Русская линия
Православие.RuПротоиерей Андрей Соммер16.02.2008 

«Есть у русских „в рассеянии“ цель — сохранить православную культуру…»
Интервью с протоиереем Андреем Соммером, заместителем председателя синодального отдела РПЦЗ по работе с молодежью

В проходивших недавно в Москве ХVI Международных Рождественских образовательных чтениях принял участие заместитель председателя Синодального отдела РПЦЗ по работе с молодежью протоиерей Знаменского собора в Нью-Йорке Андрей Соммер, который охотно согласился ответить на вопросы сайта «Православие.Ru».

— Отец Андрей, с момента восстановления канонического единства Русской Православной Церкви прошел пусть небольшой, но все же срок. Как Вы оцениваете сегодня первые итоги воссоединения?

- Это был естественный, как само дыхание живущего на Земле человека, процесс.

После подписания Акта о каноническом общении открылись ворота, разделявшие нас долгие годы: уходит непонимание друг друга, открывается новый путь сотрудничества, и мы делаем по нему первые шаги. Теперь стоит задача не распахнуть ворота (слава Богу, это уже сделано!), а снести совсем тот забор, который отгораживал две ветви Православной Церкви, чтобы все мы жили как одна большая семья. Речь идет, прежде всего, об изменении сознания людей, восприятия ими действительности.

Все это находит отражение в нашей совместной деятельности, одно из ключевых направлений которой — молодежные проекты. Я служу в Синодальном отделе РПЦЗ по работе с молодежью, и сейчас у нас обширные планы по развитию совместного молодежного служения, а также по обмену опытом в этой сфере, чтобы выяснить, каким образом мы сможем действовать сообща наиболее эффективно. Надо ближе познакомить зарубежную и российскую молодежь, тогда они смогут увидеть особенности жизни в России и на Западе, а главное — понять, что быть православным христианином можно в любых условиях.

Молодежь не только объект для миссии; в свою очередь, молодые люди сами могут выступать активными миссионерами для своих сверстников, чтобы показать им всю красоту Православия.

— Очевидно, тот обмен опытом, о котором Вы говорили, проходил и на Рождественских чтениях…

- Безусловно! Я был счастлив побывать на столь престижном форуме и благодарю оргкомитет за приглашение поучаствовать в его работе. В рамках Чтений я выступал с докладом о православном молодежном служении «в условиях рассеяния».

Я очень рад тому, что в Москве мне удалось познакомиться с представителями различных православных молодежных организаций, и надеюсь, что в дальнейшем наши контакты будут успешно развиваться и выйдут на новый уровень. Очень важна поддержка друг друга, живое общение с архипастырями, пастырями и мирянами. Мне кажется, что Рождественские чтения, как никакой другой церковно-общественный форум, представляют собой огромные возможности для такого плодотворного общения.

Полагаю, необходимы дальнейшие международные молодежные конференции, где мы могли бы откровенно обсуждать самые насущные проблемы. Еще одно важное направление, которое нужно развивать, — проведение совместных паломнических поездок, так благотворно воздействующих на преображение душ молодых людей.

К примеру, в июле прошлого года нашим отделом было организовано для православной зарубежной молодежи паломничество «По стопам Моисея» — по православным святыням Святой Земли и Египта, которое продолжалось три недели. В нем приняли участие более ста человек из шести стран. Помимо посещения церквей, монастырей и святых мест, связанных с бегством Святого Семейства, служением пророка Моисея и других святых, в программу вошло трехдневное плавание по Нилу, во время которого паломники посетили многие исторические места, провели одну ночь в египетской пустыне и поднялись на гору Синай.

Хочу заметить, что в ходе поездки у ребят была возможность не только прикоснуться к величайшим святыням, но и пообщаться со своими сверстниками из разных стран, где представлена РПЦЗ и, таким образом, понять, что все мы — члены Поместной Русской Православной Церкви.

— Какие задачи в работе с молодежью ставились РПЦЗ прежде всего?

- Наш путь «в условиях рассеяния» не был прост. Очутившись за пределами России — сначала после революции 1917 года и гражданской войны, затем после Второй мировой войны, — русские всегда понимали стоящую перед ними особую задачу — сохранить свою православную веру и русскую культуру вопреки пагубному влиянию западного духа.

Испытывая горячую любовь к Отчизне, русские эмигранты надеялись, что вот-вот возникнут новые условия, и они смогут вернуться. Особенно большие надежды были в 1940—1950-х годах, но им так и не суждено было сбыться. Примиряясь с фактом «рассеяния», ежедневно борясь за самосохранение, за свою личность и веру в Бога, за сущность духа русского человека, эмигранты объединялись, чтобы не допустить саморазрушения.

Можно сказать, что именно страх перед возможной потерей наследия вековых корней предков заставил нас осознать важность духовного окормления, создания приходов как объединяющего начала «рассеянных» русских. В Европе, Африке, далекой Австралии, Китае, в Северной и Южной Америке — во всех краях мира, где находились русские, были основаны приходы.

Маленькие приходы вырастали в большие общины и, как магнит, притягивали русских людей к себе. При храмах создавались школы для детей, летние епархиальные и скаутские лагеря, различные молодежные кружки; в приходах появлялись общественные организации, издавались газеты и журналы. Чтобы не ассимилироваться в стране проживания и не расплавиться в общем тигле массовой культуры, нужно было вести «двойную жизнь»: взрослым на работе, а детям в школах приходилось общаться на чужом языке, противостоять издевательствам над нашими традициями, например защищать празднование Рождества Христова по старому календарю, когда праздник в данной стране давно прошел…

— Расскажите подробнее, как выстраивалась система образования подрастающего поколения…

- Забота об образовании детей на уровне средних школ началась еще в лагерях беженцев в 1940-х годах. По расселению лагерей положение с обучением изменилось коренным образом. Открывались приходские школы, где во главу угла ставилось беречь и изучать русский язык, классическую русскую литературу, Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение, русскую историю. В приходских школах, хочу подчеркнуть, не только преподавали различные предметы, как, скажем, в местных школах, но и внедряли морально-нравственные принципы воспитания.

При Архиерейском Синоде РПЦЗ был учрежден Синодальный отдел по образованию, который провозгласил целью «направить усилия в помощь школам, чтобы они оставались не только религиозными, но и национальными образовательными центрами». Трудности были связаны с необходимостью найти программы обучения, учебные пособия, подобрать достойных преподавателей. Переиздавались отдельные дореволюционные учебники, составлялись новые, а также приобретались некоторые из бывшего Советского Союза. Издательства, выпускающие школьные учебники, появились в Сан-Франциско (США), Австралии, Канаде и Франции.

В городе Наяке, что недалеко от Нью-Йорка, протоиереем Серафимом Слободским был составлен учебник «Закон Божий» и издан Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле, и это пособие стало самым распространенным учебником вероучения.

Школа при Покровском приходе в Наяке была основана в 1951 году и до сих пор работает по разработанной тогда программе обучения детей, рассчитанной на 14 лет. А в Сан-Франциско школа была учреждена еще в 1927 году, ее в 1950-х годах преобразовали в 11-летнюю гимназию; на сегодняшний день там обучаются 150 учеников три раза в неделю. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, чьи нетленные мощи пребывают в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», принимал деятельное участие в обучении детей и именовал школу в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Русские приходские школы, обучая детей словесности, учили их любить и беречь Православие, Церковь, раскрывали красоту и величие России во всех проявлениях. Большую помощь школам оказывали родители. В русских эмигрантских семьях говорили исключительно по-русски, поддерживали общие правила благочестия, молились, соблюдали посты, регулярно посещали храм Божий.

Забота о молодых людях продолжалась и после окончания ими школы. Ведь получив знания о православной вере и культуре, им все же непросто было вести деятельную борьбу против соблазнов этого мира и сохранять свое наследие.

— Какие трудности Вы встречаете на этом пути и как их преодолеваете?

- Однажды на съезде православной молодежи, который состоялся еще в 1958 году в Ново-Коренной пустыни в Нью-Йорке, епископ Никон Вашингтонский и Флоридский поделился мыслью митрополита Антония Храповицкого о том, что Россия является совершенно особенной страной: это единственное государство в мире, где в течение многовековой христианской истории «духовное начало, бесспорно, господствует над земными интересами».

Достижение такого идеала возможно при тесном сотрудничестве и гармонии духовной власти с гражданской, что и возрождается сейчас во славу Божию у вас в России. Основываясь на нашем американском опыте, где такое просто немыслимо, могу сказать: это просто чудо, что сегодня в России развивается сотрудничество между государством и Церковью, пусть пока и не по всем вопросам достигнуты договоренности. Но тут главное, что сам процесс идет.

У нас, повторю, такой великой возможности нет. В разных епархиях есть свои условия и подходы к работе с молодежью. Например, епископ Савва Австралийский считал, что самое важное — это преодолеть пассивность молодых людей, помочь им выйти на правильный духовный путь.

По благословению Архиерейского Синода РПЦЗ в 1950-х годах в приходах разных епархий были основаны Свято-Владимирские молодежные кружки с целью духовно-культурного просвещения в русле идеалов Святой Руси. Под руководством настоятелей с группами молодых людей велись духовные беседы, лекции. Позже эти кружки заменились епархиальными молодежными комитетами, взаимодействующими с Синодальным отделом по работе с молодежью.

Конечно, искусительного для молодежи много везде: в средствах массовой коммуникации, в новых технологиях… Мораль Запада объявляет стяжание как к наиглавнейшую цель жизни человека, и это негативно влияет на молодежь; этот дух заметно проникает и в Москву. И перед нами стоит ответственная задача — помочь тем, кто только вступает в жизнь, обрести мораль и совесть по учению Православия, привлечь современную молодежь в Церковь.

— Если говорить конкретно, то каким образом?

- Например, принимая посильное участие в реставрации храмов. Известно, что после безбожной советской эпохи многие храмы в России нуждаются в реставрации, и, я полагаю, такая возможность привлекла бы и зарубежную молодежь. Ведь здесь и новые знакомства, и общение, и обмен опытом, и, в конечном итоге, приобщение к Церкви. В свою очередь, молодые люди из России могли бы, например, принять участие в наших поездках на Святую Землю, где есть храмы РПЦЗ, и также посильно помогать там. Конечно, речь идет о поездках не только в Иерусалим, но и в разные епархии РПЦЗ, где может быть востребована такая помощь. Например, в Австралию. Такие формы работы могли бы привлекать и невоцерковленную молодежь.

Нельзя не упомянуть и молодежные лагеря. У нас опять-таки есть и епархиальные, и скаутские лагеря, которые сотрудничают с Церковью; священники туда ездят, исповедуют и причащают ребят, общаются с ними. Кроме того, у нас есть один епархиальный молодежный лагерь, который привлекает и англоговорящих молодых людей. Ведь есть чисто англоязычные жители, которые приняли Православие, но русского языка не знают.

В последние десять лет мы наблюдаем наплыв эмигрантов из России, и мы должны направить силы на то, чтобы активно с ними работать. Приехавшие недавно ищут Истину, но, может, не все понимают, что она только в Православии. Наша задача — способствовать их воцерковлению, чтобы они активно участвовали в жизни церковных общин.

Западное общество — это общество потребления, духовная жизнь его мало волнует, и, к сожалению, многие наши соотечественники, которые эмигрируют в США, ориентируются на эту поведенческую модель. Полагаю, сегодня всем нам необходимо приложить усилия, чтобы такая модель не стала превалирующей и в России.

— А как Вы собираетесь строить свою миссию, через какие каналы?

- Это хороший вопрос. Есть, к примеру, разные издательства. Ведь невоцерковленная молодежь не будет читать церковные издания, а светские СМИ в Америке, например, абсолютно не заинтересованы в сотрудничестве с Церковью. В то же время сегодня огромные возможности для миссии представляет интернет.

Сейчас мы планируем разработать специальный миссионерский интернет-ресурс для молодежи. Идея проста: церковная молодежь через личное общение должна привлекать нецерковную молодежь. Конечно, будет форум, возможно, будут размещены блоги участников. Кто знает, может, со временем на базе такого миссионерского православного ресурса, который актуален для всего Зарубежья, будет создана социальная сеть, которая, опять-таки, может носить миссионерский характер.

Безусловно, появление такого ресурса возможно при помощи опытных деятелей православного рунета здесь, в России, у которых ценный опыт и потенциал на данном направлении. Прежде всего, это, конечно, интернет-портал «Православие.RU».

- У РПЦЗ накоплен большой опыт сохранения русской культуры в «условиях рассеяния». Сможет ли, на Ваш взгляд, этот уникальный опыт использоваться при преподавании в России курса по православной культуре?

- Напомню, как на открытии Рождественских чтений в Кремле архиепископ Берлинский и Германский Марк говорил о том, что он, мягко говоря, удивлен: последние 16 лет на Чтениях речь идет, по сути, все время об одном и том же — путях введения в России курса «Основы православной культуры», методике преподавания предмета и обо всем, что с этим связано.

У зарубежных приходов тут несколько иной опыт. Ведь в Америке даже заикнуться о преподавании православной культуры в школе нельзя, у нас такая деятельность осуществлялась и осуществляется лишь через приходские школы. Ведь именно приходы являются тем «кольцом», которое объединяет длинные цепочки русских «в рассеянии».

Но в России ситуация другая. Ведь, согласно социологическим опросам, подавляющее большинство (около 80%) современных российских детей являются крещеными, но не просвещенными. Единственный выход, который видится в этой ситуации, — введение в программу общеобразовательных школ предмета «Основы православной культуры». Школьников никто не заставляет принимать веру, молиться, но знать историю и культуру своего Отечества, которые имеют православные истоки, они должны.

Есть такая поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Православная цивилизация — тот большой «монастырь», где есть свой устав, свои ценности, свое мировоззрение, история, культура. Поэтому, если ты хочешь жить в этом доме, изучи хотя бы устав.

Знаю, что дважды в год при Троице-Сергиевой лавре проходят специальные богословские курсы для преподавателей православной культуры. Уникален сам формат их проведения: слушатели могут встретиться с ведущими профессорами Московской духовной академии, представителями органов государственной власти, деятелями культуры и науки. И, конечно же, они совершают ежедневные богослужения у мощей преподобного Сергия Радонежского. Разве это не прекрасный опыт?

Конечно, мы поддерживаем все ваши начинания. Ведь все мы — одна большая семья, и наш долг — помогать друг другу.

Хочу закончить словами великого российского пастыря — святого праведного Иоанна Кронштадтского, столетие со дня кончины которого исполняется 20 декабря 2008 года по старому стилю: «Нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и, что важнее и нужнее, добрых богобоязненных христиан».

Будем всегда помнить об этом!

Беседовал Василий Писаревский

http://www.pravoslavie.ru/guest/80 213 165 854


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru