Prokimen.Ru | Алексей Осипов | 20.02.2008 |
— Церковь — это мы, верующие люди…
— Это одностороннее понимание, ибо и иерархия, и народ составляют единое тело церковное — они все и есть Церковь. Поэтому в деле воспитания все православные должны участвовать и своей жизнью, и, где возможно, словом показывая красоту христианства и то достоинство человека, которое открыто в Евангелии. Если бы христиане стали действительно примером в семейной, гражданской и общественной жизни, то, думаю, это стало бы самым действенным участием Церкви в воспитании нового поколения. Одни же благочестивые слова, без примера жизни — бессильны.
-Как Вы считаете, введение в государственную общеобразовательную программу православного духовно-нравственного предмета будет способствовать поднятию нравственного уровня в подростковой среде?
— Все зависит от того, кто и как будет его преподавать. Ведь подростки — народ непростой, и здесь от педагога зависит очень и очень многое. Сейчас идет штурм обязательного преподавания в школах «Основ православной культуры», но нельзя забывать, что с кадрами у нас очень большая проблема. Нет соответствующего количества преподавателей, а те, которые собираются вести курс «Основы православной культуры» или уже его преподают, подчас имеют самое слабое представление о Православии. И можно предполагать, каков будет результат их обучения, с каким багажом православной культуры выйдут учащиеся из школ. Конечно, вводить эту дисциплину надо, но делать это нужно постепенно, тщательно подготавливая для этого педагогические кадры. Сейчас есть такая возможность с помощью компьютерной техники. И нужно бы использовать этот ресурс в полную силу. Разработать единые программы, составить список необходимой литературы и просить лучших педагогов прочитать и записать на видео соответствующие курсы лекций. А затем обязать всех преподавателей «Основ православной культуры» пройти подготовку по этим лекциям и сдать по ним полноценные экзамены. Для этого совсем не обязательно ехать куда-то за тысячи километров, их могут принять соответствующие комиссии в каждой епархии. И только тех, кто сдаст экзамен надлежащим образом, допускать до преподавания. Вот таким образом мы могли бы существенно ускорить процесс подготовки педагогов и, соответственно, способствовать поднятию нравственного уровня в подростковой среде.
— Можно ли использовать религию для того, чтобы учить детей быть послушными, хорошо себя вести, быть добрыми, уступать место в трамвае, т. е. в чисто практических целях?
— Понятие использовать религию для нравственного воспитания неуместно. При правильном понимании Православия и основ его духовной жизни человек естественно будет вести и соответствующий образ жизни. Поэтому важнейшей задачей преподавания ОПК является такое ознакомление учащихся с Православием, которое вызвало бы как минимум интерес к нему и уважение к его нравственной и духовной жизни. В противном случае всё обессмыслится и может даже привести к прямо противоположным результатам. Такой прецедент был в нашей истории, когда формальное преподавание Закона Божия привело в конечном счете к ужасам революции.
— Человек вставая на путь христианства, встает на путь подвижнический, который не всегда сопряжен с какими-то благами, хотя их чаще всего ждут. Ведь многие считают приход в Церковь панацеей от всех бед и проблем. А на самом-то деле, когда человек приходит в Церковь, зачастую он сталкивается с еще большими проблемами. Принимая христианский образ жизни, человек не вписывается в светский уклад жизни. Как можно быть честным, когда вокруг все врут, или не воровать, когда все воруют? Как можно человеку показать, что жить честно и по совести лучше? Ведь он скажет: «мне так не выгодно поступать, ради чего я должен так жить, если надо мной из-за этого смеются, притесняют, оскорбляют»?
— Правильная жизнь в Церкви, очищая совесть человека, снимает с него множество духовных, психологических проблем, но не материальных. Эти последние просто приобретают для христианина другой характер — снижается их давление на душу. Но, с другой стороны, часто христианскую жизнь представляют, к сожалению, по образу житий строгих монахов-подвижников, стремившихся к достижению богоподобной чистоты ума и сердца и потому порывавших все связи с мирской жизнью. Но монашество по своей идее — исключительное явление в жизни Церкви (я говорю о монашестве, а не о монашеской форме при мирской жизни), и всегда не так много находилось тех, кто искал этой полноты исполнения заповедей Евангелия и способен был к такому особому образу жизни. Но Евангелие и не требует этого от всех людей. Первое чудо, совершённое Иисусом Христом, было претворением воды в вино — на свадьбе. И если хотите, это чудо является ключом к пониманию христианского взгляда на правильную жизнь в миру. Ведь, ясно же, что не для пьянства Господь сотворил такое чудо. Так вот, христианство говорит: человек, ты можешь и есть, и пить, и вступать в брак, и зарабатывать на жизнь и т. д., но берегись напиваться, объедаться, прелюбодействовать, воровать и проч., ибо всё это, в конечном счете, приведет тебя к самым печальным последствиям не только в будущей жизни, но, как правило, и здесь.
Мы иногда создаем ложный образ христианства, пугаем сами себя, чтобы оправдаться и сказать: «это невыполнимо», а значит, будем жить как все. Но в том и сущность христианства, чтобы противостоять языческому образу жизни и насколько возможно быть примером честности, сострадания и великодушия для всех других людей.
— Как в школе научить детей тому, чтобы они стремились к христианской жизни?
— Во-первых, воспитание надо начинать не со школьного возраста, а с самого раннего детства. Мы беремся за воспитание, когда чаще всего уже поздно, и ничего сделать нельзя. Спохватываемся, когда ребенок выходит из-под контроля и родительской власти, а до этого лишь растим его, а не воспитываем. Но дом начинают строить не с пятого этажа, а с фундамента.
Во-вторых, очень важно довести до сознания ребенка, что христианство не требует от него никаких непосильных вещей, а призывает к вполне естественным для его здоровья и благополучия семьи образу жизни.
Но самое важное — это пример христианской жизни самих родителей. Яблочко от яблоньки далеко не катится. У лукавых, алчных, тщеславных и т. д. «христианских» родителей едва ли когда дети будут действительными христианами.
— В чем особенности и отличия, если Вы их усматриваете, пастырского духовного наставничества от иных способов духовно-нравственного воспитания, в частности преподавания духовно-нравственных дисциплин?
— Пастырство предполагает доверительные беседы, исповедь, открытие духовнику той стороны своей жизни, которую ребенок часто не откроет никому другому. Пастырь по идее — это самый близкий друг. Доверие к нему и является нередко определяющим все поведение ребенка. Но для этого пастырь должен соответствовать своему положению, иначе можно очень сильно пострадать. Так, преподобный Петр Дамаскин с горечью писал: «Много я пострадал от неопытности наставников».
Преподаватель же, связанный узами программы, является, как правило, скорее «ликвидатором безграмотности», нежели наставником. Вот в чем существенная разница между тем и другим.
— Нередко, особенно в православной среде, приходится сталкиваться с категорическим неприятием так называемого полового воспитания. И тем не менее отношения полов — неотъемлемая часть нашей жизни. В подростковых журналах врачам психологам и сексопатологам молодежь в возрасте от 11 до 17 лет задает самые разнообразные вопросы, касающиеся, в том числе, чисто физиологических тонкостей. Это свидетельство того, что потребность знаний на данную тему в подростковой среде существует. Как Церковь со своей стороны может осуществлять воспитание этой стороны жизни? И должна ли Церковь это делать или это должно осуществляться в семейном воспитании?
— Эта сторона жизни в юном возрасте является особенно уязвимой и требует большой осторожности и деликатности в обсуждении, чтобы не ранить нежных струн детской души и преждевременностью постановки вопроса не возбудить в ребенке то животно-инстинктивное, что способно на всю жизнь уничтожить в его душе всё самое чистое и священное. Поэтому, думаю, только родители или те лица, которым они вполне доверяют, например, духовник, имеют право на половое воспитание своих детей. Задаваемые же подростками вопросы на эту тему проистекают, в основном, совсем не из потребности и тем более необходимости знания их, а из элементарного любопытства, потому и ответы на них должны учитывать этот фактор.
Человек посторонний, в том числе и педагог, как правило, в меньшей степени, чем родные мать и отец, переживает чувство ответственности за духовную безопасность ребенка и легко может оказаться Гулливером в хрустальной лавке лилипутов. Это, к сожалению, и происходит в тех школах и на тех уроках, где педагоги, иногда просто потерявшие стыд, буквально развращают детей своими сексуальными «откровениями».
Вы спрашиваете о роли Церкви в решении данного вопроса. Верующие родители, опытный духовник — это и есть уже Церковь, малая Церковь. Церковь же в целом, как носительница веры и нравственного христианского учения, своею проповедью о первичности духовных ценностей в человеке, о вечной жизни личности, о целомудрии как превысшей красоте человеческого достоинства — всегда делала и теперь делает свое великое дело воспитания подрастающего поколения.
В какой степени могут помочь этому православные молодежные движения — не простой вопрос. Сами понимаете, как легко можно под православным названием организовывать обычные молодежные тусовки. Дай Бог, чтобы этого не было, а богослужения и особенно причащение на них не превращались просто в мероприятия, и сами встречи носили, прежде всего, нравственно-полезный характер.
— В православных гимназиях, как и в высших духовных школах, введено обязательное посещение молитвенных правил, соблюдение обрядов и церковных норм. Какие принципы педагогам необходимо учитывать, чтобы обрядовая сторона церковной жизни не приобрела в детском сознании сухого довлеющего влияния и не вызвала в дальнейшем отрицания и отторжения церковной жизни?
— Семинаристы мне как-то задали вопрос: «Почему нас насильно заставляют молиться? Христианство — это религия свободы!» Я ответил: «Правильно. Но насильно молиться вас никто и не заставляет. От вас требуют выполнять только распорядок внутренней жизни школы, в которую вы сами добровольно поступили. Поэтому вы должны соблюдать дисциплину и присутствовать на молитвенном правиле в положенное время, а будете ли вы молиться — дело уже вашей веры и вашей воли. Правила, распорядок существует везде, в школах, в армии, в интернате, в институте, в любом учреждении». Но чтобы время, посвященное молитве, было действенным, для этого необходимо разумное слово педагога. Как нужно молиться, о чем нужно молиться, зачем нужно молиться и т. д., — это всё надо обязательно объяснять и объяснять не по собственному разумению, но по учению признанных Церковью опытных подвижников молитвы. При этом требуется доброжелательный, дружеский характер отношений с учащимися, а не приказной — это особенно важно. Нужно объяснить, подсказать, но внутрь души лезть не надо. Призывы же к молитве без объяснения ее существа и научения их верному ее совершению будут для детского сознания пустыми словами.
Первостепенной задачей воспитателей православных школ и гимназий является изучение святоотеческих указаний о молитве с тем, чтобы передать их детям и научить их именно молиться, а не вычитывать молитвы, как это делают язычники. Для нашего времени лучшим учителем молитвы является святитель Игнатий (Брянчанинов). К его бесценным творениям и письмам и следует постоянно обращаться за руководством по всем вопросам, связанным с ней.
Беседовала Семенова Светлана «Prokimen. Ru.»
http://www.prokimen.ru/article_2896.html