Слово | Елизавета Глинка | 27.02.2008 |
1. Витальные (к существованию), исходные:
— Потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Жить для себя и для своих близких.
— Потребность занять определенное место в обществе и в умах, социальная потребность; для себя — мои права, для других — мои обязанности.
— Потребность познавать мир внешний и внутренний; идеальные и познавательные потребности.
2. Эмоциональные (к удовольствию), промежуточные:
— Потребность в идеале, вере, кумире, религиозность.
— Этническая потребность — принадлежность к роду, нации, расе.
3. Рациональные (к самосовершенствованию), вспомогательные:
— Потребность в преодолении препятствий, волевые усилия. Воля выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость.
— Потребность в вооруженности или компетенции, т. е. приобретение опыта также подкрепляет любую другую потребность.
Рациональные потребности (3), если они развиты у детей, направлены на достижение сознательно поставленной цели — трудовой, эстетической, познавательной. Рациональные потребности создаются, контролируются и сохраняются усилием воли. К сожалению, среди воспитанников немало таких, у которых не развиты волевые привычки (лень), а потому, каковы бы ни были познавательные потребности, они не реализуются из-за неумения преодолевать препятствия.
Духовно-нравственное развитие ребенка может оказаться ущербной, если потребность в преодолении препятствий в сохранении своего здоровья будет не развита. Следовательно, в плане духовно-нравственной педагогики потребности рациональные, вообще-то относимые к вспомогательным, становятся главными.
Ребенок включен в различные системы отношений. Несмотря на то, что мы учим детей дружелюбно относиться ко всем людям, так или иначе проявляется избирательность в отношении к людям. Дети, у которых много друзей, а все остальные приятели, очень редки. Это интуитивно умелые и умные люди, они знают, как быть другом и как приобретать друзей.
Однако если мы замечаем или узнаем через социометрические исследования, что у ребенка нет друга, мы должны научить его приобретать симпатию сверстников. Коммуникативное обучение является многогранным и длительным; это обучение адаптации, эмпатии, закрепление положительных эмоций, которые способствуют и адекватной самооценке и успешному обучению.
Дети соизмеряют свои действия с реакцией взрослых. Они рассуждают примерно так: «Поведение мое было плохим, потому что за ним последовало наказание». Дети весьма различны в своих реакциях на совершенные ошибки (от раскаяния до агрессии). Взрослые должны дать детям право на ошибку. Каждый способен совершить ошибку, а дети тем более. Но дети должны твердо знать, что определенные ошибки нельзя допускать никогда. Однако если уж ошибка совершена, дети должны уметь извиниться перед тем, кто пострадал от ошибки.
Если взрослые постоянно укоряют ребенка его ошибками, не принимают извинения, не дают их забывать, то у ребенка может развиться комплекс неполноценности, как излом характера на всю жизнь.
Под комплексом неполноценности понимают особенности поведения, вызванные устойчивым представлением о своей физической, психической или моральной ущербности. У детей впечатлительных и физически ослабленных может сформироваться комплекс неудачника. К таким печальным последствиям приводят психогенные факторы, т. е. условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, нередко в семьях процветают эти психогенные факторы. Из всех прививок, которые получает человек в жизни, самая сильная — это «семейный иммунитет» — прививка против болезней тела и души, если в семье эмоциональное благополучие. Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием, Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает.
В последние годы в педагогической теории и практике усилилось внимание к духовно-нравственному воспитанию детей, которое становится одним из актуальных направлений деятельности педагогов. В соответствии с Концепцией структуры и содержания общего среднего образования одной из целей образования становится воспитание духовно богатой, высоконравственной личности.
Размышляя над проблемами духовно-нравственного воспитания детей, хочется обратиться к одному из высказываний Ш. А. Амонашвили: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания — чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…» Эти слова великого педагога воодушевляют, но и накладывают большую ответственность, заставляют задуматься над ними тех, кто хотел бы действительно «сеять разумное, доброе, вечное». Что нужно делать для того, чтобы эти светлые образы, мысли и чувства действительно поселились в душе Ребенка? Точный и четкий ответ на этот сложный вопрос, думается, найти очень трудно.
Реализуя программу духовно-нравственного воспитания детей в нашем детском саду, мы пришли к следующим выводам: уже в дошкольном возрасте ребенка можно подготовить к восприятию и принятию духовного смысла основных нравственных понятий; результат работы педагога зависит от личного осмысления ценностей, от его умения строить диалог, сопереживать, соразмышлять в момент приближения к духовным истинам, от его способности дать совет ребенку, как постепенно изменить себя в лучшую сторону.
Приведем в пример ситуацию, сложившуюся в работе нескольких педагогов, использовавших аналогичные приемы воспитания. С целью выявления отношения детей к литературным героям, воспитатели предлагали подарить сердечки-символы одному из них. В группе всегда находились дети, которые дарили свои «сердца» отрицательному герою. Свой поступок они мотивировали желанием помочь ему стать добрее, милосерднее, терпимее. Думается, что добиться таких результатов можно с помощью передачи личностного духовного опыта педагога своим воспитанникам. Он накапливается в течение всей жизни. Опыт духовного осмысления высших нравственных ценностей воспитателю помогает приобрести прежде всего литература. В последнее время у нас появилась возможность обратиться к святоотеческой литературе, которая дает личности важные внутренние ориентиры. Одним из таких источников духовности для педагога может стать «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», составленная схиархимандритом Иоанном (Масловым), которая 1999 году рекомендована Министерством образования для использования в процессе духовно-нравственного воспитания.
Она представляет собой по существу энциклопедию духовно-нравственного воспитания. Какую бы нравственную категорию мы не взяли, ее сокровенный духовный смысл помогает раскрыть эта книга. Так, например, изучение проявления социальных эмоций показывает, что дошкольники и младшие школьники способны эмоционально откликаться, сочувствовать, сопереживать своим сверстникам в ситуации неуспеха, несчастья. Но в случае обратной ситуации чаще всего дети проявляют зависть, недоброжелательность даже по отношению к своим друзьям. Что такое зависть? Каковы последствия зависти для человека? Как можно победить ее? Ответ на эти и другие вопросы дает книга Иоанна Маслова.
Именно святоотеческая литература помогла нам в разработке программы духовно-нравственного воспитания.
В педагогике давно доказано, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий: все нравственные категории усваиваются детьми. Хотя уровень усвоения, конечно же, зависит от возраста. Этот вывод позволил нам с уверенностью включить в программу духовно-нравственного воспитания дошкольников такие понятия, как: «Совесть», «Благодарность», «Зло и добро», «Вечность», «Щедрость и жадность», «Осуждение», «Зависть», «Милосердие», «Дружба и верность», «Предательство», «Прощение» и др. Определяя содержание каждой темы, мы стремились выделить доступные школьнику и в то же время требующие дополнительной внутренней духовной работы вопросы. Например, содержание темы «Зависть» следующее: «Зависть как сожаление о чужой удаче, счастье, успехе. Различные проявления зависти в повседневной жизни. Доброжелательность как противоположность зависти. Как можно приучить себя не завидовать другим. Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними: радуйтесь вместе с радующимися, сочувствуйте плачущим, огорченным каким-то несчастьем».
Занятия по теме «Прощение», на наш взгляд, должны содействовать воспитанию у Детей внутренней силы, стойкости в непростых ситуациях. Педагог обсуждает с ними, что такое обида, почему мы обижаемся, замечаем ли, как обижаем, раним близких, как мы понимаем слово «прощение» (по В.И. Далю — простить значит сделать простым, пустым, свободным от вины, долга, примириться сердцем, не питая вражды за обиду); зачем необходимо просить прощение и прощать; рассказывает об обычаях Прощеного Воскресенья.
Тема «Милосердие» имеет следующее содержание: «Что такое милосердие. Умеем ли мы видеть, когда другому трудно. Чем мы можем помочь другому. Что такое жалеть. Сердце наше способно чувствовать печаль, беду другого, мы должны прислушиваться к голосу сердца и уметь дарить любовь, которая исходит из глубины сердца».
В программе предусмотрена также тема «Совесть». Ее основные положения: совесть — советчик, помогающий ощутить свою вину, жить по совести — строго и требовательно думать о себе, закон хранения совести, зачем надо хранить свою совесть, сравнение совести с пламенем зажженной свечи, выполнение правила: — «Всякое дело необходимо согласовать с совестью, а затем делать». Содержание темы «Воздержание» раскрывает такие вопросы как: «Возможность держать себя: от чего?» «Почему многие правила добротолюбия начинаются с частицы «не»? «Что такое добродетель?» «Как самому быть делателем добра?» и др. Тема «Послушание» помогает детям понять различие слов «слушать» и «слышать», почему они бывают непослушными, определить послушание как способность слышать и понимать другого человека, откликаться на его просьбы; узнать, как бороться с нежеланием слушать кого бы-то ни было. По существу каждая тема программы побуждает детей задуматься, поразмышлять, прийти к самостоятельному выводу.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание помогает детям найти взаимопонимание, поверить в свои силы, утвердиться в силах добра, любви, поддержки и сострадания.