Богослов. Ru | Валерия Ефанова | 27.02.2008 |
XII Всемирный Русский Народный Собор, Собор детей и молодежи «Будущие поколения — национальное достояние России» стоит в ряду важнейших общественно-политических и культурных событий 2008 года.
Хотя сейчас, через очень небольшое время по окончании этого форума еще сложно оценить, какое влияние его решения и инициативы окажут на российское общество, но уже можно проанализировать то, как это событие отразилось в отечественных СМИ, что именно захотели и смогли журналисты и аналитики услышать из того, что намеревались сказать обществу участники Собора, и что, таким образом, будет реально донесено до аудитории. Следует также иметь в виду, что реакция СМИ на Собор — это в первую очередь оценка обществом церковных инициатив и самой Русской Православной Церкви, поскольку с момента создания и по сегодняшний день Главой Собора является ее Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Реакцию СМИ можно разделить на негативную, скептическую, нейтральную и положительную. В целом в СМИ, в том числе и в церковных, закономерно преобладает нейтральный подход: изложение фактов без эмоциональной оценки события.
Четко выраженное негативное отношение предсказуемо проявляется в СМИ, с подозрением относящихся к Русской Православной Церкви и ее инициативам. Поводом для критики становятся как заявления участников Собора, так и нейтральные явления, которым журналисты сами придают отрицательную окраску, используя иронию и сарказм, в том числе и для того, чтобы продемонстрировать читателю свою «подкованность» в вопросе. Водораздел неприятия проходит в области критики Церкви пороков современного общества (тема «гражданский брак») и её попытки влияния на будущее России (будь то молодежные движения или образовательные программы, в том числе преподавание религиозных дисциплин в светской школе).
Анализ посвященных Собору новостных и аналитических материалов российских СМИ рационально начать с рассмотрения заголовков: ведь именно в них заключена квинтэссенция представляемой информации. Заголовок определяет, будет ли прочитан материал, но в то же время заголовок существует в информационном пространстве печатных и сетевых СМИ как отдельная единица смысла, формируя общий информационный фон того пространства, в которое попадает любой читатель периодики. По заголовкам осуществляется поиск и статистический учет информации, и, кроме того, заголовки дают возможность отследить сколько, какие конкретно ресурсы отреагировали на событие и как именно они отреагировали.
Анализ заголовков прессы за 19−23 февраля показывает, что наибольшее внимание журналистов привлекло следующее:
Во-первых, сам факт проведения Собора (к примеру, Эхо Москвы: «Сегодня в Москве открылся Всемирный Русский народный собор» и др.).
Во-вторых, ориентация Собора на молодежь. Это, кстати, дало наибольший резонанс и полярность заголовков.
Радио Маяк: «Молодежь — это энергетический ресурс», «На Русском соборе молодежь представит свои проекты», Новая политика: «Алексий II: молодёжь несчастна, так как уязвима перед ложью», Избранное: «Требуются чада», JesusChrist.ru: «Алексий II призывает школу и СМИ помочь молодежи стать гордостью страны», Страна.ру: «Собор посвятили молодежи», «Всемирный русский собор предложил законы о нравственной защите детей» Независимая газета: «Крестовый поход детей», «РПЦ призывает молодежь жить идеалами прошлого», Коммерсантъ: «Молодежь посылают от греха подальше», РБК: «Спасти русскую молодежь… Решили власти страны», КМ-News: «Русский собор собирает крупнейший форум молодежи», «Какая идея сегодня способна объединить молодежь?», Интерфакс Религия: «В Московском патриархате призывают сделать воспитание молодежи общенародной задачей», Портал Кредо: «Детский Собор с недетским лицом. XII ВРНС проигнорировал собственно церковную молодежь, рассмотрев проблемы молодежи в целом на государственном уровне».
В-третьих, важное место уделялось статусу Собора: его представительности, месту проведения и отношения к нему Президента России.
Так, Газета.ру устами Эли Вермишевой сообщает: «В зале помимо множества студентов, курсантов военных училищ, молодых эмчеэсовцев и спортсменки-депутата Светланы Хоркиной, были замечены глава Российского союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский, представители Русской православной старообрядческой церкви. Ее глава митрополит Корнилий на форум не приехал (как говорили в кулуарах, устав от упреков в свой адрес по поводу чрезмерного общения с РПЦ). Представителей католиков увидеть также не удалось. Впрочем, и православных иерархов на форуме оказалось намного меньше, чем обычно. Впервые в истории ВРНС большинство участников форума составили молодые люди, прибывшие из провинции».
В то же время для региональных СМИ информация об участниках Собора, прибывших из регионов или представителях иных религиозных организаций представляет особый интерес.
ГТРК Саратов: «Делегацию на Всемирном Русском Народном Соборе возглавил Владыка Лонгин», Юга.ру: «Делегация из Адыгеи участвует во Всемирном русском соборе», Своё: «Куряне приняли участие в русском народном соборе», Комсомольская правда: «Десять юных владимирцев примут участие в Соборном съезде детей и молодежи», Российский Союз ЕХБ: «Главы Протестантских конфессий посетили открытие XII Всемирного русского народного собора» и т. д.
Журналисты, цитируя послание Владимира Путина участникам Собора, отмечали и то, что заявление о личном участии в Соборе Президента России не подтвердилось. Однако и это не помешало авторам ежегодного доклада Института свободы совести (ИСС) «Свобода совести в Российской Федерации» за 2007 год, заявить, что «Обращения Путина к участникам Всемирного русского народного собора — антиконституционно» (Каспаров.Ru)
Свое развитие тема власти и близости к власти, по крайней мере в географическо-территориальном ключе, находит во всех размышлениях журналистов о месте проведения Собора.
Газета.Ru: «В Кремле открылся народный собор», Радио Маяк и Московский комсомолец: «В Кремле открывается Всемирный русский народный собор». Время новостей: «Само мероприятие проходило не в храме Христа Спасителя, как обычно, а в Государственном Кремлевском дворце — как заметили устроители собора, в непосредственной близости от центра принятия политических решений».
Сергей Балмасов (NewsInfo): «Значимость событию придавал тот факт, что происходило оно не где-то, а в Государственном Кремлевском дворце, помнящем суровые партийные съезды».
В интервью Кремль.орг Дмитрий Володихин говорит: «Важно то, что Собор получил достаточно высокий официальный статус, он открылся в Государственном Кремлевском дворце, где было оглашено приветствие Владимира Путина».
Внимание журналистов, кроме всего прочего, привлекло участие в Соборе и выступление на нём митрополита Лавра. (РИА Новости: «Глава Русской зарубежной церкви приедет в Москву», Московский корреспондент «Митрополит Лавр стал главным соотечественником», Русская линия: «Митрополит Лавр призвал активнее проповедовать среди детей русских эмигрантов» и др.)
Но (и это четвертая тема нашего обзора) основные силы отечественной аналитической публицистики были брошены на освещение главной темы Собора: перспективам работы Церкви с молодежью.
Коммерсант: «В РПЦ не скрывают, что воцерковление молодежи сегодня — одна из наиболее актуальных проблем православной церкви… Время для омоложения паствы РПЦ выбрано удачно. Вектор государственной молодежной политики, по признанию политологов, после парламентских выборов в России изменился: перед молодежными объединениями больше не ставится задача уличной борьбы с оппозицией и предотвращения „оранжевой“ угрозы. „Ъ“ сообщал, например, о реорганизации прокремлевских движений „Наши“ и „Молодая гвардия“, которые лишились остро-политической составляющей и перешли к социальным программам. На этом фоне шанс войти в молодежный сектор получили новые общественные организации: об объединении молодежи под военно-патриотическими лозунгами уже объявило РОСТО (ДОСААФ).Опыт единения молодежи под эгидой церкви до сих пор проходил по модели политических организаций, то есть молодежный актив использовался преимущественно в публичных акциях протеста церковных радикалов……в массовом единении молодежи под знаменами церкви сомневаются социологи. Станислав Белковский…: „Эффективных форм диалога с молодежью у церкви нет. С одной стороны, она воспринимается как придаток власти. С другой — звучавшие на соборе послания молодежи вряд ли вызовут у нее что-либо, кроме отторжения. В церковной среде есть группы прогрессивных священников, чьи проповеди бывают очень эффективны. Но эти люди не доминируют в церковной иерархии и не влияют на ее повестку дня“».
Павел Круг (Независимая газета): «…Нынешний форум будет существенно отличаться от 11 предыдущих и призван наладить диалог между разными поколениями россиян, в том числе помочь найти общий язык с молодежными субкультурами».
Другая статья того же автора: «Невольно возник вопрос — какое отношение все это имеет собственно к Русской православной церкви? Ответ довольно прост: таким образом РПЦ старается разговаривать с молодым поколением на одном языке. Недаром митрополит Кирилл на пресс-конференции накануне употребил обычно презираемое в православной среде слово „тусовка“. Если совсем кратко, то у нынешней тусовки, то есть XII Всемирного русского народного Собора, одна цель: внушить молодежи, ищущей „сделать жизнь с кого“, что „православие — это круто!“».
Время новостей: «Церковь, уже сформулировавшая свое отношение к правам человека и социальной справедливости, в нынешнем году решила определиться с тем, как ей относиться к племени младому и незнакомому».
И все-таки подчеркнем, что даже скептически настроенные в отношении Церкви СМИ доносят до читателя и основные высказывания и Святейшего Патриарха, и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, и других
Избранное: «Всемирный русский народный собор, открывшийся сегодня в Кремлевском Дворце съездов, впервые займется обсуждением молодежных проблем и связи поколений… Обращаясь к молодым, Патриарх призвал их взять на себя ответственность за будущее страны и помнить, что именно им „вручается судьба страны и народа“».
РБК: «Необходимость пересмотреть стратегию и тактику работы с молодежью назрела давно. В пользу этого говорили и вынужденная реструктуризация, и изменение формата массовых молодежных движений «Наши» и «Молодая Гвардия «Единой России», которые оказались способными выполнять лишь локальные предвыборные задачи, но глобально влиять на положение дел и настроения в отечественной молодежной среде не смогли. Традиционные моральные ценности — инструмент гораздо более универсальный и действенный. И именно с этим связано доверие властных структур к ВРНС в вопросе выработки новой молодежной идеологии. Стоит заметить, что организатором и главным идейным вдохновителем Собора, как и в прошлые годы, является не светский, а религиозный институт — Российская православная церковь».
Владимир Легойда в интервью Литературной Газете: «Тема «Будущие поколения — национальное достояние России» и тот факт, что большинство участников составят молодые люди, кажутся мне чрезвычайно важными, знаковыми и очень правильными. В череде тех сложных неоднозначных событий, которые происходили в нашей стране последние двадцать лет, мы в большинстве случаев занимались тактикой выживания. Решение сиюминутных, в том числе и насущных, потребительских проблем нередко выходило на первый план и для государства, и для общества. Но без взгляда в будущее нет настоящего. И совершенно очевидно, что если мы хотим всерьез говорить о возрождении России, то мы должны выстроить стратегию этого возрождения».
Елена Яковлева (Российская газета) стремиться привлечь внимание к тому, что в России, несмотря ни на что успешно действует немало удачных молодежных проектов: «Каким-то чудом такие правильные волонтерские центры, патронируемые властью и спонсорами, образовались и выжили и теперь вот выходят на свет общего внимания. Потому что доселе они все как-то оказывались в «белом пятне» публичного зрения — ну, действительно, ничего приковывающего внимание: правильные дети, радостное общение, азарт хорошего дела, никто никого не жжет на «вечном огне» и не агитирует убивать иностранных студентов».
Пятое. К сожалению в СМИ представлена информация далеко не о всех работавших во время Собора творческих площадках. Больше всего внимание журналистов привлекло:
Обсуждение доктрины «Молодое поколение России». Юлия Зайцева (Благовест-инфо): «Молодежная доктрина была создана коллективом авторов (около 40 человек) под руководством заместителя председателя правления фонда «Русский предприниматель» Виталия Аверьянова, который незадолго до этого презентовал в Отделе внешних церковных связей подобный концептуальный документ — «Русскую доктрину». Ее логическим продолжением стала концепция «Молодое поколение России», в которой, согласно аннотации, представлен «перспективный взгляд на создание в России масштабной системы нравственного воспитания, гармоничной социализации, приобщения молодого поколения к базисным национальным ценностям».
Выступление председателя Союза православных граждан Валентина Лебедева было посвящено миссионерской работе с молодежью. Он резко критиковал суждение о том, что Церкви не нужна активная проповедь среди молодежи. Напротив, необходимо научиться разговаривать с молодежью на одном языке, принимать ее «как есть», включая тех, кто склонен к «экстремальным формам национализма». Таких радикалов надо воцерковлять, используя их энергию в целях созидания. «Важно… не мешать или хотя бы не травить тех немногих священников (а это есть), которые умеют работать в с молодежью», — подчеркнул В.Лебедев. Необходимо взять на вооружение опыт современных православных и инославных зарубежных молодежных движений и даже «оранжевых» движений, «сетевых молодежных структур наших политических противников типа «Поры» с тем, чтобы использовать его в работе с «дружескими» организациями — «Местными», «Нашими». Митрополит Кирилл согласился, что воцерковление радикальной патриотической молодежи — это «единственный путь снять с повестки дня саму тему радикалов».
Многие участники обсуждения поднимали вопрос о необходимости широкого распространения идей представленной доктрины в молодежной среде. Необходимо централизованно проводить эту работу, создав своеобразную «фабрику мечты», чтобы молодежь была увлечена «образом светлого будущего», считает биолог Андрей Алексеев».
Показ женской православной одежды, проходивший в рамках Собора. Российская газета: «В Москве показали модную одежду для православных», Новые известия: «В Москве прошло православное дефиле», РБК: «Гламуру сказали «нет»», Благовест-инфо: «Презентация модной одежды для православных женщин состоялась в рамках XII ВРНС», Патриархия.ru: «На ВРНС состоялся показ «Женская мода в рамках православных традиций»», Независимая газета: «Компьютеры и сарафаны». Борис Клин (Известия), правда, отмечает: «…среди приглашенной молодежи далеко не все казались воцерковленными. Во всяком случае, девушки были в джинсах, брюках, некоторые — с голыми пупками. Юбки сильно выше колен надели даже прекрасные представительницы военных учебных заведений. А уж в платках были только монахини и манекенщицы, демонстрировавшие образцы православной моды».
Интерес Русской Православной Церкви к компьютерным играм… Аргументы и факты: «На молодежном Соборе представили новую компьютерную игру «Правда о 9-й роте»», Страна.Ru: «На Всемирном русском соборе обсудили пользу компьютерных игр», Игры@Mail.Ru: «Русская Православная Церковь одобрила видеоигры», DTF.Ru «Xbox 360 в Кремле», Lenta.ru: «Участников Русского народного собора посадили за Xbox 360», Народное радио: «В компьютерные игры для молодежи будет внедрен вирус «механизма добра»», Религия и СМИ: «Участники XII Всемирного русского народного собора призвали создавать добрые компьютерные игры», Вечерняя Москва: «Чему учат религиозные компьютерные игры?».
…и фантастике. Интерфакс Религия: «В Русской церкви призывают православных преодолеть скептицизм в отношении фантастической литературы», Религия и СМИ: «Иеромонах Серапион (Митько): «Именно в рамках фантастики возможно формирование образца позитивного национального будущего»».
В связи с этим звучат и упреки в популизме:
Московский комсомолец: «Вчера в Москве открылся XII Всемирный русский народный собор. Проблемы, которые планируется обсудить, в общем, были бы понятны: образование, привлечение молодежи в науку и госуправление, вопросы семьи и воспитания… Если б не неожиданная тематика двух «круглых столов», запланированных на сегодня: фэнтези и компьютерные игры.
Очевидно, РПЦ вновь, ставя перед собой задачу взаимодействовать с молодежными субкультурами, оказывается в опасности пожертвовать качеством проповеди ради количества людей, которым она будет доступна. Не становится ли эта потеря потерей смысла?
Вообще, в последнее время ряд представителей Церкви выступал с достаточно смелыми, мягко говоря, миссионерскими инициативами. Всегда находились те, кто указывал на то, сколь сильно содержание проповеди зависит от ее формы, но, похоже, тенденция к популяризации одерживает верх…».
Ключевым для журналистов стал вопрос о гражданском или пробном браке. Это вызвало также широкую дискуссию в блогах и, что примечательно, на нескольких светских женских сайтах, ранее не интересовавшихся происходящим на Соборе (Клео.ру, MyJane — причем судя по заголовкам, их интересует актуальная для феминистского движения тема «унижения достоинства личности»). Звучала тема недопустимости вмешательства Церкви в «личную жизнь людей», но многих интересовала и юридическая сторона вопроса, защищенность сторон в официальном браке.
Эхо Москвы: «Резкой критике подвергли институт гражданского брака глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл», NewsInfo: «Церковь против гражданского брака: добро или зло?», Комсомольская правда: «Митрополит Кирилл осудил «пробные» браки», Клео.ру: «Гражданский брак — это унижение?», MyJane: «Гражданский брак унижает человеческое достоинство?», Долговой фактор: «Православная церковь осудила неоформленные межполовые отношения», Metro-Russia.com: «РПЦ осудила гражданские браки», Yoki.ru «Церковь осуждает моду на гражданские браки», Одинцово-инфо: «Давайте обсудим: гражданские браки — «за» и «против»». Общая газета.ру: «Московский патриархат высказался против гражданских браков», Избранное: «Церковь против сожительства», Правда.ru: «РПЦ осудила практику гражданских браков». О том же Страна.ру, Интерфакс и NewsRu.com, РИА Новости и др.), Топмедицина: «Русская православная церковь разрушает семьи», ForumMsk.ru «В Кремле монахи решили учить россиян особенностям интимной жизни», Новый взгляд на Хакасию: «Православная церковь хочет залезть к россиянам в постель».
Упомянутые выше издания для обоснования своей точки зрения (допустимость отношений вне брака) приводят мнения многочисленных экспертов и врачей. Причем священник экспертом в области семейных отношений не признается.
Новый взгляд на Хакасию: «Психологи, социологи и медики в один голос утверждают, что пробный брак — штука во всех отношениях полезная. Только определенный срок совместной жизни дает людям возможность понять, насколько они подходят друг к другу….брак — это действительно священное таинство, в которое посторонним лицам лезть не следует. Даже если эти лица имеют церковный сан».
Сергей Балмасов (NewsInfo): «По мнению врач-сексолога, профессора института психоанализа при МГУ Александра Полеева, гражданские браки — удел образованного населения. У рабочего класса по-прежнему более популярны законные. «Все начинается с больших городов, а в Москве сейчас как раз все большую популярность приобретают гражданские браки. Пройдет несколько лет, и эта тенденция охватит всю Россию. Россия отличается от Запада тем, что там не опасаются за совместно нажитое в гражданском браке имущество. Для них достаточно того, что был факт совместного проживания. В России гражданский брак в юридическом смысле не значит почти ничего».
Топмедицина: «Выступление митрополита Кирилла 20.02.08. на XII Всемирном русском народном соборе о гражданских браках входит в противоречие с мнением ученых, высказанным в тот же день на 6 Российском научном Форуме «Мужское здоровье и долголетие»».
Избранное: «По наблюдениям социологов американского центра контроля и предотвращения болезней, у тех, кто находится в гражданском браке, вероятность сберечь отношения гораздо выше, если они по-прежнему не будут регистрировать свой союз».
В связи с этим Церковь обвиняют в корысти:
Сергей Балмасов (NewsInfo): «С другой стороны, понять митрополита Кирилла в его стремлении направить молодежь под церковный венец можно — ведь в таком случае она не утаит заветную денежку под подушкой и не потратит ее на сомнительные удовольствия в зарубежных странах, а понесет её в церковную копилочку».
Используется классическая апелляция к Конституции и критика личности оппонента:
ForumMsk.ru: «Согласно Конституции РФ церковь в нашей стране отделена от государства, но мне кажется, что она давно уже приблизалась к этому государству на опасно близкое расстояние, — прокомментировал событие главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов…
«Ну, а рассуждение митрополита о сущности брака — это вообще какой-то средневековый запредел, — продолжил Анатолий Баранов… Ну откуда митрополит, то есть МОНАХ может что-то знать об интимных отношениях, если ему даже думать о них — грех?».
Оставшиеся темы, прозвучавшие в СМИ:
Резолюция по Косово. Агентство национальных новостей: «Всемирный русский народный собор призывает помочь сербским братьям», Интерфакс-Религия: «Всемирный русский народный собор призывает помочь сербам Косова и не допустить косовского сценария в России», Независимая газета: «РПЦ не признает независимость Косово», NEWSru.com: «Всемирный русский народный собор принял резкую резолюцию по Косово».
Законодательная инициатива по защите детей и протест против призыва священников в солдаты. Причем о последнем упомянули только Русская линия, Правая.ру и КМ-News.
О степени восприятия СМИ результатов Собора можно судить также по следующему по следующему предельно краткому новостному сообщению.
Радио Маяк. В Москве завершилась работа Всемирного русского народного собора: «Всемирный русский народный собор призывает к борьбе с безнравственностью в молодежной среде. Об этом говорится в резолюции Собора, завершившего сегодня свою работу в Москве».
Остается надеяться, что одним призывом ни восприятие обществом Собора, ни дальнейшие действия его участников не ограничатся.
Источники
Газета.ru, 20 февраля: В чем сила, брат? Эля Вермишева
Каспаров.ру, 21 февраля: Эксперты: Обращения Путина к участникам Всемирного русского народного собора — антиконституционно.
Московский комсомолец, 21 февраля: Церковь отправляется на Марс. Споют ли рэп российские священнослужители? Егор Соколов, Вера Копылова
Коммерсант, 21 февраля: Молодежь посылают от греха подальше. Юлия Таратута, Иван Тяжлов
Портал Кредо, 22 февраля: Детский Собор с недетским лицом. XII ВРНС проигнорировал собственно церковную молодежь, рассмотрев проблемы молодежи в целом на государственном уровне. Роман Лункин
Избранное, 20 февраля: Требуются чада. Русский народный собор перешел от богатства и бедности к отцам и детям.
Независимая газета, 20 февраля: Митрополит Кирилл ставит на молодежь и предостерегает Россию от военного конфликта из-за Косово. Павел Круг
Независимая газета, 20 февраля: Компьютеры и сарафаны. Православные интеллектуалы взялись за молодежь. Павел Круг
Время новостей, 21 февраля: Святые отцы и дети
Русский народный собор осудил гражданские браки и тлетворное влияние Интернета. Михаил Мошкин
Благовест-инфо, 22 февраля: Обсуждение доктрины «Молодое поколение России» состоялось на XII Всемирном русском народном соборе. Юлия Зайцева
Вести, 22 февраля: Всемирный русский Собор предложил законы о нравственной защите детей.
РБК, 20 февраля: Спасти русскую молодежь… Решили власти страны. Николай Ивашов
Литературная газета, 21 февраля: Если бы молодость знала. На вопросы «ЛТ» отвечает главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда.
Российская газета, 21 февраля: Собор созвал молодежь. В Москве открылся XII Всемирный Русский Народный Собор. Елена Яковлева
Известия, 21 февраля: Молодым открыли смысл жизни и секса. Борис Клин
Молодая гвардия Единой России, 22 февраля: Наша идеология — служение России! Молодогвардейцы о Всемирном русском народном соборе.
Кремль.орг, 22 февраля: Церковь и молодежь. Дмитрий Володихин
Русская линия, 22 февраля: «Стать поколением героев — значит победить» Приняты документы XII Всемирного Русского Народного Собора…
Избранное, 20 февраля: Церковь против сожительства. Митрополит Кирилл осудил гражданские браки.
NewsInfo, 21 февраля: Церковь против гражданского брака: добро или зло? Сергей Балмасов
Клео.ру, 21 февраля: Гражданский брак — это унижение?
Долговой фактор, 21 февраля: Православная церковь осудила неоформленные межполовые отношения
ForumMsk.ru, 21 февраля: В Кремле монахи решили учить россиян особенностям интимной жизни.
Новый взгляд на Хакасию, 21 февраля: Православная церковь хочет залезть к россиянам в постель
Топмедицина, 22 февраля: Русская православная церковь разрушает семьи.