Русская линия
Русский дом Наталья Сегень05.03.2008 

Масленица — христианская или языческая?
3 — 9 марта — Сырная седмица (масленица), 9 марта — Прощёное Воскресенье

«На грани нашего вступления в Великий пост — вопрос: познал ли ты теперь, что ты собой представляешь, кто ты такой?
Совесть ты выслушал? В тебе дрогнуло что-то или нет? И затем открывается время Великого поста, весна духовная, расцвет жизни…».
Митрополит Антоний Сурожский

Немало сегодня находится «этнографов», утверждающих, что Масленица — праздник не христианский и берёт своё начало в языческой традиции празднования дня весеннего солнцеворота. Но весенний солнцеворот определён конкретным числом, а Масленица, предшествующая Великому посту, может праздноваться как зимой, так и весной, как после весеннего солнцеворота, так и задолго до него.

На Масленицу во многих христианских странах принято справлять свадьбы — «новожёны». Это напоминание нам о первой чете — Адаме и Еве. Масленичное чучело — это символ «ветхости», греховности. Его сжигание — преодоление «ветхого человека», победа над смертью. Огонь в христианской символике означает плотское мучение чувств — «огонь страсти», суетное тщеславие — «всесожжения не благоволиши», адские терзания — «огонь неугасаемый». Он противоположен воде — очищению, победе над грехом (всемирный потоп, таинство Крещения, водосвятия). А материалом для чучела Масленицы служит солома, потому что «яко трава бо огнем будете иссохше…».

Почему же многие всё-таки считают этот праздник языческим? Видимо, из-за его разгульности, буйства игрищ, которые, вроде бы, никак нельзя признать христианскими. А может быть, взятие снежного городка и кулачные бои — борьба и сражение — превращаются из шутливой забавы в противостояние между жизнью и смертью? Не случайно победителя снежного городка в прежние времена награждали… купанием в проруби! Получается: победитель преодолел барьер-смерть и получил крещение в жизнь вечную…

Так что сущность Масленицы христианская.

Именно в христианском смысле Масленица — важная часть подготовки к Великому посту. Уже за три недели до его начала открывается Постная Триодь, и на службе впервые звучит «Покаяния отверзи ми двери». Читается Евангельская притча о мытаре и фарисее — так Церковь начинает подготавливать нас к покаянным дням. На следующей воскресной службе прибавляется печальное пение 136 псалма «На реках Вавилонских» и вспоминается притча о блудном сыне. Ещё через неделю мы слышим грозные слова о Страшном Суде. Воскресение перед самым постом называется Воспоминанием Адамова изгнания (иначе — Прощёное воскресение): добрые христиане просят прощения у ближних за вольно или невольно причинённые обиды и огорчения, чтобы с чистою душою войти в Великий пост, а позже — возрадоваться «чистым сердцем» Великому Христову Воскресению!

Человек может казаться вам неприятным, и обида на него ещё кипит в сердце, и кажется, с чего бы мне у него просить прощения, ведь он заслужил то, что я ему причинил! И так трудно смирить себя и поступить, как велит Христос: простить обидевшим вас, попросить прощения у тех, кого вы обидели! Но просить прощения нужно. В первую очередь, для вас самих, а не для того, у кого вы просите прощения. Ведь вы просите о прощении не у людей, а у Господа…

Наконец, приходит Страстная седмица, в которой мы страдаем и умираем вместе со Христом, отказываясь от всех плотских радостей, включающих и вкусную еду, а за ней наступает пасхальное ликование: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!».

Скоро мы с вами вновь переживём три периода: предпостовый, сам Великий пост и пасхальный.

Мы снова сначала побудем весёлыми детьми на Масленицу, когда человек ещё был безгрешным, но уже предчувствовал предстоящее грехопадение — отсюда и первые покаянные нотки в богослужении. И вот — грехопадение свершилось! Человеку была дана свобода (сырная седмица — Масленица), но он не смог достойно принять её. Как итог — изгнание из рая, когда мы, как павшие прародители Адам и Ева, просившие прощения у Господа за свой грех, будем просить прощения у людей и у Бога. А после настанет великая скорбь, и тяготы, и покаяние нашей наполненной грехом жизни — Великий пост. Великий пост — жизнь человечества на земле после грехопадения. Но пришёл Христос и умер за нас, а затем воскрес и даровал нам жизнь вечную — Пасху! Отнеситесь же к празднованию Масленицы не как к языческому разгуляю, а как к христианскому празднику, который нужно проводить достойно: умеренно, не теряя человеческого облика, веселитесь, ходите в гости к близким и родным, вкушайте сыры и рыбу, да не забудьте о главном угощении Масленицы — блинах!

Ведь никакое другое блюдо русской кухни не сравнится с ним по популярности. Каждый день Масленицы имел свое название: понедельник называли встречею, вторник — заигрышем, среду — лакомкой, четверг — переломом или разгулом («широкая Масленица»), пятницу — тёщиными вечерями, субботу — золовкиными посиделками, воскресенье — проводами.

И блины были разные: гречишные, пшеничные, овсяные, просяные, ячменные и даже гороховые. Кушайте на здоровье, но помните, что писал великий русский писатель Владимир Иванович Даль: «В завершающий день Масленицы — Прощёное воскресенье заканчивается объедание и веселье, на ледяных горках разводят огонь, чтобы растопить лед. Это день очищения перед постом: все просят друг у друга прощения: «Прости меня, если виноват» — «И ты меня прости, как я тебя прощаю». — «Я тебя прощаю, пусть Бог простит"…

А назавтра — Великий пост…

http://www.rusdom.org/node/102


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru