Аргументы и факты | Митрополит Тихон (Шевкунов) | 21.02.2008 |
ТЕМОЙ предыдущей дискуссии в рамках интеллектуального клуба «Аргументов и фактов» «Какой быть России?» стала проблема выбора пути, по которому нашей стране идти в будущее.
Сегодня наш гость — автор нашумевшего документального фильма «Гибель империи. Византийский урок» архимандрит Тихон (Шевкунов). А его сторонники и оппоненты попытаются на страницах «АиФ» найти ответ на вопрос, какой же быть России — интегрированной в западное сообщество или отстаивать свою самобытность.
— ВАШ фильм, если сформулировать коротко, о том, какой путь следует избрать современной России: становиться ли верной последовательницей Запада или быть самобытной. Эта же тема стала главной для дискуссионного клуба «АиФ» «Какой быть России?». Так какой же, на ваш взгляд?
— Для России, которая, несомненно, является совершенно самобытной страной, отличной и от Востока и от Запада, другого пути, нежели свой и, если хотите, особый путь, просто нет. Почему мы не удивляемся, что у Индии, у великого Китая, у западных стран особый путь? Но любое упоминание об исторической неповторимости России почему-то вызывает у части нашей интеллигенции гневное неприятие, граничащее с озлоблением. Фильм призывает задуматься по поводу нашего действительно самобытного исторического пути и хотя бы как минимум выслушать мнение о том, что Россия является (и это без всякого превозношения, без унижения других стран и народов) совершенно особой страной. Кстати, это же мнение о России сплошь и рядом высказывают наши западные и критики, и доброжелатели.
«Марксизм — яркий пример приятия смертельного опыта извне»
— ТЕМ не менее у западных стран — многовековая история. Было в ней как отрицательное, так и положительное. Так, может быть, всё же не стоит отмахиваться от чужого опыта?«Мы должны идти в будущее, честно вглядываясь в прошлое»
— ВСЁ чаще слышим мы призывы вернуться к своим исконным корням. Но наше историческое наследие неидеально. Язычество, предрассудки, раскол Церкви и гонение на старообрядчество… Вас критикуют, что вы идеализируете Византию. Нужна ли современной России эта оглядка на прошлое?— Глубоко убеждён, мы должны идти в будущее, чутко вглядываясь в прошлое. И это принципиально. Ну о какой идеализации Византии может идти речь?! В фильме честно говорится о том, что Византия не смогла справиться со своими олигархами, в ней была коррупция, она не смогла решить национальную проблему, она отдала свои главные экономические ресурсы иностранным предпринимателям. Византийская элита предала самое главное, что было у страны и народа, -православие. А что касается России, то Церковь учит нас правильному отношению к Отечеству. Это любовь, преданность, но никак не идеализация, которая слепа и приводит только к новым ошибкам.
— Суммируя всё вышесказанное, давайте попробуем сказать: так что истинно русское? Что, если можно так сказать, «наше всё»?
— Мой духовник, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который прожил долгую и прекрасную жизнь, — он скончался в возрасте 95 лет, пройдя через лагеря, ссылки, подвижничество, через долгие годы служения Церкви и людям, — как-то раз сказал: «Россия, будь такой, какой ты нужна Христу».
Беседовала Юлия ТУТИНА
ОТКЛИКИ ИЗ ИНТЕРНЕТА
«У нас есть немного времени и опыт развала СССР»Михаил:
— Придерживаюсь коммунистических политических взглядов, никогда православие всерьёз не воспринимал, но этот фильм потряс меня до глубины души прямыми историческими параллелями и многое помог понять в истории нашей страны и мира. Могу точно сказать, что именно после него моё отношение к православию изменилось.
Обывательница:
— Печально, что Церковь опять вмешивается в политическую жизнь страны, в образование, а не занимается своим делом — утешением страждущих. В России церковь, к сожалению, всегда была прислужницей власти и господствующего класса. Поэтому так легко наш народ после революции с ней расстался. Не была она духовной опорой для народа русского, в отличие от Польши, например, где, несмотря на компропаганду, отношение к Богу и Церкви у народа было другое. Вера Шифнер:
— Волею судьбы живу сейчас в Германии. Если бы вы знали, каким жадным взглядом смотрят их фото- и кинокамеры на просторы и богатство России, а сколько неприкрытого презрения в их документальных фильмах к русским людям. Смотреть и читать — тошно! Дай им волю — они здесь разодрали бы Россию на кусочки.
Кузьмин Анатолий:
— Фильм задевает, заставляет задуматься. Ведь всё новое — это хорошо забытое старое. Хорошо бы поставить этот фильм в прайм-тайм. Только кто же его поставит — это же не «Комеди Клаб» или «Аншлаг». Основная масса людей, и особенно молодёжь, уже ни о чём не думает. Я преподаю историю Отечества: из ста человек, пришедших учиться в наш университет, 90 моего предмета не знают вовсе. А это наше будущее.
Станислав ГОВОРУХИН, режиссёр:
«Мы сами боролись, сами и выживем»
— НАШИ «плюралисты» подняли гвалт, потому что боятся: а вдруг россияне выскажутся в том смысле, что на какого хрена нам все эти либералы с их западными методами управления государством, приводящими к материальному обнищанию и духовному оскудению России, когда на протяжении многих веков она сама находила пути бороться, выживать и вырастать в великое государство! В ХХ веке русские люди считались примером читающей, образованной и одухотворённой нации. Нынешний Запад, хотя и цивилизован по меркам «общества потребления», но не слишком образован и не слишком одухотворён. Поэтому-то нам ни в коем случае не следует слепо идти по его стопам.
Игорь ЧИЧУРОВ, профессор, завкафедрой древних языков МГУ, византолог:
«Ответ найдём в прошлом»
— ИСТОРИЧЕСКИЕ судьбы России и Византии, да и современность наша тесно связаны.
Конечно, никакие исторические аналогии не могут совпадать стопроцентно. Но чрезвычайно важно всё-таки осмыслить тенденции, которые обозначились, с одной стороны, в истории Византии и с другой — в нашем обществе.
Такое сравнение оправданно и в доказательстве не нуждается! Подобные параллели проводились, например, в книге одного из классиков византиноведения ХХ века венского профессора Герберта Хунгера. В упрёк авторам фильма можно поставить то, что, говоря о событиях многовековой давности, они используют современную лексику — слова «олигарх», «либералы», «интеллигенция» и прочие. Но грех это невеликий по той простой причине, что каждое время своему прошлому задаёт собственные наболевшие вопросы. И пытается в этом прошлом найти ответ на то, что тревожит в настоящем.
Гораздо важнее в данном случае не используемые обороты, а то, на какие вопросы мы ищем ответ в прошлом. Это же очень важно — в нужное время задать и обществу, и государству правильные, нужные, злободневные вопросы.
Сергей ВЛАСОВ,
член Союза писателей России, автор книги «Деяния Константина Великого»:
«Ищем свой путь»
— ПРИШЛО время подумать, как снова стать великим народом, восхищавшим весь прочий мир полётом мысли.
Темой гибели Византии я всерьёз занят много лет. Я оставил все прочие дела, потому что вдруг понял: судьба погибшей пять с половиной веков назад Византии — это вовсе не историческая тема. Это тема поисков нового русского пути. Звучит банально, но наши истоки идут от Византии.
Именно поэтому «мёртвая» византийская тема стала для России актуальна, особенно после крушения советской империи, которая казалась многим из нас незыблемой и вечной -такой, как ромеям некогда виделась их родина.
Юлия Тутина, Вячеслав Костиков
http://aif.ru/article/index/article_id/16 022