Русское Воскресение | Эдуард Болобородько | 06.03.2008 |
В нынешнем 2008 году мы отмечаем 65-ю годовщину победного завершения двух величайших битв в истории не только Великой Отечественной войны, но и в мировой истории — Сталинградской и Курской, в ходе которых решалась судьба не только нашей страны, но и поистине судьба планеты. Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, стоявших насмерть на родных рубежах и сломавших хребет фашистскому зверю, получил огромный резонанс в мире, спасенном от «коричневой» чумы, и стал началом конца гитлеровской Германии. Как на Сталинградских рубежах, так и на Курской дуге мы выстояли потому, что именно здесь воплотился весь духовный смысл Родины. Именно потому больше нигде в мире не было такого массового героизма, здесь сконцентрировалась вся духовная, моральная сила нашего народа.
События Сталинградской и Курской битв имели громадное значение в дальнейшем ходе Второй мировой войны, были точками великого перелома в ходе войны, гигантскими шагами грядущей Победы.
В публикуемых заметках, посвященных этим знаменательным датам, мне хотелось бы коснуться истории создания, становления и развития отечественного боевого оружия особого рода — реактивной артиллерии, сыгравшей неоценимую роль в боях под Сталинградом и на Курской дуге и в их победном завершении. Эта тема близка мне потому, что почти четыре десятилетия мой трудовой путь проходил в стенах Конструкторского бюро общего машиностроения, выросшего из СКБ завода «Компрессор», создававшего в военные годы это грозное оружие — гвардейские реактивные миномётные установки, любовно названные в народе «Катюшами». Мне посчастливилось близко знать и работать с некоторыми из тех людей, которые в те далёкие годы самоотверженно трудились над созданием многих боевых реактивных установок, покрывших себя неувядаемой славой на полях сражений.
История появления на Руси первых ракет уходит корнями в XV век. Широкое же распространение получили пиротехнические ракеты в конце XVII — начале XVIII веков. Этот период связан с деятельностью Петра I, при котором были созданы первые фейерверочные лаборатории, начали создаваться национальные кадры мастеров-пиротехников. В 1680 году в Москве было организовано специальное «ракетное заведение» для производства фейерверочных, осветительных и сигнальных ракет.
В 1717 году на вооружение русской армии была принята однофунтовая осветительная ракетная граната, поднимавшаяся на высоту более 1 км (500 саженей). В 1810 году военное ведомство России поручает Военно-ученому Комитету при Главном артиллерийском управлении заняться вопросами создания боевых ракет для применения их в боевых операциях.
В 1813 году талантливый русский учёный генерал А.Д. Засядко создал несколько типов боевых ракет калибра от 2-х до 4-х дюймов, а созданные другим видным представителем русской артиллерийской школы генералом К.И. Константиновым 2-, 2,5- и 4-дюймовые ракеты были приняты на вооружение русской армии и имели более высокую точность стрельбы, лучшую надежность и выдерживали более длительные сроки хранения. Однако в то время боевые ракеты не смогли выдержать конкуренции с бурно совершенствовавшейся артиллерией из-за ограничений по дальности полёта снарядов и их значительного рассеивания при обстреле.
В результате в январе 1886 года Артиллерийский комитет принял решение о прекращении производства в России боевых ракет.
Развитие прогресса в ракетостроении всё же остановить было невозможно. И в годы, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне, в России были предприняты попытки создания ракет для поражения аэропланов и аэростатов противника. Бывший вице-директор Путиловского завода И.В. Воловский в апреле 1912 года представил в Военное министерство России весьма перспективный проект вращающихся ракет нового типа и проект двух «метательных аппаратов» для пуска ракет с самолёта и автомобиля. Несмотря на ряд положительных результатов, изыскания в области реактивного вооружения в начале XX века не вышли всё же за рамки опытно-конструкторских работ. Причиной было то, что уровень научных знаний в области ракетостроения в этот период по-прежнему оставался невысоким. Большинство изобретателей ракет на твёрдом топливе не были знакомы с теоретическими трудами К.Э. Циолковского и других прогрессивных учёных в области реактивного движения. Но, пожалуй, главным недостатком всех проектов ракет начала XX века было использование в качестве источника энергии, как и прежде, низкокалорийного и неоднородного по структуре топлива — чёрного дымного пороха. Новое слово в совершенствовании ракетного оружия было сказано в 1915 году, когда преподаватель Михайловской артиллерийской академии полковник И.П. Граве впервые предложил новое твёрдое топливо — бездымный пироксилиновый порох, обеспечивающий ракете б? льшую грузоподъёмность и дальность полёта. Полученный И.П. Граве патент на изобретение устанавливал отечественный приоритет в создании ракетного заряда из бездымного пороха.
Новое живительное дыхание в развитие отечественного ракетостроения пришло уже в советское время. Руководство советского государства, понимая важность и значимость решения научно-технических проблем реактивной техники для обороноспособности страны, создало в 1921 году в Москве специальную ракетную лабораторию для реализации изобретений на твердотопливные ракеты на бездымном порохе, возглавили которую инженер Н.И. Тихомиров и его сподвижник и единомышленник В.А. Артемьев.
Несмотря на тяжелое экономическое положение страны, Советское правительство выделило организованной лаборатории помещение, оборудование, материалы и значительные по тем временам денежные средства. Упорная работа лаборатории, к которой подключились многие талантливые учёные-теоретики и инженеры, принесла обнадёживающие результаты. 3 марта 1928 года, после множества исследований, экспериментов и испытаний, был произведён первый успешный пуск сконструированной Н.И. Тихомировым и В.А. Артемьевым ракеты с зарядом двигателя из крупношашечного бездымного пороха. Созданием этой первой ракеты на бездымном порохе был заложен фундамент для разработки реактивных снарядов гвардейских миномётов — знаменитых «Катюш».
Достигнутые успехи привлекли к себе пристальное внимание военных руководителей и видных технических специалистов. Лаборатории было присвоено наименование «Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) ВНИК при РВС СССР». Работать в ГДЛ в 1928−29 гг. пришли профессора Артиллерийской академии Д.А. Вентцель и М.Е. Серебряков, талантливые инженеры-артиллеристы Г. Э. Лангемак и Б.С. Петропавловский, а также В.П. Глушко, Е.С. Петров, В.И. Дудаков, И.Т. Клейменов и другие специалисты.
К работам по отработке конструкций реактивных снарядов и пусковых станков были привлечены многие специализированные организации промышленности боеприпасов и других ведомств.
В целях дальнейшей концентрации лучших научных, инженерно-конструкторских и производственных сил для усиления работ по ракетной технике в 1933 году был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), объединивший два наиболее перспективных в этой области научно-исследовательских учреждения — ленинградскую Газодинамическую лабораторию и московскую Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Директором РНИИ был назначен И.Т. Клейменов, а его заместителем — Г. Э. Лангемак. Интересно, что начальником 5-го авиационного отдела института был назначен авиационный конструктор С.П. Королёв. В РНИИ были продолжены и успешно завершены конструкторские и экспериментальные работы по созданию 82- и 132-мм реактивных снарядов, которые в 1937 году были приняты на вооружение истребителей И-15 и И-16. Впервые боевое применение реактивных снарядов было осуществлено в 1939 году в боях с японцами на реке Халхин-Гол, где при ведении огня с истребителей-ракетоносцев они показали высокую эффективность как при стрельбе по воздушным, так и по наземным целям. В повестку дня встал вопрос разработки ракетного оружия и для сухопутных войск, и в 1937−38 гг. Главное артиллерийское управление поставило перед РНИИ задачу разработать многозарядную пусковую установку для ведения огня реактивными снарядами.
Создание многозарядных пусковых установок потребовало решения многих технических проблем — обеспечения высоких маневренных качеств пусковых установок, обеспечения плотности огня и скорострельности, защиты операторов при пуске ракет, удобства обслуживания и др. Первоначально предусматривалось создание лёгких пусковых станков, которые можно было бы транспортировать на огневую позицию на автомобиле, снимать и устанавливать вручную. Однако конструкторская мысль шагнула дальше первоначального замысла, и в октябре 1938 года конструкторами П.И. Гваем, А.П. Павленко и А.С. Поповым был представлен проект первой 24-зарядной залповой самоходной пусковой установки для стрельбы 132-мм реактивными снарядами. Она монтировалась на шасси автомобиля ЗИС-5 и имела 24 направляющих желобкового типа, установленных на раме поперёк продольной оси автомашины. В проекте была обоснована не только конструкция установки, но и тактика применения принципиально нового боевого средства: заряженная установка скрытно занимает боевую позицию, время подготовки к стрельбе составляет 3−4 минуты, длительность залпа из 24 снарядов — несколько секунд, вслед за последним выстрелом установка немедленно покидает позицию и становится неуязвимой для ответного огневого удара противника. В начале декабря 1938 года опытный образец такой установки был изготовлен в мастерских РНИИ.
В ходе полигонных испытаний в 1938—1939 гг. пусковой установки и специальных 132-мм реактивных снарядов была подтверждена правильность выбранного пути, но одновременно выявилось несовершенство принципа стрельбы «поперёк продольной оси машины», вызывающего большую раскачку установки и, как следствие, увеличение рассеивания снарядов. Поэтому по предложению конструктора В.И. Галковского в августе 1939 года была спроектирована в РНИИ и изготовлена пусковая установка по принципиально новой схеме с продольным расположением направляющих на шасси автомобиля ЗИС-6. Эта установка первоначально получила название — механизированная установка МУ-2, а после доработки СКБ завода «Компрессор» и принятия на вооружение в 1941 году — боевая машина БМ-13. Таким образом, получилась высокоманевренная, быстроходная боевая машина, способная вести одиночный, групповой и залповый огонь. В этом была вся изюминка «Катюши». В предложенной машине нашла своё материальное воплощение идея реактивных систем залпового огня — самостоятельного, принципиально нового типа вооружения. Два головных образца установки опытно-серийного производства были изготовлены на Воронежском заводе им. Коминтерна. 21 июня 1941 года буквально за несколько часов до начала войны, после осмотра образцов ракетного оружия руководителями Советского государства было принято решение о развёртывании серийного производства пусковой установки БМ-13 и о начале формирования ракетных войсковых частей. Все вопросы организации серийного производства реактивного вооружения пришлось решать в сложной военной обстановке. 30 июня 1941 года было решено головной организацией по серийному производству и разработке новых многозарядных пусковых установок сделать Московский завод «Компрессор» и специальное конструкторское бюро (СКБ) при нём во главе с главным конструктором завода В.П. Барминым.
Вместе с тем, несмотря на то, что новая пусковая установка войсковых испытаний не проходила и имела ряд очевидных конструкторских недостатков, советское командование решило, исходя из складывающейся на фронтах тяжёлой ситуации, сформировать из опытных образцов установок, изготовленных в РНИИ, первую отдельную экспериментальную батарею, направить её на фронт и там всесторонне проверить качество и эффективность нового реактивного оружия и выработать наставление и тактику его боевого применения.
В ночь с 1 на 2 июля 1941 года батарея в составе семи пусковых установок БМ-13 и 50 грузовиков со снарядами под командованием Ивана Андреевича Флёрова двинулась из Москвы по Минскому шоссе на Западный фронт, войска которого вели тяжёлые оборонительные бои с превосходящими силами противника, рвущегося к Смоленску. На Бородинском поле 170 воинов-реактивщиков дали клятву: сражаться бесстрашно, не жалея жизни, и ни при каких обстоятельствах не отдавать врагу новую боевую технику. В ночь с 12 на 13 июля батарея заняла позицию под городом Орша, где скопилось много немецких эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим. Батарея развернулась в 5−6 километрах от станции за горкой. Двигатели машин не глушили, чтобы после стрельбы моментально покинуть позицию. Был ясный солнечный тёплый день. В 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея капитана Флёрова произвела первый залп одновременно из всех пусковых установок БМ-13. За 7−8 секунд было выпущено 112 снарядов. По рассказам очевидцев, над лесом, где стояла батарея, прокатился гром. На мгновение всё замерло, а через несколько секунд на станции загрохотали взрывы. В результате огневого удара осколочно-фугасными и зажигательными снарядами над станцией разлилось бушующее море огня. Железнодорожный узел был стёрт с лица земли. Боевая эффективность нового оружия превзошла все ожидания — потери противника в живой силе и технике были очень велики, огромным было и психологическое воздействие ракетного оружия на врага. В тот же день, заняв новую боевую позицию, батарея капитана Флёрова произвела второй залп по скоплению техники и живой силы, а 15 июля ещё три залпа по походным колоннам фашистов. Результаты были не менее впечатляющими. Так было положено начало боевому пути советской реактивной артиллерии.
Высокая боевая эффективность нового оружия и сложившаяся серьёзная фронтовая обстановка диктовали необходимость ускорения формирования специальных реактивных миномётных частей и значительного увеличения объёмов производства и поставок армии боевых машин и реактивных снарядов.
К массовому производству реактивного вооружения и совершенствованию созданных образцов пусковых установок и реактивных снарядов были привлечены коллективы многих заводов, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов страны — десятки заводов Европейской части, а также на Урале, в Сибири и в Средней Азии. В работе по серийному выпуску «Катюш» головному московскому заводу «Компрессор» помогали заводы «Красная Пресня», «Красный факел», «Красный пролетарий», станкозавод имени Серго Орджоникидзе, «Манометр», 1-й и 2-й часовые заводы и др. Они изготавливали отдельные узлы и детали боевой машины, которые доставлялись на завод «Компрессор» на автомашинах и даже на трамваях, в любое время дня и ночи, невзирая на воздушные тревоги и сильные бомбёжки. Коллектив СКБ «Компрессора» в количестве 35 человек во главе с В.П. Барминым, работая днём и ночью, всего за несколько дней произвел доработку чертежей пусковой установки с конструктивными усовершенствованиями для массового производства. Прямо с чертежных кульманов из-под карандашей конструкторов чертежи передавались в цеха для запуска в производство. В августе — сентябре 1941 года на фронт было отправлено уже 324 пусковые установки БМ-13. Возросшее производство боевых установок позволило перейти к формированию уже дивизионов и полков полевой реактивной артиллерии — «Катюш», которые направлялись на самые тяжёлые участки — на Западный и Юго-западный фронты, под Ленинград и Киев.
Новое оружие быстро завоевало большой авторитет в войсках. Среди бойцов разнеслась молва о чудо-пушке. Бойцы и командиры называли её «Пушка-подружка», «Фронтовая сестра», «Катюша». Последнее название прижилось и стало народным, вошло не только в солдатский и народный обиход, но и в боевые сводки и донесения. Как эта машина получила своё ласковое имя, до сих пор не установлено. Есть несколько версий происхождения этого названия. Наиболее вероятные из них связаны с заводской маркой (литера «К») на первых боевых машинах, изготовленных Воронежским заводом им. Коминтерна, и с популярной в годы войны песней.
Формируемым дивизионам и полкам ракетной артиллерии присваивалось наименование гвардейских, тем самым подчёркивалась исключительная значимость нового оружия, высокая ответственность за умелое его применение в бою. Интересно, что панически боявшиеся «Катюш» гитлеровцы назвали их «сталинскими орг? нами». Немецкое командование, обеспокоенное большими потерями от нового русского оружия, всеми средствами стремилось узнать его секрет и уничтожить ракетные батареи, появившиеся на фронте. За «Катюшами» началась настоящая охота с использованием авиации, сплошным прочёсыванием местности, засылкой специальных патрулей и диверсионных отрядов. Вот где выручала мобильность «Катюш», позволявшая машинам после залпа скрываться в лесах, меняя направление движения по глухим дорогам. И всё же, как ни горько, первая батарея «Катюш» капитана Флёрова погибла — в начале октября 1941 года во время наступления немцев на Москву, попав вместе с другими частями в окружение, батарея была выслежена противником и была на волосок от захвата. Чтобы избежать этого, батарейцы привели в действие имевшиеся на каждой машине устройства для самоуничтожения. При этом многие артиллеристы, в том числе капитан Флёров, погибли. Врагу достались только бесформенные обломки. Важную роль сыграла реактивная артиллерия в битве под Москвой. Гвардейцы-миномётчики успешно поддерживали наши войска, прикрывавшие важнейшие направления на подступах к столице. На защиту Москвы были брошены основные силы гвардейских миномётных частей. В отражении «генерального» наступления гитлеровцев на Москву в ноябре 1941 года участвовали уже 28 дивизионов «Катюш», в каждом из которых было восемь пусковых установок, в контрнаступлении же действовали 40 гвардейских миномётных дивизионов. Столицу удалось отстоять, а немецкая армия потерпела первое большое поражение в войне.
В это суровое время, как и на протяжении всей Великой Отечественной войны, специальное конструкторское бюро завода «Компрессор» продолжало работать над созданием более совершенных образцов ракетного оружия в соответствии со всё возрастающими требованиями, предъявляемыми фронтом к этому страшному для врага оружию. Начав свою деятельность с доработки боевой машины БМ-13, СКБ за годы войны разработало 78 новых образцов пусковых установок различного типа, монтируемых на автомобилях и автомобильных прицепах, тракторах, танках, железнодорожных платформах, речных и морских кораблях, санях и лыжах. Среди них были и специальные установки — зенитные, противотанковые, для стрельбы прямой наводкой при ведении уличных боёв. Были даже созданы и применялись в боевых условиях на Кавказе и в Карпатах 8-зарядные горно-вьючные пусковые установки М-8.
Это кажется сейчас немыслимым, но в тяжелейших условиях, когда враг был уже на окраинах Москвы, в СКБ продолжались работы над новыми конструкциями боевых машин. На заводе были собраны и направлены на фронт пусковые установки повышенной проходимости на шасси гусеничного трактора СТЗ-НАТИ и лёгких танков Т-40 и Т-60. В 1942 году, с началом поставок в Советский Союз по лендлизу техники из стран-участниц антигитлеровской коалиции, СКБ завода «Компрессор» разработало 10 боевых установок типа серийных БМ-13 на автошасси «Студебеккер», «Остин», «Додж», «Форд» и других. Эти машины обладали всеми необходимыми качествами: высокой проходимостью, большой скоростью и солидной грузоподъёмностью. В июне 1942 года с принятием на вооружение мощных тяжёлых реактивных снарядов типа М-30 талантливые конструкторы завода быстро решили задачу создания для этих снарядов специальных пусковых станков рамного типа М-30, представлявших собой раму из стальных балок, устанавливаемую на грунт, куда укладывались в ряд четыре реактивных снаряда М-30 прямо в заводской транспортной укупорке. Ни одно укрепление полевого типа противника не могло выдержать мощного удара такого снаряда. Дивизионы этих установок М-30 сыграли выдающуюся роль в операциях под Сталинградом и на Курской дуге. К началу Сталинградской битвы тяжёлые дивизионы М-30 составляли уже 23% всей реактивной артиллерии. А всего в боях под Сталинградом участвовало уже втрое больше реактивных установок, чем в битве под Москвой. Здесь была разработана тактика применения установок в маневренных оборонительных боях на дальних подступах к городу, в обороне укреплённых рубежей вокруг Сталинграда, в мощных контрударах наших войск и в боях внутри крупного города. В боях за Сталинград гвардейцы поражали врага из боевых машин БМ-8, БМ-13 и пусковых реактивных установок М-30. Эффективно действовали на Волге, прикрывая побережье, речные бронекатера с реактивными установками М-8-М и М-13-М. В самые тяжёлые дни битвы самоотверженно, с полной отдачей сил работали люди на Сталинградских заводах, ремонтируя повреждённые установки и собирая новые.
19 ноября 1942 года «Катюши» дали мощный залп для начала контрнаступления наших войск под Сталинградом, завершившегося полным разгромом и капитуляцией немецкой группировки 2 февраля 1943 года. За бои под Сталинградом 24 гвардейских миномётных полка были награждены боевыми орденами.
Важнейшая роль принадлежала гвардейским миномётным частям в сражении на Курской дуге, где количество реактивной артиллерии ещё более значительно возросло. Так, если на Сталинградском фронте было девять полков и один отдельный дивизион реактивной артиллерии, то в составе Центрального и Воронежского фронтов к 4 июля 1943 года имелись 31 полк, два отдельных дивизиона и одна дивизия тяжёлой реактивной артиллерии. При этом число боевых машин на километр фронта возросло на Центральном фронте вдвое, а на Воронежском — втрое по сравнению со Сталинградским фронтом. Во время боёв на Курской дуге реактивная артиллерия широко использовалась не только для уничтожения живой силы, но и для поражения танков противника. Эта задача выполнялась главным образом путём ведения массированного огня по районам сосредоточения и по крупным атакующим группам танков, применялась также стрельба по танкам реактивными снарядами прямой наводкой.
После разгрома немецких войск на Курской дуге, освобождения Белгорода, Орла и других русских городов, фронт стал стремительно продвигаться на Запад. Реактивная артиллерия Красной армии в ходе наступательных операций 1943−44 г. г. с честью выполнила возложенные на неё задачи. Промышленность страны, перестроенная на обеспечение нужд войны, непрерывно увеличивала производство реактивной боевой техники, создавая всё более мощные и совершенные конструкции. Серийный выпуск «Катюш» был освоен в городах Кирове, Пензе, Свердловске, Нижнем Тагиле, Казани, Челябинске, Баку и других. А завод «Компрессор» за образцовое выполнение заданий Правительства по производству специального вооружения в 1943 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Особенно действенную помощь реактивная артиллерия оказала нашим войскам в наступательных операциях 1944−45 г. г. Именно «Катюши» оказались тем оружием, которое было способно разрушить мощно укрепленные фашистские дома-крепости. Штурмовые отряды, вооруженные снарядами М-13 и М-31, вели стрельбу реактивными снарядами прямой наводкой с установок, закрепляемых на подоконниках или в проломах стен и способных пробить кирпичную стену толщиной 80 сантиметров с дальностей от 20 до 200 метров. В боях за Берлин участвовало 219 дивизионов «Катюш». «16 апреля в 3 часа берлинского времени в полной темноте мощный залп огромной массы орудий и миномётов возвестил о начале артподготовки. Зрелище было поистине феерическое — десятки тысяч зарниц в районе огневых позиций на широком фронте и огни разрывов в стане врага. Особенно сильное впечатление производили залпы „Катюш“. Даже бывалых артиллеристов поражала эта стихия огня, которая ночью казалась более грозной, чем днем» — вспоминал участник сражения, маршал артиллерии В.И. Казаков. Это был апофеоз Великой войны, торжество победившего народа. Советская реактивная артиллерия прошла славный боевой путь. По боевым качествам, эффективности и масштабам использования она не имела себе равных ни в одной из зарубежных армий. Героическими делами прославились труженики тыла — инженеры, мастера, рабочие — те, кто сумел в тяжелейшие годы войны оснастить нашу армию новым оружием. Их подвиг не знает себе равных. Ни одной другой стране не удалось за время войны сделать то, что сделали советские люди — дать фронту десятки образцов нового грозного оружия. За годы Великой Отечественной войны фронт получил более 10 тысяч многозарядных самоходных пусковых установок и более 12 млн. реактивных снарядов. В составе гвардейских миномётных частей насчитывалось 38 отдельных дивизионов, 114 полков, 11 бригад и 7 дивизий реактивной артиллерии.
Высоко оценила Родина и самоотверженный труд и вклад в Победу коллектива завода «Компрессор» и его СКБ, которое в сентябре 1945 года было награждено орденом Отечественной войны I степени. Одновременно была награждена орденами и медалями группа конструкторов «Катюш». Главный конструктор СКБ В.П. Бармин в эти годы был награжден орденами Ленина, Кутузова I степени, Трудового Красного Знамени. В послевоенный период до 1956 года коллектив СКБ продолжал работы по созданию более совершенных боевых пусковых установок для запуска вновь создаваемых реактивных и турбореактивных снарядов. За это время на вооружение Советской Армии были приняты четыре новых образца реактивных пусковых установок — БМ-14, БМД-20, БМ-24 и БМ-24Т, отличавшихся значительным повышением дальности полёта снарядов и кучности попадания в цель по сравнению с ранее созданными пусковыми установками. В 1956 году коллектив СКБ передал работы по созданию новых реактивных установок другим предприятиям страны, сосредоточившись на решении новых масштабных задач по освоению космоса.
Я часто вспоминаю этих замечательных людей. Их почти уже не осталось среди нас. Но память воскрешает их светлые образы, пробуждая множество воспоминаний. Вот мудрый и академически аристократичный Виктор Адамович Рудницкий — первый заместитель В.П. Бармина, строгий и всегда сосредоточенный Александр Николаевич Васильев — начальник отдела, всегда спокойный и уравновешенный Василий Иванович Остудин, внешне суровый и сдержанный Фёдор Иванович Есаков — ведущие конструкторы, жизнерадостный и весёлый Анатолий Иванович Крысанов — старший конструктор. Они не думали никогда, что их жизнь и дело можно справедливо назвать подвигом. Мне даже кажется, что они не любили воспоминаний о своей военной поре. Во всяком случае, развёрнутых рассказов о том, что и как было тогда, я не припомню. Видимо, слишком дорогой ценой досталось им всё это.
Думаю, они с радостью и гордостью видели бы, что сегодня на вооружении Российской Армии состоят достойные наследники — правнуки и праправнуки легендарных «Катюш», самые современные реактивные системы залпового огня — «Град», «Ураган», «Смерч», тяжелая огнеметная система «Буратино». В конструкциях этих установок, размещённых на тяжелых автошасси высокой проходимости и гусеничных шасси, воплощены последние достижения современных высоких технологий — компьютерная техника, автоматическое управление, спутниковые антенны, гироскопические навигаторы и другое. Эффективность этого оружия подтверждена их боевым применением в Афганистане, в других локальных конфликтах. Поразительно, что самая современная установка «Смерч» БМ-30 семейства «Катюш» способна накрыть огнём площадь в 67 гектар при дальности стрельбы до 90 км. По мощности и дальности «Смерч» до сих пор не имеет равных в мире. Отклонение ракеты от цели не превышает 10−20 метров. Подготовка «Смерча» к залпу занимает всего 3 минуты, полный залп — тридцать восемь секунд. А уже через минуту машина снимается с места, поэтому система практически неуязвима для ответного огня противника.
А в проектных разработках туляков «Катюша» уже следующего поколения «Торнадо» с такой автоматизацией стрельбы, что установка сможет покидать боевую позицию ещё до того, как снаряды достигнут цели.
Так что учёные и конструкторы — потомки создателей первых «Катюш» достойно продолжают славное дело своих дедов и отцов.
Хватило бы у руководства державы мудрости, воли и средств не допустить драматической потери с таким трудом достигнутых высот.