Русская линия
Столетие.Ru Анатолий Медведенко20.02.2008 

«Родился на Канарских островах..»
Почему испанского ученого и архитектора помнят в двух русских столицах

В Санкт-Петербурге 250-летие известного испанского ученого, архитектора и государственного деятеля Агустина де Бетанкура праздновали памятными мероприятиями, конференциями, выставками, музыкальными вечерами. Состоялось гашение юбилейной почтовой марки с изображением ученого. На могилу Бетанкура в Некрополе Александро-Невской лавры торжественно возложили цветы.

Агустин де Бетанкур — испанец, связавший свою жизнь и творческую деятельность с Россией. Наша страна стала для него второй родиной. Бетанкур активно участвовал в строительстве знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге и Манежа в Москве. Он — автор ряда других масштабных проектов.

Вполне естественно, меня не могла не заинтересовать личность Агустина де Бетанкура, испанца с французской фамилией да еще с приставкой «де», свидетельствующей о знатности его происхождения. Разумеется, не в меньшей степени хотелось выяснить, что же привело его в Россию. Так что пришлось не один вечер посидеть в Национальной библиотеке в Мадриде, перелистать газеты и журналы начала ХIХ века. Не обошлось и без помощи знакомых испанцев.

Итак, в 1402 году французский мореплаватель Жан де Бетанкур организовал экспедицию на Канарские острова, которые с незапамятных времен привлекали внимание своей таинственностью. Не раз и не два к берегам Канар отправлялись мореплаватели не только с целью изучить их, но и покорить. Среди последних и был Бетанкур. Несколько попыток овладеть Канарскими островами заканчивались неудачей.

Но Бетанкур отличался необычайным упорством и в 1517 году все же добился цели и провозгласил себя королем архипелага.

1 февраля 1758 года в семье одного из потомков завоевателя архипелага в городе Пуэрто де ла Крус на острове Тенерифе родился мальчик. При крещении ему дали имя Агустина Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделариа де Бетанкур и Молина. Начальное образование будущий инженер получил дома. Отец обучил его чтению, письму, основам математики. Привил любовь к точным наукам и языкам. Еще в детстве Агустин довольно бегло говорил на английском и французском. Увлекался он и живописью. Но все же главной страстью его оказалась техника. В 20 лет Агустин создал станок для изготовления шелковой нити, который стал его первым изобретением.

Талант юноши был замечен, и министр заморских территорий — их называли Лас Индиас — рекомендовал направить его на учебу в Мадрид. В 1779 году Агустин поступил в Королевскую школу Сан Исидро. Одновременно стал студентом Художественной академии и в течение двух лет успешно совмещал учебу в обоих заведениях. Правда, тяга к технике пересиливала, и живопись отошла на второй план, к ней он потом возвращался только как любитель. Тем не менее, надо отметить, что в 1792 году его избрали почетным членом Академии изящных искусств Сан Фернандо.

Закончив Королевскую школу, Агустин поехал в Париж для продолжения образования. За несколько лет напряженной учебы в Париже, где он постоянно общался с выдающимися учеными, Бетанкур к 30 годам стал крупным инженером-исследователем. По возвращении на родину в 1788 году он был назначен директором Королевского кабинета машин в Мадриде, который возглавлял около 15 лет.

Этот период был весьма плодотворным в деятельности Бетанкура. Он разработал ряд технических проектов, которые получили высокую оценку специалистов, вносил все новые и новые предложения, которые Испания просто не в состоянии была использовать. И тогда Агустин начал задумываться о том, чтобы реализовывать свои планы и претворять в жизнь свои изобретения в стране, которой это было бы под силу.

После долгих размышлений и колебаний свой выбор Агустин Бетанкур остановил на России.

Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, он учитывал то, что на рубеже ХIХ века Россия вступила в эпоху промышленного переворота: развивалась индустрия, росли города, развивалась торговая деятельность и укреплялись связи между отдельными экономическими районами страны.

Но еще в большей степени на выбор Бетанкура повлияли его отношения с И.М.Муравьевым-Апостолом, бывшим в 1802—1805 годах послом России в Испании. Они даже дружили семьями. Несомненно, русский посол знал Бетанкура как авторитетнейшего ученого и инженера. Не вызывает сомнения, что тот делился своими планами, высказывал неудовлетворенность своей невостребованностью. Думается, эти разговоры и подтолкнули русского посла рекомендовать своему другу попытать силы на российском поприще.

В начале 1807 года испанский инженер впервые посетил Россию с целью лично познакомиться с далекой для него страной, воочию увидеть, чем ему придется заниматься, если он останется здесь на несколько лет. Тогда он даже не предполагал, что Россия станет его второй родиной, где он будет похоронен. Судя по всему, испанцу понравилось в Петербурге, и он принял решение. В сентябре 1808 года Бетанкур был представлен в Эрфурте находившемуся там Александру I, и эта встреча имела решающее значение.

В ноябре того же 1808 года Агустин Бетанкур был принят на службу в российскую армию в чине генерал-майора, введен в окружение императора для выполнения «специальных поручений Его Государева Величества» и назначен в Департамент путей сообщения.

Спустя год был создан Корпус инженеров путей сообщения, при котором решено открыть высшее учебное заведение по подготовке соответствующих специалистов. Директором института назначили Бетанкура. Институт разместился в доме, купленном за 350 тысяч рублей в сентябре 1810 году у князя Б.Н.Юсупова на берегу Фонтанки, около Обуховского моста. Вместе со всеми службами и садом его площадь составляла 43 тысячи квадратных метров. В этом же доме поселился и Бетанкур, которого стали звать Августином Августиновичем, вместе с супругой Анной Иоановной и четырьмя детьми.

9 сентября 1810 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» было опубликовано объявление о приеме в институт, экзамены проводились в октябре. По их результатам было отобрано 30 студентов, позже было принято еще 10. Занятия, которые начались 1 ноября после торжественного молебна, велись на французском языке. Так было основано первое в России высшее техническое учебное заведение, и на его базе создан нынешний Петербургский Институт инженеров железнодорожного транспорта.

Бетанкур видел главную свою задачу и цель возглавляемого им института в том, чтобы «снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из него могли бы быть назначаемы к производству всяких работ в империи. Следовательно, необходимо, чтобы при самом выходе из института воспитанники его были знакомы с основными началами науки и практическими их приложениями к инженерному искусству…» Бетанкур проявил себя прекрасным организатором и великолепным педагогом. Он объединил общенаучную и общеинженерную подготовку с учетом программы парижской Политехнической школы и специальную подготовку с учетом программы мадридской Школы мостов и дорог, что позволило в одном высшем учебном заведении готовить первоклассных инженеров путей сообщения. Впервые в России учебная программа института включала высшую математику и начертательную геометрию. Он ввел подготовительный курс, стал совмещать теоретические занятия с работой в мастерских, с постоянными чертежными работами.

Но его многогранная деятельность не замыкалась в стенах института. Именно в России Бетанкур проявил себя как талантливый инженер.

Спустя всего два года после прибытия он спроектировал первый в стране постоянный арочный мост: Каменноостровский, который был установлен над Малой Невкой и соединил Каменный и Аптекарский острова.

Он же стал дизайнером необходимого строительного оборудования, которое было изготовлено в мастерских института.

В 1816 году Бетанкур принимал участие в подготовке проекта первой в России фабрики по выпуску бумажных денег. Он разработал проект цеха по производству необходимой для этого бумаги и типографии. Кстати, здесь же проявились и его способности художника: он стал автором рисунка на первых купюрах. Вскоре фабрика вступила в строй, и уже к 1820 году она выпустила 600 миллионов рублей.

В том же году Александр I распорядился создать Комитет по строительству и гидрообъектам. Он должен был курировать все работы, связанные со строительством новых и реставрацией старых зданий, следить за внешним обликом Санкт-Петербурга, рассматривать и утверждать архитектурные проекты, контролировать планировку улиц, площадей, каналов. Председателем комитета, в состав которого среди других вошли такие видные архитекторы, как К.И.Росси и В.П.Стасов, возглавил Агустин де Бетанкур. О проделанной комитетом работе можно судить хотя бы по тому, что в период его деятельности была проведена реконструкция Аничкова дворца, построены Генеральный штаб на Дворцовой площади, Александрийский театр, известная улица архитектора Росси, здание Сената и Синода.

Но с именем Бетанкура в Санкт-Петербурге связано не только это. Испанский инженер, по существу, стал основоположником мостостроения в России. Уже говорилось о Каменноостровском мосте, первом постоянном сооружении такого типа в нашей стране. Испанский инженер построил и каменные мосты на Московском шоссе, плашкоутный мост через Неву.

Думаю, немногим известно и о том, что Бетанкур принимал непосредственное участие в строительстве знаменитого Исаакиевского собора. Он не был автором проекта этого величественного сооружения, но именно Агустин рекомендовал молодого и абсолютно неизвестного тогда Огюста Рикара де Монферрана, работавшего простым чертежником, в качестве одного из авторов проекта строительства будущего собора. Как показало время, Бетанкур не ошибся в своем выборе. И до сих пор Исаакий, ставший памятником архитектуры позднего русского классицизма, построенный Монферраном при участии Стасова, поражает изяществом строгих линий и величием.

Бетанкур вошел в специально созданную императором Александром I комиссию по строительству собора в качестве ответственного за его техническую часть.

Именно испанец спроектировал грандиозные леса и механизмы для строительства собора — их макет, уменьшенный в несколько десятков раз, сейчас демонстрируется внутри Исаакиевского собора.

Благодаря инженерному таланту Бетанкура стало возможным поднять многотонные монолитные колонны, будто легкие бревна, и установить их перед собором. Но не только их, но и знаменитую Александровскую Колонну, увековеченную Пушкиным под именем «Александрийского Столпа».

С работами талантливого испанского инженера знакомы и жители других городов России. В 1817 году Александр I должен был посетить Москву. К его приезду решено было построить манеж — эксзерциргауз — в котором мог бы разместиться полк солдат. Местом строительства избрали Моховую площадь, при этом предусматривалось, что будущий манеж должен располагаться у Александровского сада и вписаться в архитектурный ансамбль Кремля. Российскому императору было представлено два проекта: он утвердил проект Бетанкура, который предложил оригинальное перекрытие из деревянных стропильных ферм.

Строительство манежа продолжалось пять месяцев: 30 ноября 1817 года состоялось его открытие. По словам современников, зданию манежа «в огромности архитектуры и конструкции кровли точно нет в Европе подобного». Фермы, построенные Бетанкуром, прослужили около 130 лет.

А проекты Бетанкура по усовершенствованию Тульского оружейного завода, пушечного завода в Казани? Наконец, сооружения Нижегородской ярмарки, ставшие, пожалуй, последним инженерным творением испанца в России. Незадолго до этого он построил наплавной мост на понтонах для обеспечения проезда гостей ярмарки и жителей Нижнего Новгорода. Это был первый мост через Оку после перевода ярмарки в Нижний в 1817 году.

1 апреля 1818 года генерал-лейтенант Бетанкур был назначен на пост Главного директора ведомства путей сообщения — министра — России. И на этой должности он проявил свойственную ему энергию, при его непосредственном участии осуществлялось строительство дорог, речных каналов. На Волге появились первые суда с паровыми двигателями, было построено девять телеграфов.

В 1822 году Бетанкур неожиданно ушел в отставку. Правда, при этом он продолжал возглавлять институт и Комитет по строительству. Но через два года подал в отставку и с этих постов. 2 августа 1822 года, в силу различных интриг его противников, он был снят с должности Главного директора ведомства путей сообщения России.

Отставка подействовала на Бетанкура удручающе. В подавленном состоянии летом 1823 года он в последний раз отправился в Нижний Новгород для осмотра работ гостиного двора ярмарки. Здесь он узнал о смерти своей любимой дочери Каролины, скончавшейся в результате неудачных родов. Этот удар оказался для него роковым. Вернувшись в Петербург, Агустин Бетанкур подал в отставку и с поста директора Института инженеров путей сообщения. 4 февраля 1824 года отставка была принята, а через 10 дней его не стало. Ему было 66 лет.

Бетанкура похоронили на Смоленском лютеранском кладбище, справа от главного входа, рядом с могилой дочери Каролины и великого математика Леонарда Эйлера.

На его могиле был установлен величественный монумент в виде колонны на мощном постаменте, увенчанном траурной урной. Памятник высотой 6.85 м был отлит на чугунолитейном заводе в Нижнем Новгороде по рисунку Огюста Монферрана — как подарок местных купцов в знак признательности создателю грандиозного комплекса ярмарки. На гранях постамента памятника укрепили чугунные доски. На одной из них — надпись на латинском языке: «Здесь лежит знатный и ученый господин Агустин де Бетанкур. Род. на Канарских островах в лето Господне 1758. Ск. в Петербурге в лето Господне 1824. Прохожий, помолись о его спасении». На противоположной стороне — чугунная доска с надписью на французском языке: «Ярмарочный подарок от Нижнего Новгорода».

В 1968 году Ленгорисполком принял решение о ликвидации нескольких кладбищ города в связи с их запущенным состоянием, а наиболее ценные захоронения перевезти на территории некрополей «Литературные мостки», «Лазаревского» и «Тихвинского» в Александро-Невской лавре и вновь создаваемого на Новодевичьем кладбище. Прах Бетанкура был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры, близ восточной ограды Лазаревского кладбища, рядом с захоронением М.В.Ломоносова. На новой могиле была уложена плита из темного полированного гранита с надписью: «Агустин де Бетанкур. Родился 1 февраля 1758 года, скончался 14 июля 1824 года».

Реставрация памятника-колонны продолжалась до 1985 года. При подготовке к его установке на могилу Бетанкура выяснилось, что основание под памятником оказалось ненадежным, и вследствие этого было выбрано место для повторного перезахоронения — у западной стены кладбища, рядом со знаменитым востоковедом Николаем Бичуриным — отцом Иоакинфом.

Вторичное перезахоронение состоялось 13 августа 1986 года, сам памятник был установлен 22 октября того же года.

Мадрид — Москва — Санкт-Петербург

http://stoletie.ru/territoriya_istorii/rodilsya_na_kanarskih_ostrovah.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
  • fein
  • imperiatools.ru