Татьянин день | Ольга Богданова | 26.02.2008 |
Мария потеряла мать еще в детстве. Девочку вырастил и воспитал отец. Когда дочь подросла, он решил оставить ей все имущество и уйти в монастырь. Марии было страшно остаться одной в мире, и она стала просить отца взять ее вместе с собой:
— Отец мой, ты сам хочешь спастись, неужели ты небрежешь спасти и меня?
Просьба была неосуществимой: не мог же отец взять дочь в мужской монастырь! С другой стороны, неизвестно, что могло случиться с молодой девушкой, которой предстояло остаться в мире совершенно одной. Мария остригла волосы, надела мужскую одежду и отправилась в обитель вместе с отцом, пообещав, что никто не узнает, кто она на самом деле.
Удивительный факт! Девушка стала жить в мужском монастыре, скрывая свою сущность. Можно представить себе, насколько это было трудно! А ведь была исповедь, причастие… Как же она могла хранить такую тайну? Знать, что в любой момент может стать соблазном для тех, кто подвизался вместе с ней?
Это естественные вопросы. И так и тянет ответить, что Мария и ее отец Евгений были неправы и вот-вот готово сорваться с языка слово осуждения… Но подобные мысли можно прекратить, если вспомнить самый главный факт: Мария была Святой. И если Богу было угодно, чтобы она прошла именно такой путь и жила в этой обители под видом мужчины, значит на то были особые причины. Тем более что до самой ее смерти никто не узнал правды и не соблазнился о Марии.
Зато был соблазн другого рода. Однажды Марин вместе с другими братьями отправился на монастырский огород. По пути они заночевали в гостинице. У хозяина постоялого двора была дочь, которая провела эту ночь с одним воином и зачала от него ребенка.
Прошло некоторое время. Марин благополучно вернулся в обитель. А вот дочь гостиничника больше не могла скрывать свою беременность. И сказала отцу, что ее обольстил Марин. Разгневанный отец нажаловался игумену. Марин не стал оправдываться (а ведь довод был неоспоримый: будучи женщиной, он просто не мог стать отцом!). Он упал в ноги игумену и начал каяться. За грех Марина выгнали из обители. Долгое время он жид перед монастырскими воротами, не заботясь о теплой одежде и довольствуясь случайным пропитанием. Когда дочь гостиничника родила, тот кинул ребенка на колени Марину. Так Марии довелось испытать радость материнства и тяготы воспитания ребенка. Она договорилась с пастухами, чтобы те приносили для младенца молоко.
Монахов стала мучить совесть, и они стали просить игумена принять Марина обратно:
— Как мы можем просить Господа, чтобы он оставил наши согрешения, когда мы сами не отпускаем их нашему брату, который уже три года страждет без покрова пред вратами нашей обители? Если ты не примешь в монастырь брата Марина, то и мы все уйдем.
Игумен внял просьбам: «Истинно, ради греха, который содеял Марин, он недостоин войти сюда, но ради вашей любви и вашего прошения я принимаю его».
Вместе с ним в обитель пришел и внук хозяина гостиницы.
Спустя время случилось так, что 3 дня Марин не выходил из своей кельи. Монахи пошли проведать его и нашли Марина уже мертвым. Когда тело стали готовить к погребению, увидели, что Марин был женщиной.
— Брат наш Марин — естеством жена, — доложили монахи игумену.
Игумен раскаялся и, горько плача у мощей Св. Марии, услышал голос, который возвещал, что ему прощается то, что некогда он несправедливо осудил святую и выгнал ее из обители. У мощей же получила исцеление дочь хозяина гостиницы, которой долгое время владел лукавый бес.