Русская линия
НГ-Религии Павел Круг05.03.2008 

Визит повышенной сложности
Алексий II собирается посетить Украину

Находясь с официальным визитом в Москве, 21 февраля президент Украины Виктор Ющенко встретился с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и пригласил его на празднование 1020-летия крещения Руси, которое пройдет в Киеве этим летом. Как сообщает пресс-служба Московской Патриархии, «приглашение было принято с благодарностью», однако «точная дата визита пока не определена». Если он состоится, то станет первой поездкой Алексия II в украинскую столицу с 1990 года. Нынешний визит обещает стать историческим — но вовсе не из-за условной даты, к которой он приурочен. 1020-летие крещения Руси (дата, конечно, круглая, но по сравнению с 1000-летием того же события, с размахом отпразднованного в 1988 году, кажется не столь значительной) — не более чем повод для того, чтобы устроить масштабное церковно-политическое шоу, которое каждый из его участников будет использовать в своих интересах. Что же произойдет этим летом в Киеве?

28 февраля митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) обсудил подготовку визита Алексия II с главой секретариата президента Украины Виктором Балогой. Не исключено, что в администрации Виктора Ющенко планирующийся визит Алексия II могут использовать для реализации своего проекта создания единой независимой Украинской Православной Церкви. Этой сверхзадаче служили и поочередные переговоры Ющенко с представителями Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), которые проходили в 2006—2007 годах. Однако межцерковные консультации по вопросу православного единства тогда так и не начались. В Московском Патриархате не соглашались садиться за стол переговоров с «раскольниками» без выполнения ими ряда условий. Выступление Виктора Ющенко в роли «объединителя Церквей», подобно Владимиру Путину 17 мая 2007 года, откладывалось все дальше и дальше: украинские Церкви объединяться не хотели. Не дал зримых результатов и визит Виктора Ющенко к Константинопольскому Патриарху Варфоломею I в июне прошлого года. Возможно, теперь украинский президент решил подключить к этому процессу Московского Патриарха: если в 1990 году Алексий II привез для Украинской Православной Церкви автономию, то, может быть, теперь привезет и автокефалию, то есть полную независимость?

Но в Московском Патриархате вряд ли согласятся играть по нотам, написанным в секретариате Виктора Ющенко. Начнем с того, что Алексий II может вообще отказаться от визита, мягко, сославшись на нездоровье или плотный график работы, или жестко, со ссылкой на «сложившуюся ситуацию, которая делает участие Патриарха в торжествах невозможным». Поводом может послужить любой неосторожный шаг украинской стороны, например вмешательство в хозяйственный конфликт вокруг Киево-Печерской лавры. Для того чтобы «испортить праздник», Виктору Ющенко достаточно пригласить на него Киевского Патриарха Филарета (Денисенко), которого в Москве считают самозванцем. Против того, чтобы визит Алексия II состоялся, играют православные националисты с обеих сторон. Русские националисты выступают против любых контактов с Виктором Ющенко, который начал президентскую карьеру под лозунгами оранжевой революции, а их украинские «коллеги», как и восемнадцать лет назад, готовы ложиться под колеса патриаршего автомобиля и скандировать «Геть москальского попа!». Очевидно, подобный прием Алексию II не нужен.

Патриарх едет исключительно к своей пастве и не будет делать громких заявлений ни по церковным, ни по политическим проблемам — похоже, это единственный возможный формат визита Алексия II в Киев, который на сегодняшний день устраивает Русскую Православную Церковь. Это означает, что патриаршая делегация будет всячески уклоняться от разговоров о независимости Украинской Православной Церкви, даже если Алексия II спросят об этом напрямую. Но как долго можно «играть в прятки» подобным образом? Если Алексий II все же поедет в Киев, то ему придется четко обозначать свою позицию по украинской проблеме. Вместе с празднованием 1020-летия крещения Руси в Киеве состоится всеукраинский Собор УПЦ МП. На нем Алексий II не может не выступить.

Между тем, по информации «НГР», отдельные представители духовенства УПЦ МП готовы просить автокефалии если не у Московского, то у Константинопольского Патриарха. То, что не слишком афишируемая, но и не скрываемая дискуссия о полном отделении от Москвы между епископами канонической УПЦ идет полным ходом, стало очевидно после Архиерейского Собора 21 декабря прошлого года (см. о нем «НГР» N 1 от 16.01.2008). Наконец, по этому поводу счел нужным высказаться митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Это произошло еще до визита Виктора Ющенко в Москву.

Выступая 18 февраля в Варшаве по случаю получения степени почетного доктора Христианской богословской академии, митрополит Владимир прочитал лекцию о современном состоянии Церкви, которую он возглавляет, и ее отношениях с государством. «Все три президента Украины (Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко) были и являются сторонниками создания „единой Поместной Церкви“, видя в ней один из механизмов становления и консолидации украинской нации, — заявил митрополит Владимир. — За это время Церковь испытала на себе всю гамму „оттенков влияния“: от игнорирования и выталкивания на периферию общественной жизни до предложения статуса по существу государственной Церкви в обмен на те или другие условия. Но в состоянии ли сегодня само государство объективно и обстоятельно ответить себе и православному обществу, для чего ей нужна „Поместная Церковь“? Какими гипотетически могли бы быть его отношения с Православной Церковью с приобретением ею автокефального статуса? Ответы на эти вопросы не озвучивались. Озвучивалось лишь желание, чтобы Церковь такой статус получила».

По мнению митрополита Владимира, украинская автокефалия бессмысленна, если государство само не скажет о себе «я православно». Пока же УПЦ МП не имеет статуса юридического лица, пока ее глава не может совершать богослужения в кафедральном соборе Св. Софии, пока ей в полном объеме не возвращено имущество, отобранное в советский период, об особом статусе православия на Украине говорить не приходится. Да и Конституцию, в которой сказано о светском характере государства, никто менять не собирается. Не предлагая Церкви ничего, украинские власти хотят видеть ее автокефальной. Отношение митрополита Владимира к церковным инициативам Виктора Ющенко неоднозначно: «Президент Украины действительно является сторонником объединения всех православных верующих страны в единую Православную Церковь. Однако, выражая свою позицию по этому вопросу, президент не оказывает систематического политического давления на нашу Церковь с целью канонического разрыва УПЦ с Московским Патриархатом».

Принуждает ли Виктор Ющенко УПЦ МП к диалогу с «раскольниками» или нет — вопрос для серьезной дискуссии. Определенные усилия по «объединению всех православных верующих страны» в УПЦ МП тем не менее предпринимаются. Идут переговоры с УАПЦ, которую возглавляет митрополит Мефодий (Кудряков), началось и обсуждение условий начала диалога с самопровозглашенным Киевским Патриархатом (именно так митрополит Владимир расценил свою встречу с епископом УПЦ КП Димитрием (Рудюком) в декабре прошлого года). Хотя диалог с «самопровозглашенными Церквами» идет с канонических позиций, он вызывает у многих радикально настроенных верующих раздражение. Чтобы урезонить радикалов и утихомирить страсти вокруг готовящегося всеукраинского Собора, УПЦ МП в декабре прошлого года осудила «политическое православие», то есть использование религии в политических целях. Однако страсти вовсе не улеглись. В самой УПЦ МП началось деление по признаку отношения к канонической автокефалии. Все больше православных в России и Украине задаются вопросом: что привезет с собой Алексий II в Киев? Будет ли де-факто Поместная Церковь на Украине независимой и самостоятельной? Как тут не вспомнить Патриарха Тихона, который в ситуации с польской автокефалией сказал: «Если они посмеют это сделать (самочинно провозгласить автокефалию. — „НГР“), то я отниму у них и автономию, как у сынов противления». Но если РПЦ проявит несговорчивость, то инициатива в украинских делах может в недалеком будущем перейти уже к Константинополю…

http://religion.ng.ru/politic/2008−03−05/1_ukraina.html?mpril


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика