Радонеж | Священник Георгий Максимов | 27.02.2008 |
Причём, речь идёт даже не о 1244 резолюции Совбеза ООН или каких-либо иных человеческих установлениях. Всё гораздо серьёзнее. Речь идёт о попрании закона Божиего.
Начало было положено ложью, которую обильно распространяли о сербах те страны, которые теперь признали «албанское Косово», приписывая им геноцид и немыслимые зверства над мирными албанцами. Позднее официальные комиссии этих же стран признали, что ничего подобного не было, но до этих заключений уже никому не было дела.
Затем эту ложь избрали как предлог для нового беззакония: вымышленные убийства мирных жителей стали поводом для настоящих убийств мирных жителей. Под бомбами погибли тысячи сербов (и не только их), в том числе маленьких детей.
Затем благодаря бомбёжкам наступил настоящий геноцид — с расстрелами, убийствами, изгнанием сотен тысяч людей, пытками над священниками, разрушением и осквернением сотен храмов и монастырей. И, как толика, маленький документальный срез опустившгося на Косово кошмара — фотографии, где улыбающиеся албанцы позируют с отрезанными сербскими головами, тела расстрелянных детей, изуродованные фрески Христа с выколотыми глазами и груды обломков на месте средневековых храмов…
А теперь всё это ряд сильнейших государств мира легализовали как допустимый способ достижения политических интересов. И «простое» совершение беззакония есть грех, но оправдание беззакония — грех тягчайший. Это прямой вызов Тому, Кто заповедовал: не лжесвидетельствуй, не убий, не укради…
Знающие люди рассказывали, что если любого серба спросить, кому принадлежит Косово, он ответит: «Богу и сербам».
Ныне беззаконники унизили сербов и бросили вызов Богу. И тем сташнее, что ответственность за это ложится на весь народ, который избрал правителей, совершивших зло, и взрастил советников, которые помогали составлять план к осуществлению злодейства, журналистов, которые оправдывали его, учёных, которые разрабатывали бомбы, рабочих, которые делали их на заводах, пилотов, которые сбрасывали их на невинных людей.
Всех, кто участвует в этом беззаконии или хотя бы одобряет его, можно только пожалеть, ибо они собирают горящие угли на голову свою в день Суда. Ибо не человек, а Бог предупреждает: «Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей» (Ис 13:11).
Но гораздо большая скорбь охватывает при мысли о жертвах этого злодеяния, наших единоверных и единокровных братьев. Русское сердце отзывается болью на страдания сербского народа. И тем сильнее и горше эта боль, что есть и наша вина в произошедшем беззаконии. Слава Богу, мы не участвовали в нём и не оправдывали его, но мы могли предотвратить — и не предотвратили.
Если бы весной рокового 1999 года у тогдашнего президента России и его окружения хватило воли заявить, что в случае агрессии против Сербии, Россия выступит на её стороне, то никакой войны бы не было.
Если бы летом 1999 года после знаменитого марш-броска на Приштину у тогдашнего главы нашего государства хватило бы воли исполнить то, что он гласно обещал на всю страну — что Россия берёт под свой контроль треть Косово с Приштиной «и на меньшее не согласится» — не последовало бы геноцида и изгнания сербов, а сейчас не было бы и объявления независимости.
Но тогда на переговорах всё сдали. То, что наши солдаты, которых косовские сербы встречали цветами как освободителей, уже взяли — наши политики сдали! Это был наш величайший национальный позор в новейшей истории, и только последовавшая вскоре победоносная вторая чеченская как-то загладила и отстранила его в народной памяти.
А несколько лет спустя Россия вовсе вывела всех своих солдат из Косово. Кажется, это подавалось как протест против каких-то некорректных действий натовцев. Но косовские сербы не без оснований восприняли это как-то, что русские их снова бросили. В любом случае, от этого решения пострадали вовсе не натовцы, а сербы, которых наши солдаты достойно защищали.
Конечно, были и русские добровольцы, защищавшие Сербию в этой войне, и русские рабочие, помогавшие восстанавливать разбомбленные здания. На деньги России сооружён временный лагерь, где до сих пор живут многие косовские беженцы. Была и поддержка сербских детей из Косова, и молитвы во всей Русской Православной Церкви, и визит Московского Патриарха в Белград, и политическая поддержка Сербии по косовскому вопросу, и многое другое, чем русский народ ясно выразил своё отношение к этой беде, не оставшись ни равнодушным, ни безучастным.
В новейшей истории Косово уже дважды выходило из состава Сербии и дважды возвращалось. Вернётся и в третий раз. Даст Бог, мы увидим это.
К тому есть и некоторые объективные предпосылки.
Во-первых, у сербского народа есть чувство собственного достоинства и величайшее упорство, которому не грех поучиться и нам. Именно благодаря этому упорству сербы всё-таки остаются в Косово, живя порой в нечеловеческих условиях. И не только остаются, но и возвращаются! Несколько лет назад — к слову, при финансовой поддержке России, — значительная группа сербских беженцев вернулась в Косово, и два населённых пункта снова стали сербскими. За последние восемь лет православное монашество в Косово переживает небывалый расцвет — сербские монахи идут сюда, и хотят подвизаться именно здесь.
Во-вторых, у сербов, как и у большинства европейских народов, сильна историческая память. И они никогда не забудут того унижения, которому их подвергли беззаконники. И дело даже не в том, что на Косово с XIV века располагалался патриарший трон, что здесь главнейшие национальные святыни, что здесь состоялась ключевая для истории и самосознания народа битва 1389 г. К сожалению, далеко не все современные сербы являются верующими людьми. Но все они ясно увидели, что их волей и их мнением цинично пренебрегли — здесь и сейчас. Признание независимости Косово — это плевок в душу каждого серба, и никто из ныне живущих сербов не забудет этого.
И византийские святые, и русские, говоря о постигших государство бедах и поражениях, неизменно объясняли: «случилось так с нами за грехи наши».
Мне доводилось слышать от некоторых сербских священников такие же слова и в применении к многострадальной Сербии наших дней. В ней, к сожалению, ещё много людей нецерковных, распространены и страшные грехи — например, число абортов одно из самых высоких в Европе на душу населения. Эти священники говорили, что нынешние страдания посылаются сербам, чтобы чтобы пробудить от греховного сна и обратить их к Богу.
И если, обратившись, сербы найдут в себе и исправят всё, что должно быть исправлено, и станут народом святым, им останется только наблюдать за исполнением слова Божиего: «стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек» (1Цар 2:9), «ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; а беззаконные будут извержены и потомство нечестивых истребится» (Пс 36:28). Если сербы будут не только на слова, но и по жизни с Богом, они никогда не потерпят поражения, ибо Бога невозможно победить.
Как бы то ни было, если именно в этом духовная причина происходящих печальных событий, то разобраться с этим и говорить об этом вправе только сами сербы.
А что можем мы?
Неоднократно раздаются голоса: вот, теперь мы должны признать независимость Приднестровья, Северной Осетии, Абхазии. С этим сложно согласиться как со сколь-либо адекватной мерой в ответ на произошедшее беззаконие.
Во-первых, признавать или не признавать Приднестровье и т. п. — это вопрос, связанный не с какими-либо действиями других государств против Сербии, а исключительно с целесообразностью и возможностью осуществления таких политических шагов для самой России.
А во-вторых, от признания Россией Приднестровья или Абхазии собственно сербам, как говорится, ни тепло, ни жарко. Более адекватным ответом были бы официальные шаги со стороны России, направленные если не на признание, то хотя бы на диалог с сепаратистскими движениями в странах, учинивших беззаконие — от ирландцев и шотландцев в Великобритании до объявивших недавно независимость индейцев лакота в США.
Это было бы симметричным действием, но вряд ли целесообразным, так как никакой объективной пользы это не принесёт ни Сербии, ни России.
Однако есть в случившейся ситуации стороны, которые нетрудно обратить на пользу правому делу и в стыд беззаконникам.
Как ни парадоксально звучит, но если сербы в Сербии надеялись на то, что провозглашения независимости Косово не произойдёт, то сербы в Боснии и Герцеговине как раз её и ждали, чтобы сразу инициировать процесс демократического выхода из навязанной теми же западными странами федерации с мусульманами, при верховодстве последних. Как известно, Босния и Герцеговина состоит из двух республик, одну из которых населяют преимущественно сербы. И их официальные лица уже заявляли, что намерены выйти из федерации и присоединиться к Сербии.
В самом деле, если косовским албанцам можно, то почему нельзя боснийским сербам?
И со стороны России самым грамотным внешнеполитическим шагом была бы ясная и немедленная поддержка боснийским сербам в случае если они пойдут по этому пути. Так сорвутся планы беззаконников по расчленению и ослаблению Сербии, так и Россия заявит себя, наконец, как полноценного игрока на мировой политической арене. Причём сделать это можно не как албанцы, а законно — с соблюдением всех демократических процедур, которыми так гордятся беззаконники.
Но, даже если этого не произойдёт — мы должны продолжать поддерживать сербов, проживающих в Косово, стараться обеспечить им безопасность и примлемые условия жизни. Их страдания ещё не кончились — возможо, они только начинаются.
Они нуждаются в нашей поддержке, в нашем сочувствии и в наших молитвах.
А мы нуждаемся в том, чтобы исполнять заповеди: «плачьте с плачущими» (Рим 12:15), «вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых» (1Фес 5:14).