Русская линия
НГ-Религии Андрей Мельников05.03.2008 

«Православие или смерть!»
Боснийские сербы отстаивают свою идентичность в большой Европе

Большую часть года аэропорт города Баня-Лука, административного центра Республики Сербской, закрыт. Республика Сербская, входящая в состав государства Босния и Герцеговина, не часто посещается зарубежными гостями. 26 февраля тишина над аэродромом была нарушена ревом турбин российского самолета. Прямо на заросшую сорной травой взлетно-посадочную полосу из салона самолета вышли четыре десятка гостей — делегация стран СНГ, прибывшая для участия в Международной конференции «Религиозные традиции как важный фактор современного миротворчества""Религиозные традиции как важный фактор современного миротворчества», организованной Международным фондом единства православных народов совместно с Сербской Православной Церковью.

Трудно было удачнее выбрать место и время для проведения мероприятия с подобной тематикой. В Косово незадолго до того была объявлена в одностороннем порядке независимость, и в эти дни сербы, как в самой Сербии, так и во всех анклавах, вышли на массовые уличные акции протеста. Накануне прибытия делегации из Москвы на улицах Баня-Луки тоже появились демонстранты. Вечером того же дня местное телевидение показывало шумную толпу, размахивающую сербскими флагами и скандирующую воинственные лозунги.

Но в день открытия конференции спокойствие было восстановлено. Когда по главному проспекту города двигались автобусы с иностранными гостями, сопровождаемые полицейским эскортом, маленький боснийский городок производил впечатление полной умиротворенности. Поэтому когда президент Международного фонда единства православных народов профессор Валерий Алексеев, открывая конференцию, заявил, что «Сербия — передовой отряд православного мира, испытывающий на себе все риски столкновения цивилизаций», — глядя за окно, на залитый по-весеннему солнцем город, не верилось, что в какой-то сотне километров отсюда, в Косово, кипят политические страсти.

Тем не менее текущая обстановка наложила отпечаток на выступления всех участников конференции, представляющих 23 страны. Делегаты приехали даже из тех государств, где православие отнюдь не является религией большинства населения, например из Албании, стран Балтии, Сирии, Польши, США. Странно, но не было делегата от Греции, где православие — государственная религия. Отсутствовал и представитель Вселенского Патриархата.

Основной посыл форума состоял в политических предложениях России своим братьям по вере. Зарубежные аналитики часто упрекают нашу страну, что она недостаточно активно распространяет свое влияние, слабо используя главное оружие — пропаганду своих культурных и религиозных ценностей. Эти аналитики приводят в пример Организацию Исламская Конференция, институты Британского Содружества, форумы франкофонов. Подобную задачу на себя взял Международный фонд единства православных народов, стремясь под эгидой религиозной общности сформировать блок союзников России в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Так, представитель Москвы в Совете Федерации РФ Олег Толкачев заявил, что важнейшая задача внешней политики «такой православной страны, как Россия», состоит в том, чтобы «повысить привлекательность своего слова Божьего по всему миру». Валерий Алексеев согласился с этим тезисом, отметив «возрастающую конкурентоспособность православной религиозно-культурной системы духовных ценностей», «превращение православия в доминирующую религиозную силу в Европе» в условиях резкого снижения популярности западного христианства и угрозы экспансии исламизма на континенте.

Собственно, основой миротворческой политики участники конференции провозгласили приверженность идее традиционных национальных государств, незыблемости их суверенитета. В свою очередь, в бурно меняющемся мире главным фактором стабильности государств служит духовная традиция. Основным врагом стабильности существующего мирового порядка выступающие на конференции представители России решительно объявили глобализацию, агрессивность которой объясняется «духовной выхолощенностью».

«Глобализация у православных вызывает ассоциации с апокалипсисом, — сообщил Валерий Алексеев, — а страховка против глобализации — духовно-нравственная культура наших народов». Проявлением отсутствия духовности в мировой политике он считает насильственное изъятие из состава Сербии части страны — Косово, где исторически сформировалось сербское православие. В связи с этим Алексеев заявил о необходимости православным странам объединяться для выработки скоординированной позиции по важнейшим вопросам международной политики.

Интересно, что категоричная тональность выступлений российских делегатов существенно отличалась от взвешенных высказываний представителей небольших европейских стран, прежде всего принимающей стороны — официальных лиц Сербии и Республики Сербской. В день открытия форума премьер-министр Республики Сербской Милорад Додик отбыл в Брюссель, где участвовал в переговорах по косовской проблеме. Вернулся в свою столицу лидер республики утром следующего дня и дал торжественный обед в честь гостей конференции. Речь Милорада Додика, пребывавшего после поездки в Брюссель в отличнейшем настроении, изобиловала заверениями в приверженности правительства республики принципам религиозной терпимости и общеевропейским ценностям.

Позже в своих выступлениях на пленарных заседаниях сербы не уставали повторять, что приверженность православию для них — способ сохранить национальную идентичность в многообразном мире, а не навязать свои взгляды соседям. В последнее десятилетие народы бывшей Югославии с огромным трудом и многочисленными жертвами худо-бедно расселились по национальным «квартирам». Свой уголок получили и боснийские сербы, зажатые между католиками и мусульманами, оторванные от «большой» Сербии. В крохотных сербских анклавах православие стало практически официальной религией. В Баня-Луке одновременно строятся десятки церквей, словно здесь стремятся восполнить гибель храмов в Косово. На улицах города торгуют символикой сербских четников — монархистов, выступавших под лозунгом «Православие или смерть». Детям в школе преподают православие, чтобы, как заметил митрополит Дабро-Боснийский Николай (Мрда), «заполнить новым вином новые мехи». И действительно, местные детишки старательно крестятся, проходя мимо возвышающихся там и тут над черепичными крышами Баня-Луки храмов.

Однако кое-где, часто по соседству с православными храмами, к небу устремляются минареты мечетей, а в самом центре города, по соседству с резиденцией премьер-министра, располагается здание католического епископства и храм, перед входом в который раскрывает объятия гипсовый Иисус. Власти Республики Сербской и их коллеги из Сербии подчеркивают, что в этих государствах обеспечиваются права верующих различных религий. Как сказал министр по делам веры правительства Сербии Радомир Наумов, «религиозная свобода — фундамент всех свобод». Православные сербы чувствуют себя религиозным меньшинством в Европе и ждут от России поддержки своих прав. Но при этом они нацелены на интеграцию с Евросоюзом. Готовы ли балканские славяне по предложению российских коллег противостоять Западу? В этом есть серьезные сомнения.

http://religion.ng.ru/problems/2008−03−05/6_serbi.html?mpril


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru