Росбалт | Борис Альтнер | 19.02.2008 |
Британцы, кто с возмущением, а кто и со смехом восприняли слова архиепископа Кентерберийского о том, что неплохо было бы, мол, ввести в законодательство Соединенного королевства некоторые элементы шариата, свода религиозных законов мусульман. Датчанам, шведам и финнам подобные идеи уже давно не кажутся смешными — здесь исламская община настолько разрослась и обрела такое влияние, что многие общественные институты без всяких обсуждений стараются приспособиться к изменившимся условиям. Полиция, предприятия общественного транспорта и даже Вооруженные силы успели разработать для служащих здесь мусульман специальную униформу: она включает в себя чалму для мужчин и плотный платок-хиджаб для женщин. Из рационов солдат и школьников изымается свинина (на всякий случай — у всех, ведь в столовой не сделаешь отдельный зал для последователей Мухаммеда — это неполиткорректно), а в ряде датских муниципалитетов исламские праздники стали для приверженцев этой религии официальным поводом не выйти на работу или не пойти в учебное заведение. Подобную веротерпимость можно было бы приветствовать, — пишет газета Ekstra Bladet, — если бы она распространялась и на представителей иных нехристианских религий, однако подобные права получили одни лишь мусульмане. Тем временем, даже общественные бассейны «перестраиваются» и позволяют заходить в воду женщинам, укутанным с ног до головы.
В Швеции несколько общественных организаций выступили с инициативой о введении курса подготовки имамов в программу государственных университетов. Впрочем, при нынешнем законодательстве страны это вряд ли получится, причем на это не пойдут сами мусульмане: дело в том, что система финансирования высшего образования в Швеции предусматривает выдачу студентам государственной долговременной низкопроцентной ссуды, а в исламе любой вид ростовщичества находится под запретом. Тем не менее, если вдруг эти самые общественные организации, которые предложили готовить шведских имамов в государственных ВУЗах, вдруг отыщут достаточное количество денег для учреждения стипендий — их идея вполне может оказаться претворенной в жизнь. А уж в деньгах, скорее всего, недостатка не будет — о своей готовности поддержать такую инициативу заявили более десятка международных исламских фондов.
Не отстает от госучреждений и образовательной системы и большая политика. В Финляндии идет сбор подписей для регистрации в стране Исламской партии, которая рассчитывает добиться на следующих муниципальных выборах нескольких депутатских мандатов в законодательных собраниях таких крупных городов страны, как Хельсинки, Турку и Тампере. Программа этой партии предусматривает разрешение чтения Корана в школах вместо уроков музыки, ряд мер по стимулированию строительства мечетей, а также включения операции по обрезанию в перечень услуг муниципальных медицинских учреждений — то есть, по сути, исполнение исламского религиозного обряда за счет финских налогоплательщиков. Кроме того, не забыт и пресловутый суд по законам шариата, а также обязательный забой животных по мусульманской традиции — христианам, мол, все равно, какое мясо покупать, а мусульмане будут спокойны: в магазинах им не грозит покупка «нечистых» продуктов. Председателем будущей партии является опытный политик, бывший профсоюзный деятель Ристо Тамми, принявший ислам и сменивший имя на Абдуллу.
Примечательно, что именно такие, новообращенные мусульмане, большей частью — не эмигранты из стран Магриба или Ближнего Востока, а самые что ни на есть обыкновенные датчане, шведы, норвежцы и финны — отличаются наибольшей активностью в продвижении радикального ислама в своих странах. В этом им помогает устоявшаяся в Скандинавии демократическая традиция: в отличии от запуганных иммигрантов, они не боятся заявлять о себе во весь голос и добиваться того, что считают своими неотъемлемыми правами. Примечательно, что на этой почве возникают даже конфликты внутри самой исламской общины скандинавских стран: коренные «викинги», ставшие мусульманами, зачастую не могут в одночасье избавиться от презрения к своим братьям по вере, иммигрировавшим из Ирана, Пакистана, арабских и африканских стран. Став мусульманами, они все равно продолжают держаться классических фраз типа «понаехали тут» и, таким образом, борясь за исламизацию своих стран, полагают, что новые права — все-таки не для всех мусульман, а только для «белых».