Церковный вестник | Дмитрий Авдеев | 18.02.2008 |
В происхождении невротических реакций у детей большинство специалистов подчеркивают роль неправильного воспитания. Это и сверхтребования к ребенку, и несогласованный подход к воспитанию детей у супругов, и непоследовательность воспитания.
Проявления детских неврозов разнообразны: это эмоциональная неустойчивость и сверхчувствительность, плаксивость, легко меняющееся настроение, капризность, возбудимость, трудности засыпания, беспокойный сон, страхи, сосание пальцев, обкусывание ногтей и кожи вокруг них, заикание, энурез, нервные тики. У каждого возраста свои симптомы.
Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических (телесных) жалоб и недомоганий — к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и тому подобное, что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребенка. Нередко в ответ на неблагоприятные психоэмоциональные обстоятельства у детей могут развиваться различные заболевания.
Другой особенностью детской нервности (невротической, психопатической) являются поведенческие нарушения. Некоторые дети убегают из дома, прогуливают занятия в школе, другие начинают курить, пробуют алкоголь. Большинство таких ребят затягивает улица и воспитывает на свой манер.
— Многие дети испытывают различного рода страхи. Как с этим быть?
— В возникновении детских страхов можно выделить некоторую закономерность или этапность.
От года до трех лет ребенок может испытывать страх и выраженное беспокойство во время разлуки с близкими людьми, прежде всего с матерью. Страх может появиться и при резком изменении стереотипа, режима дня.
От трех до пяти лет у детей, имеющих уже некоторый жизненный опыт, к вышеназванным страхам прибавляются и страхи воображаемые (сказочные персонажи, всплывающие в сознании ребенка впечатления, страшные для него истории и т. п.).
Отличительной особенностью страхов детей пяти — семи лет является нередко возникающий в этом возрасте страх смерти (своей, родителей, бабушек, дедушек). Душа ребенка не соглашается со смертью, которая ей кажется противоестественной. Стоит отметить, что дети из воцерковленных семей намного реже испытывают подобного рода страхи. Они знают, что смерть — это начало вечности для человека.
Ни в коем случае нельзя с целью наказания запирать детей в темной комнате или чулане, пугать их «злым дядей» или еще кем-то «злым», угрожать ребенку тем, что за плохое поведение его «отдадут другим родителям», что он «будет жить на улице» и т. п. Кроме страха, ничего эти псевдопедагогические приемы не принесут.
— Можете ли вы дать какие-то «рецепты» укрепления душевного здоровья детей?
— Начнем с самого простого и то же время очень значимого обстоятельства — режима дня. Если он совсем никак не обозначен, то ребенок, да и подросток, несомненно, будет от этого страдать. Любая неразбериха, беспорядок, бессистемность чреваты различными проблемами. Отсутствие режима часто приводит к праздности, незнанию чем заняться, что делать. Одна из главных «болезней» подрастающего поколения — безволие, волевые расстройства. Режим организовывает личность.
Родителям и детям я в этом случае привожу в пример жизнь в монастыре. Монастырский устав не оставляет никакой праздности. Молитва, послушания, труд, изучение творений святых отцов…
Попутно добавим, что детям, в особенности городским, не хватает движения, свежего воздуха. Зато в преизбытке напряжение: психоэмоциональное, информационное. Одно телевидение чего стоит.
Для себя я давно сделал такой вывод: если родители нервные, то и дети будут нервными. Счастливых семей, увы, немного, а вот проблемных хоть отбавляй. Ссоры и конфликты родителей, постоянные «выяснения отношений», безусловно, невротизируют ребенка. Во время консультации я всегда говорю таким родителям, что их дом может стать раем для детей, а может стать и адом. Вот и выбирайте, что лучше.
И еще. Здоровье ребенка закладывается еще внутриутробно. И от того, как будущая мама носит дитя, во многом зависит его здоровье, в том числе и психическое.
Отдельно хочу сказать о сверхтребованиях к ребенку. Приведу пример. На прием приходит мама с сыном 8 лет. Он учится во втором классе специализированной школы с углубленным изучением английского языка. Еще он посещает два кружка, музыкальную школу и спортивную секцию. Плюс к этому папа серьезно взялся за обучение сына работе на компьютере. На серо-пепельном лице мальчика под очками прячутся грустные голубые глаза. Ребенок сидит с обреченным видом, напоминая скорее пенсионера, чем мальчишку своих лет. А жалобы, по поводу которых они с мамой обратились на прием, были такими: плохой сон, повышенная утомляемость, головные боли. Это, увы, достаточно типичная ситуация. К тому же, в подобных случаях воспитание ребенка подменяется образованием. А ведь это совсем разные вещи, и надо это понимать.
В качестве лечебно-профилактических рекомендаций невротических расстройств у детей можно предложить использование ванн с добавлением морской соли, хороши хвойные ванны. Целесообразен прием витаминных препаратов. Следует ограничить прием возбуждающих напитков (чай, какао и др.). Немаловажную роль играет посильный физический труд, закаливание ребенка, достаточное его пребывание на свежем воздухе. Полезны походы, поездки за город на природу, особенно всей семьей.
Очень большое значение имеют спокойные, теплые отношения всех членов семьи друг к другу и, конечно, к ребенку, создание в доме атмосферы любви.
Необходимо также закаливать волю ребенка, приучать его к труду, обучать терпеть невзгоды, скорби, болезни.
Воспитание ребенка — это, прежде всего, любовь и достойный пример.
Известный православный писатель Н.Е. Пестов в книге «Современная практика православного благочестия» писал о семи факторах духовного возрастания. К этим факторам он относил Таинства Церкви, молитву, пост, пример благочестия родителей, духовную среду, духовное чтение и освящение обстановки.
О воспитании детей добрыми христианами молятся тем святым родителям, которые сумели воспитать чад своих в верности ко Христу: родителям преподобного Сергия — преподобным Кириллу и Марии; матери юных дев-мучениц Веры, Надежды и Любови — святой мученице Софии; матери Блаженного Августина, святителя Иппонийского, — святой Монике, и другим святым угодникам Божиим.
Дмитрий Александрович Авдеев — московский православный психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук. Родился в России в 1964 году. В 1988 году окончил с отличием медицинский вуз. Обучался в клинической ординатуре, аспирантуре. В 1992 году защитил кандидатскую диссертацию. Работал в лечебных учреждениях, доцентом кафедры психологии, врачом-психотерапевтом Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вел врачебный прием при храме святого мученика Вонифатия (Областная психиатрическая больница, Москва).
В 2003—2004 годах принимал активное участие в организации реабилитационного центра русского прихода святого Стиллиана на Кипре (Лимассол).
В 2005—2006 годах заочно прошел полный курс последипломного обучения на богословском факультете университета «Лукиан Благо» (Румыния) по специализации «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям» с успешной сдачей экзаменов по темам: «Пастырская психология и психиатрия», «Психотерапия: православный подход», «Церковная помощь психически больным людям».
В 2005 году организовал и возглавил автономную некоммерческую организацию «Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям».
Д.А. Авдеев — автор многих книг, брошюр и статей, изданных, кроме русского, на румынском, сербском, болгарском, македонском, грузинском, английском, испанском и немецком языках.
http://tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=2430