Русская линия
Фонд стратегической культуры Наталья Масленникова27.02.2008 

Пробил час новой Косовской битвы

21 февраля 2008 г. в Белграде произошло событие небывалое. После одностороннего провозглашения «независимости» Косова народ сербский сошелся на свой самый настоящий Всесербский Собор, проходивший на улицах и площадях югославянской столицы. То было подлинное выражение воли народной, единый порыв сербства — и нынешнего, земного, и отошедшего, небесного. То говорил великий православно-славянский дух — дух Истины, Пути и Жизни, дух Христов. Народ решительно сказал нет лжи и лицемерию наглых дельцов от политики, нет насилию и террору, нет лукавству, нет подлому оскалу «отца лжи», нет антихристу. Ибо сердцевина искусственно созданной проблемы, над которой враги сербов и Православия трудились более полувека, — не экономика, не политика, не золотая монета. Сердцевина проблемы в том, что яростное, инфернальное дыхание диавола становится все гуще и тяжелее, что православные народы — русские, как и сербы, — все сильнее ощущают на себе его смрадное дыхание. Все труднее противостоять этому обжигающему человека ядовитому жару. Но — претерпевший до конца спасется. Это сознание веками укрепляло наши народы, и русских, и сербов, и болгар. Это сознание не раз в истории давало нам возможность стоять против врагов крепко, хранить веру христианскую. Жертвенное стояние за мир во всем мiре, за Истину, за Христа, поиск абсолютного добра, Богоискательство и Богоносность, исключительное неприятие лжи, лукавства и подлости, ханжества и лицемерия, бескомпромиссность в борьбе за Правду Божию, смирение и кротость, святой героизм и Любовь — вот приметы нашего православного духа, мужественного и скромного в красоте своей.

Эти дивные приметы отчетливо видим мы в нынешние мрачные дни на Балканах.

Замер Врачар… миллионы сербов во время молебна 21 февраля у храма св. Саввы внимали тихой молитве, возносящей пламя свое в ночное небо Белграда, и разверзала та молитва тьму, и твердили в едином порыве сердца: «Господи, помилуй, спаси народ сербский, не дай свершиться беззаконию», и казалось, то было дыхание и прошлого, и настоящего, и будущего. Предание говорит нам, что турки выкрали мощи св. Саввы Сербского и сожгли их здесь, на Врачарском холме, и развеяли по ветру, и было то в 1594 году, апреля 27 дня (ст. ст.). Но дух святителя разлит по всем сербским землям на Балканах, от Белой Крайны в нынешней Словении до монастыря Савины в Черногории, до Охрида в Вардарской Македонии, Славония и Босния, Герцеговина и Далмация, Воеводина…

Сегодня народ сербский расчленен, над ним вершится чудовищный геноцид, и это — продолжение целенаправленной политики, начавшей активно проводиться в жизнь с 1941 года. И вот пик трагедии — Косово, Святая Земля Сербская, пропитанная кровью братьев наших…

Замер Врачар… замерла Сербия, словно предчувствуя, что настал ее черед держать ответ перед Всевышним, перед своими святыми и святынями, перед миллионами предков своих, сложивших головы за Крест Честный и Свободу Золотую. Люди будто охвачены были высотой святосаввского духа, духа горячей молитвы к Господу, и казалось, сам великий святитель сербский архиепископ Савва воскрес в тот час февраля 21 дня 2008 года по Рождеству Христову и незримо сам творил молитву и вдохновлял слово архиереев сербских и согревал души печальные.

Замер Врачар… ибо снизошла тень великомученика царя Лазаря в тот день на поникшее стадо Христово, ибо пробил час новой Косовской битвы, ибо избрал вновь сербский народ, верный Косовскому Завету, путь в Царство Небесное…

Замер Врачар… замерло сердце православное, замерло сердце русское. Господи, спаси и сохрани люди Твоя, не дай свершиться беззаконию.

Сколько раз в истории сыны лжи пытали славянина, сколько терзали, сколько стремились порабощать, бесчестить и унижать нас!

«Но разве мы действительно рабы, мы Славяне? — вопрошал еще на заре XX века св. Николай Сербский. Разве с такой широкой душой можно быть рабом? Разве с идеалом всечеловеческим и с вдохновением апостольским может человек быть рабом, даже если его держали в цепях и душили в катакомбах? Разве рабы те, кто протягивает руку всему свету и предлагает братство и любовь всем? Те, кто говорит на языках всех народов и понимает страдание всех душ человеческих? Те, кто видит все, слышит все, изучил все, перечувствовал все и терпеливо дождался своего часа, чтобы теперь начать говорить? Разве мы рабы? Нет, господа. Мы не рабы, мы, до сей поры плотью пребывавшие в рабстве, — но те, чья душа и теперь находится в рабстве. Рабы — те, кто служит своей жажде властвовать над братьями своими. Рабы — те, кто избрал некий языческий идеал для своих целей, для своего благополучия. Рабы — те, кто свою свободу не может отделить от своего меча. Рабы — те, кто затевает и ищет кровавых расправ над другими народами. Они рабы по исконной терминологии рабства и свободы, они верные холопы отживших амбиций, презренных идеалов, отсталых представлений об истории и обскурантистской морали силы.

Но и за все это мы их не презираем, но печалимся о них. Обо всех наших мучителях мы только скорбим, потому что знаем, что триумф мучителей — это лишь преходящее, призрачное торжество. <…> Они нам бросили перчатку, и мы ее подняли. Наше Восстание они вызвали, они нас к нему подтолкнули. А мы завтра, когда исполнится поворот истории, больше всего хотели бы бросить им масличную ветвь и предложить им всеобщее братство — всеобщее братство и добрую волю. Да, всеобщее братство и добрую волю!"1

Вновь сегодня над миром нависла угроза войны, хаоса, смуты и смертоубийства… Господи, не дай свершиться беззаконию!

Помните, помните исполненные глубокого смысла слова великого английского поэта Джона Донна: «Нет человека, подобного острову, замкнутого в себе, каждый человек есть частица материка, частица целого… смерть каждого человека истощает меня, ибо я принадлежу человечеству, а потому никогда не спрашивай, по ком звонит колокол — он звонит по тебе». Как близка и понятна нам эта мысль, простая и мудрая. Православные славянские народы, умоначертание которых зиждется на святой идее жертвенности и любви, не раз спасали Европу от погибели, вставая живой стеной на ее рубежах. Но словно не слышит она, словно забыла и теперь будто не понимает — по ком звонит колокол… или слепые властители ее вновь ведут народы в бездну?! Тысячи ежедневных, суетливых забот поглощают душу современников наших, забывших о том, что они принадлежат единому богозданному человечеству, что священный закон Домостроительства Божия есть служение Творцу и любовь к ближнему своему, человека к человеку.

Замер Врачар… И после Косовского молебна миллионы сербов внимали слову владыки Черногорского Амфилохия. Казалось, тишина объяла Сербию, и только твердые и мерные глаголы пастыря пронзали ее.

Господи, не дай свершиться беззаконию!

Проповедь Митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия /Радовича/ на молебне за спасение сербского народа в Косове и Метохии перед храмом св. Саввы на Врачарском холме в Белграде 21 февраля 2008 года
Всечестный народ христианский, дорогие братья и сестры!

Сейчас мы стоим перед нашей святынею, пред ликом Бога Живаго и пред лицом Истины Его. Мы стоим здесь и перед ликами наших предков святых, перед ликом великомученика косовского князя Лазаря, великомученика Стефана Дечанского. Стоим здесь в судьбоносный час нашей истории, призванные свидетельствовать перед Богом, и людьми, и перед всеми народами Земли, вновь сказать и подтвердить, кто мы и что мы собою являем. Мы вновь осознаем, что все сербы — косовцы, что колыбель наша, колыбель народа нашего, место рождения нашего есть Косово и Метохия. Свидетельствуем, что на Косовом поле мы вписали себя в среду? зрелых исторических народов и благодаря Косову встроили себя в фундамент той, благородной Европы и всего честно? го мира Божьего и его народов.

Когда я говорю это здесь перед ликом Бога Живаго, перед ликом св. Саввы, нашего духовного отца, в ком душа наша встретилась со Христом и утвердилась в Нем, в вечной Божественной Истине, сие означает, что для нас Косово и Метохия не суть землеописание некоего пространства, но — топонимия, исполненная жизненного смысла, указывающая наше предназначение. Бу? ди и теперь свидетель, Христе Боже наш, великомучениче косовский Лазарю и святой Савво: ни за что на свете не смеем мы отречься от Печьской Патриархии2 и мощей святых архиепископов сербских, кои суть святейшая и могучая земельная крепость3 нашего народа и его бытия. Мы не можем отречься как народ, у которого есть свое место под солнцем, данное Богом, от святой раки святого короля великомученика Стефана Дечанского4.

Да будет и теперь и вовеки веков свидетелем нашим святая глава князя Лазаря5, что тверда наша вера перед Богом и перед людьми.

Теперь мать Юговичей6 — мать каждого из нас. А сестра всем нам знаменитая косовская девица7.

Не смей, сын мой, лжесвидетельствовать, даже если речь идет о брате твоем. Не смейте, нынешние властители мира, лжесвидетельствовать, когда речь идет о подельниках ваших, но отвечайте по Правде Бога Истинного. И теперь витязь Обилич8 спрашивает у каждого из нас: кто верный подвижник, а кто предатель. Вот здесь перед нами и вождь Карагеоргий9 и его потомок Александр Карагеоргиевич10, они свидетельствуют, что человек, что народ ничто без свободы и без собственного достоинства. Внимаем мы и Косовскому Завету, что посылает нам с Ловчена косовский обетник Негош11. Косово — это Страшный Суд. И сегодня в Косове судятся и сербы, и албанцы, и американцы, и англичане, и французы, которые ныне отрекаются от своего Виктора Гюго, от своего де Голля12.

В эти минуты в присутствии таких свидетелей мы должны объединить свои сердца волю народа, чтобы вместе едиными устами и единым сердцем сказать всему миру — и не только сейчас, но и завтра и послезавтра, и пока мы живы, и пока будет жив хоть один потомок сербского народа — сказать: Косово — зеница нашего ока, Косово — сердцевина нашего сердца, Косово — наш святой град Иерусалим, и мы не можем отречься от него, как не можем отречься от души своей и судьбы своей ни в земной жизни, ни в Божественной вечности.


Мы должны сохранить, братья и сестры, печать сербов в Косове и Метохии, месте грозном, где мы родились как народ, как Божий народ. А потому Косовский Завет предков мы несем в себе как предание, понимая, что народ теряет только то, от чего отрекается. Именно потому мы являемся народом историческим. Сербы немногочисленны и не могут влиять на важные события в современном мире, но разве из-за этого до? лжно отказаться от того, что мы народ великий по своему характеру и по своему историческому званию и призванию. Косово не может быть словом забвения ни для нас, ни для кого бы то ни было на свете.

Сегодня те, кто хочет вычеркнуть нас из истории, стереть с лица земли, отбирая Косово, говорят нам, что Косово — это уникальный случай. Так точно! Косово — это единственный случай, судьба Косова необычайна, но также невероятно и то, что теперь делают с ним, что хотели бы сделать на заре XXI века сильные мира сего. Все, что сегодня пытаются сделать с Косовом, все это может происходить только во время оккупации, время тирании и насилия. Как объяснить, что в зрелый период человеческой истории, когда существует ООН, Совет Безопасности, у которого есть свои полномочия, когда работает международное право и конвенции, твердящие о правах человека… как объяснить, что все это, эти права и эта правда имеют силу в любой точке Земного шара, для любого народа, для любого государства, но только не в Косове и Метохии? Да, Косово уникально. И там вершится суд, там выносится приговор всем державам нашей эпохи.

Сегодня, братья и сестры, односторонние и силой навязанные решения суть знак моральной дряблости и немощи, но не силы, знак доверия силе как крайнему способу разрешения людских споров и конфликтов, но не веры в Бога и Божию и человеческую правду, на которых покоится мир. Знает обо всем этом и Америка, и Европа, но не знают их властители. Мы принадлежим этой Европе с самого начала сложения своего самосознания, своей исторической зрелости и стремимся к единству с ее народами, достойному и равноправному. Но если цена, которую требует Европейский Союз, означает отречение от себя, от своей исторической памяти, отречение от Косовского Завета, который по природе своей есть Завет Новый, запечатленный не чернилами, но кровью нашего народа, означает отречение от собственного достоинства и вместе международного порядка, на котором зиждется мир, воскрешенный после трагедии Второй мировой войны, то мы как народ не признаем такую цену. И никогда ее не признавали! И до царя Лазаря и после него до 41-го года. И до сего дня мы не согласны на такое вымогательство, не согласны с призывом растоптать — нет, не свое достоинство, но правду, которая хранит страны и города, растоптать достоинство всех государств и народов мира. Этого мы не можем себе позволить. И сегодня мы собрались здесь по этой святой причине, чтобы защитить честь и благообразие, свободу, себя и достоинство не только свое, но и достоинство униженной Европы. Никогда Европа не была более униженной, чем ныне. Никогда Соединенные Штаты Америки не были более униженными, чем ныне, когда растоптали сами себя неслыханной ложью и таким насилием над честным народом и над его достоинством.

Стоя перед Богом, перед Святынею, распрямим спины и вспомним, что было сказано в 1941 году и уготовано нам как косовское предначертание: «Если нам суждено жить, то жить свободными. Если же суждено умереть, то умереть за свободу». И не только за свою и нашего Косова и Метохии, но за свободу каждого честного человека и каждого честного народа на Земле.

Да возвернёт Господь разум сильным, которые сегодня своими решениями позорят свои народы, растаптывая правду и честность. А нам дай, Боже, верность святому Косовскому Завету, нашему человеческому и национальному достоинству, верность святым ракам архиепископов печьских, святого короля Стефана Дечанского и святого великомученика косовского Лазаря. Их молитвами, Господи, укрепи народ наш в истине и добре и просвети всех людей и все народы, и да живут они по правде, в мире и в Божией милости.

Я бы хотел еще просить, чтобы мы разошлись так же, как и собрались подле этой святыни в мире Божием. Мирно разошлись. Я бы просил всех кто сегодня собрался здесь, в столице нашей, показать, что мы народ полный достоинства, что мы народ, который не рушит, не разоряет, но строил веками и ныне созидает и свою душу, и свое достоинство, и свое будущее. Итак, в мире Божием, с молитвой Богу, да сотворит Он то, что мы, люди, не можем, сотворит с нами и среди нас и с народами земными. И да свидетельствуем еще раз, что мы поистине потомки великомученика косовского Лазаря и всех тех, кто жизнью своею жертвовал за ближнего своего и за Отечество. Да благословит вас Бог и да подарит вас всеми благами небесными и земными.

Аминь. Подай Господи!

* * *

На Всесербский Собор в Белграде сошлись не только более половины жителей столицы, но съехались сотни тысяч сербов изо всех сербских земель на Балканах, дабы изъявить свободно свою народную волю. Да услышит их Бог, и да внемлем все мы дыханию Творца. Не дай, Боже, свершиться беззаконию!



1 Велимировић Николаj. Сабрана дела. У 13 књ. Химелстир, 1983−1986. Књ. 3. С. 44−45.

2 Еще во времена сербского царя Душана Сильного (1331−1355) в 1346 г. в его столице Скопле был созван Собор, на котором в присутствии болгарского патриарха, греческих митрополитов и других церковных лиц был избран первый сербский патриарх св. Иоанникий († 1349, память 3 сентября). Резиденцией для патриархии был избран монастырь свв. Апостолов на окраине города Печь (на Косовом поле), почему патриархия и получила название Печьской.

3 Акт на владение землей.

4 Св. король Стефан (1274/76−1336) вместе со св. Саввою и св. князем Лазарем образует дивную триаду святости, благородства и самопожертвованья, рожденную сербским народом. В благодарность Господу за исцеление от слепоты построил храм Дечанский (монастырь Дечаны в Косове), одно из редчайших творений сербско-византийского зодчества и один из самых знаменитых памятников сербского благочестия.

5 «Войско Лазаря сражалось защищая Христианство, защищая Отечество, защищая Балканы. Войско Мурата билось за диктат ислама, за диктат владычества, за диктат рабства и бессловесности. Может ли возникнуть сомнение, чья цель в борьбе и смысл страдания были справедливее? Как же в таком случае Лазарь мог быть побежден? Нет, он не был побежден. Его [отсеченная] окровавленная глава, катясь по Косову, написала смертный приговор лжепобедителям. Воистину, никогда смерть не оправдывает своего существования в такой мере и не выказывает столь красоты и благородства в себе, нежели, в то мгновение, когда принимает в свои объятия человека как жертву за нечто большее, чем его неприметная жизнь. Смерть тогда теряет свое острие, раздирает свою темную завесу и становится в ряд с жизнью. И сие есть прикосновение к главному нерву христианской религии» (Велимировић Николаj, епископ. Сабрана дела. У 13 књига. Химелстир, 1983−1986. Књ. 9. С. 351−352).

6 Легендарная героиня Косовского предания, потерявшая в битве с турками (1389) девятерых сыновей и мужа и умершая от горя. «Правый Боже, чудо совершилось/ Как на Косово сходилось войско,/ Было в войске Юговичей девять/ И отец их, Юг-Богдан, десятый./ Юговичей мать взывает к Богу,/ Просит дать орлиные зеницы/ И широкие лебяжьи крылья,/ Чтоб взлететь над Косовым ей полем/ И увидеть Юговичей девять/ И десятого Богдана Юга… («Смерть матери Юговичей». Перевод Анны Андреевны Ахматовой).

7 Героиня одноименной песни Косовского цикла, символ глубочайшей печали и милосердия.

8 Воевода Милош Обилич в Косовской битве нанес смертельную рану султану Мурату.

9 Георгий Черный Петрович (14. XI. 1768−25. VII. 1817), Карагеоргий — народный герой, вождь Первого Сербского восстания (1804−1813), положившего начало национальному возрождению и освобождению от турецкого ига. Основатель династии Карагеоргиевичей. В Белграде, на Врачарском холме, перед храмом св. Саввы установлен памятник Карагеоргию.

10 Принц Александр Карагеоргиевич (17. VII. 1945) — сын короля Петра II Карагеоргиевича, в настоящее время живет в Белграде, принимал участие в манифестации и молебне 21 февраля 2008 г.

11 Петр II Петрович Негош (1813−1851) — величайший сербский поэт, мыслитель; правитель Черногории с 1830 г., митрополит. Похоронен на горе Ловчен (1660 м) в Черногории.

12 Шарль де Голль (1890−1970) — президент Франции в 1958—1969 гг.; в 1940 г. основал патриотическое движение «Свободная Франция», примкнувшее к антигитлеровской коалиции; после войны основатель и руководитель партии «Объединение французского народа»; в годы его правления Франция вышла из военного блока НАТО.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1242


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика