Русская линия
Всемирный Русский Народный СоборМитрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла)22.02.2008 

Выступление Председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра на XII ВРНС


Ваше Святейшество, Святейший Владыко!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
возлюбленные о Господе собратья-архипастыри и сослужители!
Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!

Прежде всего возношу благодарение давшему мне силы прибыть сюда Христу Иисусу, Господу нашему (1 Тим. 1. 12), великому Пастыреначальнику (1 Пет. 5. 4), сподобившему нас собраться здесь для обсуждения весьма важных вопросов, относящихся не только к будущему, но и к настоящему паствы Русской Православной Церкви и народов нашего дорогого Отечества.

В том-то и дело: молодежь — это не только наше будущее, это наше настоящее. Молодежь заслуживает нашего особого внимания в силу того, что призвана открывать новые пути для распространения евангельских заветов. Без нее мы в современном обществе, вместо того чтобы продвигаться, не сдвинулись бы с мертвой точки. А если мы привлечем и объединим молодежь, особенно ту, которая горит любовью к Богу и желанием служить Церкви и Отечеству, то будем способны на великие дела ради Церкви, Православия и нашей многострадальной Родины. В особенности Русская Зарубежная Церковь, рассеянная по всему миру, может выполнять эту миссию — способствовать распространению Православия и его великого наследия среди всех народов, благовествуя дальним и ближним (Еф. 2. 17).

Молодежь — надежда государства и украшение Церкви. В религиозно-нравственном воспитании молодежи заинтересованы семья, государство и Церковь для того, чтобы указать верные пути к осуществлению идеалов человеческого духа. Молодежь — это наша смена; это будущие строители не только лично-семейной, но и социально-государственной жизни. Семья, школа, общество, государство и, особенно, Церковь должны позаботиться о создании здоровой и благоприятной атмосферы для духовно-нравственного воспитания молодежи, а для этого требуется культивирование ее воли в сторону добра. Основное правило святоотеческой педагогики хорошо выразил великий учитель Церкви Ориген: «не учить ничему такому, чего он (воспитатель) сам не старался бы осуществить в своей собственной жизни, чтобы влиять на учеников сколько словом, столько же и примером».

Религиозно-нравственное воспитание требует реально-трезвенного подхода со стороны не только общества и государства, но и семьи и Церкви.

В наших зарубежных условиях Церковь всегда была тем стержнем, вокруг которого строилась наша жизнь. Церковь поддерживала русские благотворительные, культурно-общественные, молодежные, спортивные и другие организации. Церковь создавала сеть русских церковно-приходских школ и привлекала детей к деятельному участию в церковной жизни в качестве алтарных прислужников, чтецов и певцов. Ежегодно проводятся съезды для молодежи по разной тематике — как епархиальные, так и всезарубежные. Устраиваются паломничества, церковно-певческие конференции и т. д. Результаты всей этой работы очевидны: молодежь, близкая Церкви уже в четвертом поколении, сохранила свою веру, свою русскость и свой язык. Один ныне покойный батюшка Русской Зарубежной Церкви, бывший священником в Шанхае у святителя Иоанна (Максимовича), а потом и в Харбине, и в Австралии, молодых людей всегда наставлял так: «Если вы будете участвовать в церковной жизни, к примеру, петь в хоре или прислуживать, принимать участие в работе прицерковного братства или сестричества, вы никогда не будете отставать в русском языке, будете хорошо говорить по-русски и никогда не отойдете от Церкви».

Невзирая на то, что у нас существуют и процветают русские прицерковные школы, мы недостаточно выходим к людям, к подрастающему поколению. Мы должны преподносить им Православие так, чтобы оно им было понятно. Люди приходят на службы и мало что понимают. Это относится как к богослужебному языку, так и к ходу богослужения. А необходимо все разъяснять: что такое облачение, почему священник так благословляет, почему говорит такие-то возгласы, почему то-то и то-то делается во время богослужения. И по личному опыту могу сказать, что это действует — у людей возникает интерес. Они задают больше вопросов, больше начинают читать и стоят в церкви уже осмысленно. Мы всегда должны помнить, что богослужение является духовной школой. Оно дается нам не только для молитвы, но имеет огромное воспитательное значение. Мы всему обучаемся во время богослужения: и церковной истории, и житиям святых, Священному Преданию, Священному Писанию. Все это познается нами в «училище благочестия», как любил называть храм Божий святитель Тихон Задонский. Мы должны больше разъяснять, что происходит во время службы, тогда это сохранит людей в Церкви, и они начнут видеть всю красоту, все духовное богатство православного богослужения. Они начнут на самом деле участвовать, а не быть просто наблюдателями.

У нас молодежь разнородная: есть молодые люди русского происхождения, воспитанные в русском православном духе, есть такие, которые русского происхождения, но воспитаны так не были и позже пришли к Церкви. Кто-то приехал из России нецерковным и здесь, за рубежом, воцерковился, найдя в наших храмах кусочек Родины на чужбине. Есть и местные жители, разными путями пришедшие к Православию, которые активно участвуют в церковной жизни.

Наша Церковь должна работать с молодежью, воспитанной столь неодинаково. Задача интересная и в то же время очень сложная. Притом именно таким образом мы сможем выполнить одну из своих миссий — передать наследие, полученное от наших русских предков. Они, выехав из России, сохранили вне ее пределов дореволюционную Русь, ее наследие, которого многие были лишены на нашей Родине. И перед нами уникальная задача — передать русское православное наследие всему миру. К этому мы и стремимся.

Ассимиляция — одна из основных проблем молодежи, так как она грозит отдалением от Церкви. Православие и «русскость» сохраняются только при Церкви. Опытным путем доказано, что без нее невозможно сохранить ни веру, ни язык, ни культуру. И если у нас молодой человек считает себя русским, то он по всей вероятности церковный человек, принимает участие в приходской жизни. Ассимиляция остается большой проблемой, потому что нам приходится жить в условиях инославной и иноверной среды, секулярного общества, которое преподносит другое мировоззрение, и преподносит очень заманчиво. Из-за этого родителям часто бывает трудно воспитывать детей «по-русски» и не допускать влияния секулярного западного воспитания. В Америке и вообще на Западе проповедуется комфорт, эгоизм. Чрезвычайно распространены, например, наркомания, пьянство, внебрачные связи. Все это проповедуется и позволяется как нечто естественное. Очень трудно противостоять этому влиянию, потому что подобный стиль жизни, подобное мировоззрение усиленно насаждаются нашим обществом. Эти искушения действительно обуревают нашу молодежь. Но если у них есть русские православные друзья и вообще православные друзья, с которыми они общаются, если у них есть добрые, хорошие руководители, с которыми они могут откровенно делиться своими переживаниями, своими мыслями, то тогда можно ожидать, что они сохранят веру и не отступят от заповедей Божиих.

Посему самое главное — чтобы у молодежи были люди, которые подают пример доброй жизни, пример любви и которые могут говорить с ней на ее языке, понимать ее, отвечать на вопросы и просто посвящать ей время. Это очень важно, потому что мы тем, что работаем с молодежью, общаемся с ней, даем ей семя, из которого может в будущем получиться добрый плод. Общение я считаю главным. Мы не должны бояться молодых, и они не должны бояться нас. Работая с молодежью, мы получим больше радости, чем проблем. Если мы будем как можно больше посвящать ей времени и сил, то, конечно, ее мировоззрение постепенно станет православным, и тем самым мы уже противоборствуем этому духу секуляризма в обществе.

В России насаждалось безбожие, и поэтому для нее жизненно необходимы Православие и Церковь. В этом спасение России. У нас с отпадением от Церкви связана именно ассимиляция. Если русский человек становится или американцем, или французом, или австралийцем, он обычно отпадает от Церкви. А наша культура вся пропитана духовностью Святой Руси, Православием, поэтому мы стараемся воспитывать нашу молодежь в русских школах при наших приходах, чтобы они оставались православными. В России такой проблемы нет, потому что русские остаются русскими, несмотря на западное влияние. И главное — передавать веру, совершать некое «апостольское хождение в народ», как писал святитель Феофан Затворник, и открывать молодежи свет Православия. У нас же двоякая задача: преподавать молодым не только Православие, но и нашу культуру, иначе они не остаются в Церкви, и их, следовательно, постигают многие беды и напасти.

Конечно, много различных влияний воздействуют на молодые души, и Церкви нужно их преодолевать, но и отношение: «они к нам не идут», «нами не интересуются», «они нам и не нужны» — совершенно неприемлемо. Дорогие сопастыри, все работники на Ниве Христовой и общественные деятели! Будем настойчиво и целеустремленно, с любовью, терпением и пониманием служить молодежи, прививая ей любовь к Православию и идеалам нашей Родины, обеспечивая таким образом не только наше светлое будущее, но и сохраняя и приумножая наше настоящее.

Сердечно благодарю за возможность участвовать в заседаниях этого Собора. Желаю всем от Господа доброго здоровья, благополучия и всяческих успехов. Милость Божия и Его небесная помощь да сопутствуют всем вам в дни работы этого форума и в последующей вашей работе.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и общение Святого Духа да пребывают со всеми вами. Аминь!

http://www.vrns.ru/syezd/detail.php?nid=489&binn_rubrik_pl_news=385&binn_rubrik_pl_news=385&PHPSESSID=c3a94dda381af238a2dd2c9beb442c38


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru