех с этим удивительным по красоте искусством сербских храмов и побудило Валерия Близнюка сделать выставку под названием «Я слышал благовест. Косово и Метохия», которая будет проходить в Центральном Доме художника с 25 марта по 6 апреля этого года.