Русская линия
Православная книга РоссииАрхимандрит Александр (Заркешев)05.03.2008 

«Многие только здесь, за границей, осознали, что они православные христиане…»

Игумен Александр (Заркешев), настоятель Свято-Николаевского собора в городе Тегеране, Исламской республики Иран, и настоятель русского православного прихода Святого апостола Филиппа в Объединенных Арабских Эмиратах.

Выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат богословия, сотрудник Отдела внешнецерковных связей Московского Патриархата, проходил пасторское служение в храме Святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах (Чехия), награжден орденом Русской Православной Церкви Святителя Иннокентия Московского 3 ст., за миссионерские труды, автор книги «Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597−2001 гг.)».

Отец Александр, Вы являетесь настоятелем Свято-Николаевского собора в г. Тегеране, Исламской республики Иран, а также настоятелем русского православного прихода Святого апостола Филиппа в Объединенных Арабских Эмиратах. Расскажите, пожалуйста, об истории русского Православия в этих странах?

История Русского Православия в Персии-Иране исчисляется четырьмя столетиями — с конца XVI по начало XXI века — и охватывает почти весь период русско-персидских отношений. В Персии работали и жили многие наши православные соотечественники, несли своё пастырское служение самоотверженные православные клирики, нашли приют многочисленные русские эмигранты.

О. Александр об истории русского Православия в Объединенных Арабских Эмиратах

В истории православного свидетельства в Персии-Иране были как светлые, так и трагические страницы. Пережив нестроения и расколы, православная община выстояла в непростых и даже критических ситуациях, когда само существование православного русского прихода было под угрозой исчезновения. До 1995 года Свято-Николаевский приход в Тегеране находился формально под юрисдикцией Зарубежной Церкви, но около 20 лет без пастырского окормления. По Божьему Промыслу приход восстановил прерванную связь с Матерью-Церковью. 22 февраля 1995 года Священный Синод под председательством Патриарха постановил принять русский православный приход при Свято-Николаевском храме в г. Тегеране в юрисдикцию Московского Патриархата. Был прислан и настоятель — Иеромонах Александр (Заркешев), ваш покорный слуга, который уже почти 9 лет несет возложенное на него послушание в Исламской Республике Иран.

Чем, по Вашему, должен руководствоваться священник, направляющийся служить в другую страну?

Перед отправлением к месту служения священноначалие напутствовало быть особо внимательным и чутким к нуждам каждого прихожанина. Быть доброжелательным по отношению к местному исламскому духовенству и властям. А главное, не спешить с выводами и не принимать скоропалительных решений. Время показало, что это было правильные предупреждения.

Какое было Ваше первое впечатление о приходе?

По приезде в Исламскую Республику Иран я был тепло и радушно принят местной общиной. Удивило, что люди, живущие уже в третьем и четвертом поколении вне России, остались верными Православию и Церкви. В ходе общения с пожилыми прихожанами местной церкви мне открылся целый пласт исторических свидетельств о присутствии Православия в этой древней стране. Слушая воспоминания 90-летних стариков, заставших еще дореволюционное время, я был поражен тем, какое глубокое влияние оказывала Россия на Персию в конце XIX-начале XX столетий.

Кто сейчас является Вашими прихожанами?

В настоящее время Свято-Николаевский приход в Тегеране состоит из потомков русской эмиграции, имеющих иранское гражданство и постоянно проживающих в стране (приблизительно пятьдесят человек), а также православных верующих из числа сотрудников и их семей посольства Российской Федерации, торгпредства, российских организаций, находящихся в Иране (приблизительно двести человек). Состав этой группы прихожан постоянно обновляется. Посещают Свято-Николаевский собор и православные христиане из посольств Белоруссии, Болгарии, Грузии, Греции, Кипра, Румынии, Украины и Югославии.

На побережье Каспийского моря, в порту Энзели, есть Свято-Николаевский молитвенный дом. В настоящее время приход Свято-Николаевского храма в Энзели состоит из пятнадцати человек — потомков русской эмиграции.

Российскими специалистами в городе Бушер на южном побережье Персидского залива возводится атомная электростанция. В 1999 году в жилпоселке строителей было обустроено специальное помещение для православной часовни Казанской иконы Божией Матери.

Как относятся к христианам жители Исламской Республики Иран?

К местным христианам — армянам и ассирийцам, а также и к нашей Церкви, мусульмане относятся хорошо и с большим уважением. В местном парламенте есть 2 депутата от армянской общины и один от ассирийской.

Приходится ли Вашим прихожанам скрывать свои религиозные взгляды?

Русским людям не приходится скрывать свою веру, т.к. местные жители с доброжелательностью и уважением относятся к христианам.

Часто ли у Вас в храме происходят крещения и венчания?

За год в нашем храме происходит приблизительно 5−6 крещений и 1−2 венчания.

Были ли случаи когда мусульмане мужья принимали православную веру своих русских жен?

Таких случаев в нашем приходе не было т.к. по местному законодательству немусульманская сторона в обязательном порядке должна принять ислам.

В Исламской Республике Иран мусульмане не обращаются в христианство, т.к. это запрещено уголовным законодательством страны и преследуется.

Могут ли мусульмане заходить в православный храм?

В наш Свято-Николаевский храм заходят иногда мусульманки, чтоб попросить чего-либо у Хазрате-Мариам (Пресвятой Девы Марии).

Как относятся к Вам иранцы?

Узнав, что я православный священник, простые иранцы всегда высказывают свою симпатию, а также подчеркнуто вежливы и предупредительны.

Есть ли еще в этом регионе приходы Русской Православной Церкви?

Ближайшие приходы РПЦ — Подворье в Дамаске, Сирия, и Бакинская епархия в Азербайджане. Общаемся больше по электронной почте.

Какие проблемы возникают у Ваших прихожан из-за проживания в строгих условиях исламской страны?

Главной проблемой моих прихожан-женщин является то, что они обязаны носить исламскую форму одежды — платок и легкий плащ даже в сорокоградусную жару.

Что еще тяготит души русских, живущих за рубежом?

Оторванность от Родины. Но, находясь в непростых условиях пребывания в стране с иной культурой и иной религией, наши соотечественники имеют возможность посещать православный храм, где можно поставить свечи, вознести горячую молитву за своих близких, оставшихся на далекой Родине, попросить у Господа помощи и поддержки или просто побыть наедине с Богом и самим собою, а по христианским праздникам за православным богослужением ощутить себя частью Вселенской Церкви Христовой. Ведь многие только здесь, за границей, прочувствовали, что такое Христианство, и осознали, что они православные христиане.

Правда ли, что иранцы враждебны к иноверцам?

Нет, несмотря на тщательно прививаемый отрицательный образ Ирана, иранцы очень дружелюбны, отзывчивы, приветливы и гостеприимны. Уличной преступности почти не существует. Я спокойнее в рясе чувствую себя в Тегеране, чем, к примеру, в Москве.

Приходится ли приспосабливаться к местным традициям?

Никаким местным обычаем мы не подчиняемся, хотя относимся с уважением к чужой религии и культуре.

Были ли проблемы у православной общины с местными властями?

В конце 1996 года муниципальные власти Тегерана утвердили новый план благоустройства и реконструкции города. Согласно этому плану христианские кладбища в районе Дулаб — русское православное, армянское григорианское, католическое и ассирийское — должны были быть снесены, а на их месте проложены дороги и разбит парк. По инициативе настоятеля Свято-Николаевского собора и тегеранского архиепископа Армянской Григорианской Церкви посольства христианских стран в Иране: Российской Федерации, Армении, Грузии, Польши, Италии и Франции, направили в МИД ИРИ ряд дипломатических нот с разъяснением недопустимости сноса христианских кладбищ. Эти своевременные меры привели к тому, что территория христианских кладбищ в районе Дулаб внесена в реестр памятников старины и в настоящее время охраняется государством.

Считаете ли Вы себя миссионером?

Миссионером себя не считаю. Миссионеры это великие подвижники — такие, какими были сотрудники Урмийской Духовной Миссии в Персии. Миссия действовала среди ассирийцев, компактно проживающих в районе к западу от озера Урмия. В начале XX века, благодаря стараниям Русской Духовной Миссии, произошло воссоединение значительной части урмийских ассирийцев с Православной Церковью. Последним начальником Миссии был епископ Пимен (Белоликов) — будущий новомученик Российский, пострадавший от большевиков в г. Верном. Память священномученика Пимена (Белоликова), епископа Верненского и Семиреченского — 3/16 сентября.

Какой климат в Иране? Легко ли он переносится русскими людьми?

Тегеран находится у подножия горного хребта Эльборс, поэтому зимой бывает довольно холодно и идет снег. Так что на Рождество без елочек и холода мы не обходимся. Другое дело летом, тогда жара иногда поднимается за +40.

Существуют ли святые, почитаемые православными в Иране?

Наш местный святой — священномученик Симеон, епископ Персидский, образ которого находится в иконостасе нашего храма. Поминаем и пророка Даниила, могила которого находится в г. Шуш (библейские Сузы). Над могилой сооружена великолепная мечеть, и толпы мусульман идут в нее поклониться праху ветхозаветного праведника. В 1997 году группа прихожан Свято-Николаевского собора вместе со мной совершила паломничество к могиле великого пророка, почитаемого представителями трех мировых религий: иудаизма, христианства и ислама.

Происходят ли православные чудеса в Иране?

Считаю чудом то, что есть православный храм в Тегеране. Что, по Божьему промыслу, до настоящего дня горит огонь православной веры в этой древней стране. И этот огонь должен поддерживаться нашими трудами, трудами тех русских людей, которым Господь сподобил нести свое служение Отечеству в непростых условиях зарубежья, дабы не погас он от безразличия или небрежения нашего. Это также касается и тех, кто еще не обрел веру в Бога или пребывает в сомнениях, кто честно и искренне хочет разобраться в вопросе, встающим перед каждым человеком (будь то в России или Иране), — в вопросе о Боге.

Что Вы считаете своим главным достижением?

Главным своим достижением считаю то, что было восстановлена непрерывность, преемство пастырского служения в этой стране. Ведь первый православный русский священник прибыл в Иран в 1597 году. Пусть и далее колокола Свято-Николаевского собора в Тегеране созывают православных христиан на молитву в дом Божий.

Приезжают ли русские паломники в Иран?

Паломники не спешат приезжать в Иран, но для желающих совершить паломничество в Иран можем дать консультацию по электронной почте.

История Православия в Иране имеет древние корни. А как и когда появилась православная община в ОАЭ?

В начале 90-х годов ХХ века в ОАЭ в большом количестве стали приезжать граждане СССР, в основном для мелкооптовой торговли и туризма. После распада Советского Союза поток прибывших в ОАЭ увеличился за счет этнических русских из бывших советских республик. Постепенно в стране образовалась большая русская диаспора и со временем возникла необходимость духовного окормления русскоязычной колонии.

С 1999 года я начал посещать с пастырскими визитам русскую православную общину в ОАЭ.

В мае 2005 года состоялся визит первой официальной делегации Русской Православной Церкви во главе с Председателем отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В рамках визита состоялась встреча митрополита Кирилла с правителем эмирата Шарджа Шейхом Султаном Бен Мухаммедом Аль Касеми. В результате встречи шейх Шарджи пообещал выделить земельный участок под строительство русского православного храма.

27 декабря 2005 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был учрежден русский православный приход святого апостола Филиппа в ОАЭ, с поручением духовного окормления вашему покорному слуге. Православные богослужения русскоязычной общины проводятся: в Дубае в здании англиканского храма, в Шардже в здании армянского храма, в Абу-Даби в здании Антиохийской Православной Церкви.

В марте 2007 года русский православный приход святого апостола Филиппа был официально зарегистрирован муниципалитетом города Шарджи. Шейх Султан Бен Мухаммед Аль Касеми в апреле 2007 года выделил русской православной общине земельный участок под строительство храма общей площадью 2 гектара. В настоящее время петербургским архитектором Юрием Кирсом выполнен проект русского православного храма и духовно-просветительского центра. Проект первого русского храма на Аравийском полуострове утвержден и одобрен шейхом Шарджи без всяких замечаний.

На какой стадии сейчас находится строительство первого русского православного храма на Аравийском полуострове?

В рамках официального визита в ОАЭ президента Российской Федерации В.В.Путина, с 8 по 11 сентября в Эмиратах находилась делегация Русской Православной Церкви во главе с Председателем отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. 9 сентября Митрополит Кирилл совершил освящение закладного камня первого на Аравийском полуострове русского православного храма в честь святого апостола Филиппа в Шардже. На торжественной церемонии присутствовал наследный принц Шарджи Его Высочество шейх Исам Бен Сагр Аль Касеми и заместитель министра иностранных дел РФ А.В.Салтанов. 10 сентября в Абу-Даби Президент РФ В.В.Путин представил митрополита Кирилла президенту ОАЭ, правителю эмирата Абу-Даби шейху Халифе бен Заеду Аль Нахайяну, которому Владыка рассказал о совершенной накануне закладке русского храма.

Митрополит Кирилл вместе со мной были приглашены на официальный обед, который состоялся во дворце президента ОАЭ в честь российского президента. В настоящее время идет сбор средств на строительство русского православного храма святого апостола Филиппа в Шардже.

Анна Лисичкина

http://www.pravkniga.ru/interview/69/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru