РИА Сахалин-Курилы | Егор Холмогоров | 07.03.2008 |
Темой для нынешнего разговора стала молодежная среда, ее нравственность и духовность. После окончания форума на Сахалин вместе с нашими земляками приехал один из его участников — известный историк и публицист, главный редактор сайта «Русский проект «Единой России» Егор ХОЛМОГОРОВ. Его интерес к нашим островам продиктован как раз молодежной политикой — ведь географическое положение Сахалина и Курил вносит в жизнь островного социума ряд особенностей. Таково убеждение Холмогорова как историка, публициста и православного человека. Об этом он рассказал в интервью нашему корреспонденту.
— В чем же эти особенности заключаются?
— Мне хотелось бы начать с общих моментов, о которых много говорилось в выступлениях на соборе. Сейчас в жизнь вступает поколение, родившееся в 90-е годы. Одна из его особенностей — это поколение стабильно малочисленное. Для сравнения: даже после такого потрясения, как война 1941−1945 гг., население в стране стало прибавляться через 4 года после ее окончания. А с 90-х годов наступил длительный спад рождаемости. И поскольку Россию и все общество сотрясали многочисленные «бури», то нынешние подростки воспитывались на компьютерных «стрелялках», боевиках и уголовных понятиях — на том, что их окружало… Поэтому задачу общества я вижу в воспитании нового типа личности. Соответственно здесь нужны совсем другие методы воспитательной работы. Опыт 20-летней давности тут неприменим. Если этого не понимать, то через несколько лет будет просто катастрофа — подросшее поколение 90-х не сможет выполнить те обязанности, которые общество на них возложит.
— Неужели вопрос стоит именно так?
— Да. Но надо понимать, что новая молодежная политика не означает «изобретение велосипеда». Она не отрицает традиционных методов воспитания личности — школу и семью. Но при этом делает акцент на элементах молодежной культуры. Мы, люди старшего и среднего возраста, практически не придаем значения тому, какую роль для поколения 90-х играют компьютерные игры и телевидение. А зря. Потому что через эту специфику легче всего донести до молодых людей понимание ответственности за будущее.
— Что это означает?
— Молодым людям нужно дать возможность состояться с самого юного возраста. Они не должны ощутить к себе того отношения, которое было в советские времена: мол, что с них взять, лучше не спрашивать ничего, пусть только не высовываются, не лезут с инициативой. Надо, чтобы все было как раз наоборот — инициатива должна приветствоваться, спрос с молодых людей такой же, как и со взрослых. Тогда юношам и девушкам проще осознать, что можно «колбаситься» на дискотеках и при этом получать удовольствие от работы, делать карьеру и рожать детей. И объяснить это доходчиво и незанудно можно языком тех же компьютерных игр — если они будут иметь патриотическую направленность и правильные установки, не ориентированные на западные стандарты и представления. Ведь эти игры — неотъемлемая часть молодежной культуры, которая формирует поведение человека. У нас есть много талантливых программистов, умеющих создавать хорошие игры, которые, в отличие от «стрелялок», заставляют думать.
— Надо полагать, акценты молодежной политики делаться будут не только на компьютерные игры?
— Разумеется. Вот у нас давно идет дискуссия: надо ли вводить в школах основы православной культуры, поскольку Россия — страна многоконфессиональная. Хотя, странное дело, это не мешает в некоторых регионах преподавать школьникам основы мусульманской или буддистской культуры. В Белгородской области решили основы православной культуры преподавать. И знаете, через полгода после нововведения у инспекторов по делам несовершеннолетних заметно поубавилось работы. Помню, одна из чиновниц от образования удивлялась: мол, неужели все трудные подростки перековались из хулиганов и стали такими верующими?! Ей просто трудно было понять — этим детям вовремя не сказали, что такое хорошо и что такое плохо. Не показали шкалу нравственных ориентиров. И ее заменили уголовные понятия. Достаточно было в школе завести разговор о том же самом, показать, где находится «хорошо», а где — «плохо», и многое изменилось. Подростки открыли для себя: жить-то можно и по-другому, не только по «понятиям». Я всегда говорю и буду говорить: среди молодежи крайне мало настоящих идейных злодеев. Закономерен вопрос — откуда в этой среде берутся испорченные люди? А появляются они как раз из-за отсутствия правильной оси нравственных координат. Основы православной культуры как раз и способны восполнить этот пробел, стать реальным нравственным кодексом. С этой целью, собственно, они и вводятся. Станет человек по-настоящему воцерковленным или нет — вопрос другой, но у него уже появится та самая ось координат, правильные нравственные ориентиры. Вот что самое важное.
— Исходя из этого, какой видится вам молодежная политика на Сахалине, с учетом нашего островного положения?
— В 90-е годы у всех вас воспитали психологию жителей окраины: мы далеко от центра, от Москвы, Япония нам куда ближе. А это неправильно, особенно учитывая непростой курильский вопрос. Значит, очень важно воспитать в молодых людях другую психологию — психологию жителей форпоста России на Дальнем Востоке. Тогда исчезнет ощущение ненужности. Надо понимать, что и духовно, и физически сахалинцы находятся на переднем крае России, и это должно быть предметом гордости. А чтобы переломить психологию окраины, большую роль могут сыграть общественные организации, работающие при поддержке церкви, армии и флота. Флоту, я думаю, нужно отвести первостепенную роль — ведь живут сахалинцы на острове, в окружении моря. Хорошо бы морякам проявить побольше активности, тем более что государство ведет последовательную политику возрождения российского флота. Ну и, наконец, активные члены Всемирного русского народного собора не забывают о том, как важен Сахалин для России, и всегда стараются держать с ним контакт. Такая духовная связь очень много значит.
КСТАТИ:
Один из членов сахалинской делегации, протоиерей Виктор Горбач, руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, участвовал в работе одной из секций собора, которая обсуждала вопросы компьютерных игр, популярного у молодежи литературного жанра фантастики. Он вкратце рассказал о своих впечатлениях:
— Меня приятно удивила представленная там разработка игры «9-я рота» — по мотивам популярного фильма Ф. Бондарчука. Еще больше меня удивило, что разработал ее Дмитрий Пучков — его знают больше по «гоблиновскому» голосу в видеофильмах, которые показывали в салонах времен перестройки. Пучков задался целью исправить все недочеты, что были в фильме Бондарчука, и создал игру, где их уже нет. Пока что, конечно, и «9-ю роту» Дмитрия Пучкова можно больше отнести к «стрелялкам», но… С другой стороны — это уже настоящий прорыв в сторону игр более одухотворенных, которые ориентированы на наш, российский менталитет.
Многие ругают нашу молодежь за увлечение фантастикой. Но этот жанр сам по себе неоднороден, обращаются к нему разные авторы — и те, кто хочет просто заработать, и те, кто в фантастике ищет ответы на философские и нравственные вопросы. На соборе я с удовольствием познакомился с литературным тандемом — девушкой и молодым человеком, которые пишут под псевдонимом Александр Зорич. У них действительно замечательные произведения, которые помогают молодежи в формировании нравственной основы личности. И если заниматься пропагандой таких авторов в молодежной среде, то фантастика будет прививать молодым людям здоровые идеалы, поможет сориентироваться в своем нравственном выборе.
Евгений Аверин
http://www.skr.su/?div=gubved&id=3268