Парламентская газета | Сергей Рябухин | 15.02.2008 |
— Сергей Николаевич, почему идея учредить новый праздник как альтернатива Дню святого Валентина возникла именно на Муромской земле?
— В Муроме в ХIII веке правили благочестивый князь Петр и его супруга Феврония. Единственные на Руси святые, которые издавна почитаются нашим народом как покровители супружеской любви и семейного счастья и по сути представляют собой образец идеальной семьи, о которой слагались легенды. История их любви подробно описана в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». В старости супруги приняли монашество. И, прожив в любви и согласии долгую жизнь, умерли в один час. Эти святые издавна считаются покровителями семьи и брака, поэтому в день их памяти — 8 июля — и предлагается учредить новый праздник, который, кстати, широко отмечался до 1917 года. На наш взгляд, появление всероссийского праздника — Дня супружеской любви и семейного счастья — будет особенно уместным в этом году, объявленным Пре
— Но существует мнение, что День святого Валентина является католическим, а значит и христианским праздником…
— Хотел бы напомнить тем, кто так считает, слова профессора Московского государственного университета дьякона Андрея Кураева, который предлагает в таких случаях Словарик ложных цитат. Во-первых, День святого Валентина не что иное, как очередная ложная подмена исторической правды. Тут происходит не только подмена понятий, искажение представлений, но и подрыв традиций, замена их на другие — чуждые и, я бы сказал, разрушительные. Не может праздник называться христианским, если откровенно пропагандируется свобода отношений, разврат, разрушающий семьи. Во-вторых, ни католическая, ни православная церкви никогда не отмечали День всех влюбленных. Христианские ученые-богословы доказали, что привязка святого Валентина, жившего в III веке, к подвигу совершения (вопреки запрету римского императора) таинства венчания солдат является легендой. 14 февраля — день гибели святого Валентина, который был обезглавлен за чудо исцеления от слепоты дочери сановника Астерия, что вызвало гнев императора Клавдия. В то же время язычники отмечали праздник покровительницы влюбленных пар Юноны. Одной из традиций праздника было написание друг другу записок с именами влюбленных. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных. Что касается деталей распространяемого «жития» Валентина, которые дают повод для празднования Дня влюбленных, то они являются абсолютно недостоверными и не имеют исторических подтверждений. Кроме того, этот не имеющий духовных корней праздник отмечается с языческих времен как праздник «покровительства неких высших сил всем влюбленным». При этом под «влюбленными» себя числят и люди нетрадиционной ориентации, которые по церковным канонам являются изгоями. Более того, в этот день в российских католических храмах отмечают праздник, связанный с Кириллом и Мефодием, покровителями Европы, а вовсе не День влюбленных. На это, кстати, множество раз обращал внимание генеральный секретарь Конфессии католических епископов священник Игорь Ковальский. Совершенно очевидно, что для кого-то День всех влюбленных представляет еще и серьезный коммерческий интерес — на продажу хорошо идут сердечки, подарки, цветы и прочее.
— Кто поддержал идею учреждения нового праздника в России?
— Прежде всего следует сказать, что эту инициативу благословил Патриарх всея Руси Алексий II. Под обращением о необходимости учреждения праздника подписались председатель Счетной палаты Сергей Степашин, член Совета Федерации Алексей Клишин, губернатор Владимирской области Николай Виноградов, глава округа Мурома Валентин Качеван и другие. Только в Муроме, где жили православные святые Петр и Феврония, собрано более 20 000 подписей в поддержку учреждения в нашей стране своего исконно национального праздника. Среди тех, кто выступает за его проведение 8 июля, немало студенческой молодежи. И что не менее важно — к нам присоединяются люди разных конфессий. Надеемся, что идею учреждения всероссийского Дня супружеской любви и семейного счастья поддержат и в Совете Федерации, и в Государственной Думе, куда мы уже направили обращение тех, кто ратует за учреждение праздника, укрепляющего нравственные и духовные основы семьи, а в итоге всего государства.
Наша справка
Покровители влюблённых
В роли покровителей супружеской любви и верности Русская православная церковь почитает муромских чудотворцев, живших в XII—XIII вв. — князя Петра и княгиню Февронию.
История любви этой супружеской пары подробно описана в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Из нее мы узнаем, что благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году, первоначально заболев проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было откровение, что это может сделать дочь пчеловода благочестивая дева Феврония. Когда князь узрел крестьянку Февронию, то полюбил ее за благочестие, мудрость, доброту и дал обет жениться на ней. Феврония вылечила князя и вышла за него замуж. Бояре и особенно боярские жены всячески попрекали Февронию ее происхождением и в конце концов добились того, что Петр отказывается от княжеского престола в Муроме и уезжает с женой в изгнание. Но вскоре их нагоняют муромские вельможи и просят Петра вернуться: в отсутствие князя в его земле начались кровопролитные распри между претендентами на власть. Петр и Феврония возвращаются и долгие годы мирно княжат.
Супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания. Они прославились благочестием и милосердием. Представились святые Петр и Феврония в один день — 8 июля (по новому стилю) 1228 года. Перед смертью они приняли монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. После смерти Петра и Февронии люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать. Тела святых были положены в одном гробу. Примерно через 300 лет после своей кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.