Нескучный сад | Алексей Реутский | 26.02.2008 |
На самом же деле духовное образование для детей из верующих семей начинается в приходских воскресных школах. Наиболее популярные из них это гимназия в честь Мефодия и Кирилла (Сан-Франциско, при Скорбященском кафедральном соборе) и приходская школа, созданная прот. Серафимом Слободским, автором популярного учебника по Закону Божиему (Покровский храм города Наяк (под Нью-Йорком). В каждой из них обучается более 150 учеников.
Рефреном многих выступлений стала мысль, что цель духовного образования, которое стараются дать приходские школы — сохранить зерна православной веры и благочестия, бережно принятые из рук ушедшего поколения русских эмигрантов первой волны, и проповедь веры среди тех народов, где оказались русские.
Однако сделать это невозможно, не заботясь о воспитании детей в русской культурной традиции.
«Поэтому мы обучаем наших детей русскому языку, русской истории, культуре, литературе и пению, — сказал отец Серафим. — Когда молодежь ассимилируется, забывает свой родной язык и культуру, она отдаляется от Церкви. Но если она остается при Церкви, она останется русской и православной. Мой дедушка, священник Ростислав Ган, говорил молодым людям: «Если вы будете активно участвовать в приходской жизни, в жизни братств и сестричеств, то вы всегда будете хорошо говорить по-русски. И не стыдитесь быть русским».
Когда о. Серафим учился в школе, было время холодной войны. Сверстники — американцы относились к русским очень плохо. Но дедушка объяснил будущему о. Серафиму: «Ты скажи им: мы не коммунисты-безбожники. Мы — русские православные верующие, что мы трепетно храним свою веру и культуру, и тогда они изменят свое отношение к нам». Так и случилось.
Как бы в подтверждение этих слов, епископ Манхеттенский Гавриил привел любопытный факт. В РПЦз в последние десять-пятнадцать лет появилось много англоязычных прихожан. По мнению владыки, американцев привлекает именно дух святой Руси, русская культура, пронизанная православием культура и церковно-славянский язык. Так, несколько лет назад лет в нижнем храме Скорбященского собора в Сан-Франциско для их удобства стали служить по-английски. И часть американских прихожан начала ходить на службы в верхний храм собора, где богослужение по-прежнему шло на церковно-славянском. Когда их спросили, почему они не хотят слушать службу по-английски, они объяснили, что церковно-славянский язык нравится им больше, он им ближе и лучше выражает молитвенные чувства и истинность веры.
Наряду с этим, РПЦз пополнилась новыми прихожанами из числа русских эмигрантов. Новый их поток хлынул в 1991 году, после падения Советского союза. Паства в Чикаго на 90% состоит из новых русских эмигрантов. А приход архиерейского собора в Нью-Йорке на 80%. Новые приходы есть в Гондурасе, Панаме, ЮАР и Колумбии.
«И когда меня спрашивают чем РПЦз может помочь процессу воцерковления русского народа, — продолжил владыка Гавриил, — я считаю, Русская Церковь за рубежом смогла сохранить понятие о приходской семье, и о том, что такое приходская жизнь. Ведь церковь не только место, куда можно прийти помолиться и поставить свечку, но и то, где есть духовная семья. Каждый приход и у нас в зарубежье был духовной семьей. Потому что мы понимали — важно не только сохранить свою веру, но и свою культуру, свой язык. Я родился и вырос в Австралии между школьными друзьями и приходскими. Но приходские друзья были ближе мне, потому что нас связывала пасхальная радость, радость общей молитвы и общая культура. У нас при храме были молодежные кружки, мы постоянно общались друг с другом и старались держаться вместе. У нас есть опыт приходской жизни, как она должна развиваться, мы готовы им поделиться».
В конце встречи епископы ответили на короткие вопросы журналистов. В частности, на вопрос о своем отношении к конфликту в Косово епископ Кливлендский Петр сказал: «Я благодарен Америке, она много мне дала. Но, к сожалению, Запад не понимает славян и никогда не был их другом. Чем это объяснить? Думаю, Запад чувствует свое духовное банкротство перед славянством и боится русского национализма и славянского единства».
По словам предстоятеля РПЦз, митрополита Лавра, после подписания Акта о воссоединении совместные служения, делегации из-за рубежа в Россию и поездки по зарубежным приходам русских групп. Таким образом, дело восстановления внутрицерковного единства продолжает развиваться.
А на вопрос «НС», о том, как теперь строится взаимодействие между епископатом РПЦз и РПЦ на местах — ведь после объединения в некоторых зарубежных епархиях появилось по два равно легитимных архиерея, владыка ответил, что старший архиерей является управляющим, а другой его помощником, и в этом нет никакой проблемы.
Прощаясь и благодаря за теплый прием, митрополит Лавр подарил храму свт. Николая Кузнецах икону свт. Иоанна (Максимовича), епископа Шанхайского.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10 000&article=835