Нескучный сад | Анна Пальчева | 15.02.2008 |
Не знавшие памперсов
На сегодня движение «Волонтеры в помощь детям-сиротам» — это, пожалуй, одно из самых крупных и активных добровольческих объединений. Занимается оно помощью детям-отказникам, которые живут в больницах. Дело тут вот в чем. Когда от ребенка отказываются родители, его помещают в больницу на карантин: обследуют перед переводом в детский дом. По закону этот карантин должен длиться от двух до четырех недель. На самом же деле ребенок может застрять в больнице на годы. Основная причина — отсутствие мест в сиротских детских учреждениях. Другая — сложности с оформлением документов, определением статуса ребенка. Случается и такое, что врачи придерживают в больницах очень больных детей, чтобы их выходить. Как бы то ни было, в итоге ребенок может прожить в больнице от нескольких месяцев до нескольких лет.И тут возникает еще одна проблема. Больница — не специализированное детское учреждение, и на оказавшихся здесь детей, помимо койко-места и лекарств, не выделяется ничего. Кроватка, простыня и больничная каша — ни памперсов, ни детского питания, ни игрушек, ни няни. Вот все это и добывают для детей волонтеры.
«Сотрудники одной из больниц, куда мы приехали, впервые увидели памперсы!» — восклицает основоположник и руководитель движения Елена Альшанская. Кроме доставки вещей волонтеры занимаются ремонтом палат, организацией игровых комнат, закупкой стиральных машин. «Мы тут недавно в одной больнице установили отопление, — продолжает моя собеседница. — Представляете, там детей даже никогда не мыли из-за отсутствия горячей воды!»
Судя по инвентарю (соски на фото), оснащение некоторых региональных больниц, где лежат дети, соответствует середине прошлого века
Сначала активисты движения работали только с подмосковными больницами, потом распространились на другие области. Теперь, бывает, добираются и за 450 километров от Москвы. Однако в провинции другая ситуация. В густонаселенной Москве и Подмосковье брошенных детей в больницах очень много. А в регионах их по одному-два, и лежат они в разных отделениях. Поэтому и помогать им гораздо труднее — нельзя сконцентрировать силы. Впрочем, активистка из Читы нашла в своем городе больницу, где живут 70 детей. В одной из больниц Воронежа — 150. Вообще, в регионах люди работают независимо от московской организации, у нее они только перенимают технологию.
Еще одна важная задача — привлекать внимание общественности и властей к брошенным детям. Ведь отказники часто вынуждены годами жить в больнице именно из-за несовершенства законодательства. Но тут волонтеры делают успехи — удалось договориться с правительством Московской области: со следующего года бюджет Московской области будет предусматривать памперсы и нянь для отказных детей.
А началось все четыре года назад, когда философ по образованию Елена Альшанская была вынуждена лечь в больницу со своим ребенком. Там-то она и увидела детей, живущих в больнице с самого рождения. И решила попытаться исправить ситуацию, стала привлекать к помощи отказникам других. «Была задача — решить проблему конкретных детей. Я понятия не имела, что в итоге получится целое добровольческое движение», — говорит она.
Организованный хаос
Основной рабочий инструмент «Волонтеров» — сайт www.otkazniki.ru. Через него «возникают» новые люди, здесь же размещают просьбы о помощи, обсуждают текущие дела. «По сути сайт — это наш виртуальный офис, — говорит моя собеседница. — Настоящего офиса у нас нет».На сайте существует раздел «Чем вы можете помочь прямо сейчас», и любой зашедший на сайт при желании может оказаться полезным тут же. Встречаются, к примеру, такие просьбы: поработать на стенде движения во время выставки, напечатать листовки, навестить больного ребенка.
Также имеется раздел, где публикуют отчеты о поездках в больницы — кто ездил, куда, что привезли. Попадаются и фотоотчеты о ремонте в больничных палатах, об условиях, в которых живут дети. Постоянно обновляется информация о готовящихся поездках и проводимых акциях, о том, с кем связываться и куда можно передать помощь — опять же чтобы посетители знали, в чем можно поучаствовать. Разумеется, есть форум. Он разделен на общедоступный и подзамочный разделы, информация последнего открыта только для постоянных участников движения.
Примечательный раздел — анкеты. Каждый желающий сотрудничать с движением может отправить на сайт данные о себе, где указывает, какой род деятельности ему ближе и свои координаты. Эти данные обрабатывают, и вскоре с ним связываются, предлагая работу «по профилю».
С одной стороны, такая «дикая», самоорганизующаяся форма существования движения имеет массу преимуществ: сайт легкодоступен, через него приходят самые разные люди, и каждый может найти себе наиболее удобное применение. «С другой стороны, есть и минусы, — продолжает Елена Альшанская. — Мы не можем контролировать приток людей, вести отбор. Крупная организация (число волонтеров давно уже перевалило за сотню, хотя точная цифра неизвестна) не может существовать только в сети, людям необходимо периодически встречаться. Людям, работающим вместе, необходимо периодически видеть друг друга — это повышает эффективность работы. Таким образом можно почувствовать отдачу, понять, что делаешь какое-то реальное дело, а не просто вбухиваешь силы непонятно во что. Поэтому мы начали по субботам проводить регулярные встречи, но не всех волонтеров, а по рабочим группам. Отдельно — те, кто занимается больницами, отдельно — те, кто складами и так далее».
Структура организации простая. Есть координаторы — ответственные за направления работы (склады, группа юристов, поддержка сайта, работа со спонсорами) и старшие по конкретным больницам (они налаживают контакты с администрацией, отслеживают судьбу детей, организуют доставку помощи, поиск нянь).
Если в больнице возникает нужда в чем-либо, ответственный за нее вывешивает информацию об этом на сайте и связывается с координаторами направлений — вполне возможно, что проблему можно решить за счет внутренних ресурсов. Например, на складах могут найтись детское питание, памперсы, игрушки, видеоаппаратура. (Свои складские помещения предоставляют дружественные организации, в том числе и храмы, а нередко и волонтеры — свои квартиры.) Всего координаторов направлений 23 человека, координаторов больниц — 45. «Всех координаторов я знаю в лицо, а волонтеров — нет», — говорит Елена.
Организовывать людей проще всего через интернет, а собирать помощь — вещи, питание, памперсы — эффективнее всего в реале, при помощи акций. «Если бы мы электрообогреватели для больниц через сайт собирали, мы бы к отопительному сезону никогда не успели. Лежит у кого-нибудь обогреватель, и он готов его привезти, но знает, что это можно сделать и завтра, и послезавтра, и послепослезавтра. А у акции есть определенные временные рамки, в которые нужно уложиться. Есть пункт сбора. И это мотивирует людей», — говорит Елена. Кроме того, акция — это повод заявить о проблеме, привлечь к движению новые силы. «Мы периодически проводим акции в магазинах „Ашан“. Устроено это так. У входа стоят волонтеры, которые раздают информационные листовки о наших детях. У кассы установлена корзина, рядом висит список тех предметов, которые можно приобрести тут же и пожертвовать нам. К примеру, памперсы, детскую косметику. Магазину это всегда выгодно, потому что покупают их товары. И нам, конечно, тоже», — разъясняет механизм Елена Альшанская.
Реальные люди
Кто и почему становится волонтерами движения? Очень просто. Вот рассказ молодой мамы: «Я с сыном попала в детскую инфекционную больницу. Через две палаты лежали отказники. Узнать о процессе переодевания детей можно было по крикам, которые разносились на весь коридор: горячей воды не было, их подмывали в раковине холодной. Дверь была открыта, я заглянула — дети все в опрелостях, и сверху замазано толстым слоем зеленки. Девочка все время сидит или лежит в кроватке и монотонно раскачивается из стороны в сторону, а мальчик, уже умеющий ходить, привязан к кроватке пеленками за пояс или за шею — чтобы не вылезал и не выбегал в коридор».Среди волонтеров — не только мамочки. Есть и пенсионеры, и не обремененная семьей молодежь, и довольно много мужчин. Для них работы хватает — отвезти-привезти вещи, разгрузить склад, помочь с ремонтом.
«Те, кто оказывает разовую помощь, конечно, волонтерами считаться не могут. Это просто наши помощники. Все-таки волонтерская деятельность подразумевает, что человек берет на себя ответственность, выполняет какую-то работу более-менее постоянно, выделяет на это часть своего времени», — говорит руководитель проекта.
Кого-то привлекают к работе раз в месяц, у кого-то телефон буквально разрывается от звонков. «Мне приходится в переговорную выбегать каждый раз, если мне наши звонят, когда я на работе. Или через интернет решать часть вопросов», — рассказывает Лена, менеджер магазина. Как-то ей позвонила пенсионерка, сказала, что готова шить для детей простыни. И такой помощи здесь тоже рады.
Анна, старший координатор направления по работе с больницами (а это означает, что она руководит всеми больничными координаторами и к ней обращаются постоянно), — мать троих детей. Помимо этого она еще работает и пишет диссертацию. Часто на собрания координаторов Анна приходит с детьми. Этим здесь никого не удивишь — многие из активистов берут детей на встречи, потому что их не с кем оставить.
Отдельная проблема — это ответственность волонтеров за свое дело. В этом и состоит сложность работы добровольческого движения — как добиться, чтобы люди делали то, за что взялись? И делали как следует? Отчасти это решается так. Если человек, приславший анкету на сайт, отказывается от предлагаемого ему дела, его попытаются привлечь еще раз. Если же он откажется и во второй, на него перестают рассчитывать. «Это означает, что человек пока не созрел для нашей работы. Желание у него, может быть, и есть, а вот готовности — пока нет. Тогда ему стоит подождать. Пусть пришлет анкету еще через некоторое время», — разъясняет Елена. Это — один из способов отсева недобросовестных помощников. Но его недостаточно. Есть еще одна сложность. По словам Елены, часто случается, что много людей одновременно хотят заниматься одним и тем же. Поток людей большой, а «вакансия» уже закрыта, и людям не удается найти применение.
«Мы хотим в ближайшее время начать проводить семинары для добровольцев. Помимо того что мы будем готовить людей, это позволит нам лучше узнать тех, кто к нам приходит, — продолжает свой рассказ Елена Альшанская. — Анкета на сайте не дает нам исчерпывающей информации о том, чем хотел бы заниматься тот или иной человек. Многое можно узнать только в личном разговоре. Он, допустим, указал, что по профессии электрик. А может выясниться, что у него хобби — флорист и он может оформить детскую комнату. Или наоборот».
Может, и вам найдется дело? Оставьте анкету на сайте www.otkazniki.ru или позвоните по телефону 8−495−789−15−78.
Банковские реквизиты фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Для пожертвований в рублях:
Получатель: НКО Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»,
ИНН 7 706 412 841,
КПП 770 601 001,
р/с 40 703 810 300 000 002 048.
Банк получателя: СБ Банк (ООО), г. Москва,
ИНН 7 723 008 300,
КПП 775 001 001,
к/с 30 101 810 600 000 000 000,
БИК 44 579 918.
Для пожертвований в долларах:
НКО Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
ACC. N 40 703 840 600 000 004 096
Deutsche Bank Trust Company Americas, New York N 04−410−744
SWIFT: BKTRUS33
American Express Bank, Ltd., New York, USA
Account # 751 826
SWIFT: AEIBUS33A
Для пожертвований в евро:
НКО Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
ACC. N 40 703 978 200 000 004 096
Commerzbank AG, Frankfurt am Main
Account # 400 886 826 700
SWIFT: COBADEFF
Графу «Назначение платежа» просим заполнять обязательно!
Варианты заполнения:
1. Благотворительное пожертвование для детей-сирот
2. Благотворительное пожертвование для детей-сирот
_________________________ (наименование больницы)