Русская линия
Радонеж Александр Богатырев07.03.2008 

Фестиваль «Радонеж» в Ярославле

XII Международный фестиваль православных кино-, теле — и радиопрограмм «Радонеж», прошедший в Ярославле, явился знаковым событием в культурной и религиозной жизни России. Им братство «Радонеж» эффектно завершило минувший год, с него же, фактически, начался новый — 2008 год. 17 января в Российском Фонде Культуры состоялся вечер, на котором были подведены итоги фестиваля, и прошло награждение участников, не сумевших приехать в Ярославль. Перед участниками фестиваля и гостями выступили заместитель министра культуры П.А.Пожигайло, представитель Администрации Президента Б.М.Лукичев, депутат Московской городской Думы И. А. Елеференко, протоиерей Дмитрий Смирнов. В этих выступлениях было отмечено главное — «малое стадо» работников кино и телевидения, показывающих жизнь современной России с христианских позиций, не только живо, но его ряды пополнились новыми режиссерами и сценаристами. Вырос и уровень работ. Малое стадо не устрашилось и не убоялось. Несмотря на всевозможные препоны и мизерное финансирование (либо его полное отсутствие), оно продолжает работать, постепенно изменяя и облагораживая сознание наших граждан, которых СМИ продолжают подвергать постоянной разрушительной атаке пошлостью и пропагандой низких страстей и мелочных интересов.

XII фестиваль «Радонеж» собрал таланты со всех уголков России. Вместе с такими известными мастерами, как Никита Михалков, Владимир Хотиненко, Ираклий Квирикадзе представили свои работы талантливые молодые режиссеры, чьи имена пока не известны зрителю. На фестивале каждый год совершаются открытия. Но на сей раз, их было особенно много. Некоторые провинциальные телекомпании, такие, как Томская, показали очень высокий уровень, ничуть не уступающий столичному, с тою лишь разницей, что представленный ими сериал о становлении и жизни Тобольской епархии Тобольское телевидение показывает не в 2 часа ночи (как это практикуется в Москве и Петербурге), а в, простите за выражение, прайм-тайм — когда люди не спят, не едут на работу и не предаются трудовому энтузиазму в торговых палатках, офисах и на биржах. В нынешнем фестивале приняли участие более 200 теле- и радиокомпаний. Медалями фестиваля отмечены следующие фильмы: «Святой Георгий» (режиссер и сценарист Ираклий Квирикадзе), «Советский монах. Алипий — воин» (реж. Юрий Зубков), «Ноев ковчег» (реж. Игорь Калядин), «Две жизни Ясобуро Хачия» (автор и режиссер Алексей Погребной), «Космос и хаос Алексея Лосева» (реж. Татьяна Малова) и сериал «Томский благовест» (реж. Ирина Минина). Фильм «Старица: любим-город» (режиссеры А. Малечкин и С. Линников) был удостоен сцециальной награды «За распространение слова Божьего». Одной из главных проблем было то, что наряду с малобюджетными фильмами, которые делают настоящие подвижники, были представлены работы, щедро профинансированные по международным стандартам. Соперничать с такими фильмами трудно, да еще если учесть мастерство и известность авторов. Но мы исходили не столько из эстетических принципов и оценки уровня мастерства режиссера, сколько из духовной значимости разбираемых работ. Поэтому гран-при получил не фильм, снятый в десятке стран, бюджет которого составил миллион долларов, а скромная работа, снятая на допотопной «вэхаэске». Это фильм архимандрита Тихона Шевкунова о старцах Псково-Печерского монастыря. Правда, не все члены жюри были единодушны в этой оценке. А когда проходило обсуждение этого фильма с участниками фестиваля, то несогласных оказалось немало. Даже тот факт, что автору (а он несколько лет жил в монастыре и имел возможность видеть монастырскую жизнь изнутри) удалось показать то, что никто никогда не смог бы увидеть, не стал убедительным аргументом. Кто-то даже предложил не давать гран-при, а учредить спецприз «За проникновение в келью старца». Но все же большинство участников согласилось с нами. Подозревать жюри в предвзятости не было никаких оснований. Проблема «судейства» далеко не проста. И если на предыдущих фестивалях удавалось придти к общему итогу более-менее безболезненно, то на этот раз мнения членов жюри по поводу некоторых фильмов оказались диаметрально противоположными. Пришлось даже для сохранения мира бросать жребий, поскольку число сторонников оказалось равным числу противников обсуждаемых работ. Безупречное единомыслие абсолютно невозможно. Даже если все едины идейно, все равно возникнут разногласия, поскольку одинаковый вкус невозможен. Одна из задач фестиваля — собрать режиссеров, разделяющих наши религиозные и художественны взгляды, дать им возможность познакомиться, пообщаться, поделиться опытом. Во время этих встреч обсуждаются (зачастую нелицеприятно) работы коллег, нередко поднимаются очень важные проблемы. Жаль, что высказываемые мысли и идеи, не всегда бывают услышанными. Но, главное, не находят должного воплощения и быстро забываются. Проблема киноязыка является одной из самых важных. Не только языка образов, но теперь уже и речи — то, что мы слышим за кадром и из уст героев. Поскольку наша главная задача — показать мир и человека, преображенных светом Христовым и проявление Божественной Любви в нашей земной жизни, авторам нужно научиться говорить об этом на языке Любви. Это невероятно сложно, поскольку нужно иметь такую Любовь или, по крайней мере, знать без личных домыслов и искажений об Источнике этой Любви и не путать Свет Христов с «лампочкой Ильича». Сегодня это особенно трудно, так как несколько поколений наших соотечественников живет в мире тотальной путаницы, где зло не только перепутано с добром, но откровенно заявляет о своем праве на главенство. Современный кинематограф и телевидение давно заговорили о любви на языке ненависти. Даже объяснение в любви между молодыми людьми все чаще происходит на экране на блатной «фене» и в терминах судебной медицины.

По тому, как сделан фильм можно судить о степени воцерковленности автора и о том, насколько верно и тонко он понимает, что есть дух Христов. Это далеко не значит, что фильм должен быть максимально наполнен церковной атрибутикой. В фильмах о монастырях, монахах и священниках без этого не обойтись, но о любви, возвышающей человека, можно рассказать и простыми средствами, не требующими непременного помещения героя в пейзаж с храмом или статуарного восседания на фоне огромных икон и горящей свечи.

Фильм Алексея Погребного «Две жизни Ясобуро Хачия» очень убедительно доказал это. Христианство в нем вообще не упоминается. Только в эпизоде собирания посылки героиня, укладывает в коробку пасхальный кулич, да еще один раз промелькнула небольшая иконка Казанской Божией Матери. Более того, мы видим героя фильма, молящегося в буддийском храме. И, тем не менее этот фильм не вызвал никаких споров при его обсуждении. Это была, пожалуй, единственная работа, единодушно воспринятая членами жюри, как несомненная удача. Это фильм о жертвенной любви русской женщины. Она посвятила свою жизнь японцу, осужденному по навету и проведшему в сталинских лагерях более десяти лет. Сорок лет она скрашивала его жизнь на чужбине, видя, как он тоскует по родине. И как только ослабели недреманное око и стальная хватка советского режима, она сделала все для того, чтобы любимый человек смог вернуться домой. Она обрекла себя на одинокую старость, но счастлива оттого, что ее любимый «Яков Иванович» (так она называла Ясобуро) сможет получить в Японии хорошее медицинское обслуживание.

«Она отдала мне все», — говорит Ясобуро. Даже деньги, собранные на собственные похороны, она тайком от него положила на дно чемодана. Нашел он их только в Японии.

По поводу же других фильмов были изрядные споры. И хотя президент фестиваля Евгений Никифоров говорит о том, что «Радонеж» кардинально отличается от светских фестивалей тем, что не является «ярмаркой тщеславия», все же небольшие «базарчики» порой возникали. Ведь всем хочется, чтобы его фильм был замечен, а еще лучше отмечен. О некоторых работах попросту не хватило времени поговорить. И авторы были обижены. Выяснилось, что отправляя режиссеров на фестиваль, местное руководство иногда давало чудное напутствие: «Не получишь награды — закроем твою программу». Разумеется, даже при искренним сочувствии таким режиссерам подобное обстоятельство жюри не могло учитывать оценивая достоинства фильма.

Непростым делом оказалось осуществление на практике пожелания создавать фильмы «светскими по форме, но православными по духу». Нередко безбрежная светскость настолько размывала слабую полоску «православного брега», что возникало недоумение по поводу того, отчего фильм вообще оказался на православном фестивале. Но таких фильмов было немного и в конкурсную программу они не попали. При разборе работ некоторых бесспорных лидеров тоже возникали разногласия. Яркий, изобилующий малоизвестными зрителю фактами фильм Георгия Квирикадзе о Георгии Победоносце по моему мнению далеко небезупречен. Конечно, интересно узнать о том, что святого Георгия чтут во многих странах и на разных континентах, не только христиане, но мусульмане и буддисты, считая его покровителем своей страны, и даже земляком. Но при таком богатом этнографическом материале и экзотике можно было провести исследование более глубоко и интересно. И в России, в гербе которой изображен святой Георгий, и в Грузии, названной в честь святого Георгией, можно было найти удивительные факты его почитания. Автор же довольствовался констатацией того, что о Георгии Победоносце либо вообще ничего не знают, либо о нем говорят смешные нелепости. Эти нелепости явно перевешивают. Особенно в сценах снятых в Англии. И буйствующие футбольные фанаты, размахивающие флагами с георгиевским крестом, и художник с кольцами в ушах и в носу, показывающий на холм, на котором по местному преданию святой Георгий поразил дракона, скорее смахивают на почитателей сраженного змия, а не на его Победителя. При всей моей любви к парадоксам и нестандартным решениям, я все же считаю, что нужно более осторожно и продуманно подходить к отбору героев.

Порадовало то, что сами участники не расходились иногда до самого утра, обсуждая работы коллег. Много говорили о критериях, по которым нужно рассматривать и оценивать фильмы, как сделать так, чтобы их работа была востребована и имела возможность доступа к эфиру. Говорили о н6еобходимости ответственного отношения к работе. Слава Богу, теперь уже почти не встретишь фильмов, в которых архиереев называют «батюшками», а панихиды «молебнами по покойникам». Но все же огрехи и непростительные ошибки и бестактности еще встречаются. В одном фильме крупным планом были показаны обрубки ног человека в инвалидной коляске. Этот план сопровождался текстом: «Хоть у него и отрезаны обе ноги, но камни он шлифует замечательно». Некоторым авторам не хватает знания церковных реалий, другим вкуса и чувства меры. Но вопрос об уровне общей культуры и необходимости обладания богословскими знаниями и личной воцерковленности, очевидно, еще долго будет оставаться предметом серьезного беспокойства.

Вцелом фестиваль оставил очень хорошее впечатление. Благодаря заботам владыки Кирилла, губернатора Лисицина и мэра… все прошло в атмосфере братской любви и творческого подъема. То, что участники и члены жюри провели 3 незабываемых дня в Толгском монастыре, окруженные добрым вниманием и любовью матушки настоятельницы Варвары и монастырских сестер, привнесло особую атмосферу духовной радости. Перед началом работы фестиваля перед чудотворной Толгской иконой Божьей матери был отслужен молебен. К иконе прикладывались утром, перед тем, как отправиться к зрителям. Ярославль нас замечательно встретил и проводил. Встречи с областным и городским руководством, общественностью и журналистами прошли в здании городского художественного музея — палатах ХУ11 века, заключительный вечер — в самом старом театре России — драматическом театре имени Волкова. Наиболее точно суть происходившего в Ярославле определил в своем приветственном послании Святейший Патриарх Алексий: «Благородная миссия фестиваля, направлена на сохранение духовного наследия русского христианского искусства…. Мы видим пропаганду в СМИ нравственного релятивизма и попытки разрушить традиционные нравственные нормы. Это чревато угрозой окончательной утраты народом духовной и культурной идентичности, и так уже подвергшейся разрушительной атаке в эпоху господства тоталитарного безбожия. Тем большее значение сегодня приобретает исполнение христианами завета Спасителя — „Идите, научите все народы“ (Мф. 28:19), и тем большее значение приобретает труд тех работников СМИ, которые свои профессиональные знания и мастерство употребили для противодействия господствующему духу времени и для служения делу христианской миссии. Ваши ежегодные встречи не только свидетельствуют о росте профессионального мастерства, укрепляют творческие связи, но и стали серьезнейшим вкладом в общее дело единения и духовного просвещения России. Уверен, что XII Международный фестиваль „Радонеж“, призванный содействовать христианской миссии в современном мире, станет заметным событием в духовной и культурной жизни России…»

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2651


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика